Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Из беседы в Свято-Игнатьевском скиту Ново-Тихвинского женского монастыря, 25 марта 2001 года.
Отмечу, что я говорю о важности чтения книг не только аскетических, которые нам нужно знать в первую очередь, но и догматических, или вероучительных. Приведу один смешной и страшный пример – расскажу о событиях, произошедших во время VI Вселенского собора, который был созван для осуждения монофелитства. Последователи этой ереси считали, что во Христе, хотя и две природы, но одна воля и одно действие. В сущности это было продолжением монофизитства. По православному вероучению, во Христе в одной Ипостаси соединены две природы, соответственно каждая природа имеет свойственные ей волю и действие: Божеская – Божественные, человеческая – человеческие. И вот после того, как участвовавшие в Соборе святые отцы с помощью рассуждений и свидетельств древних отцов (чему придавалось очень большое значение: чтобы доказать правильность своего мнения, учители Церкви всегда старались найти подтверждение ему у авторитетных авторов более раннего времени), рассмотрели и осудили монофелитское учение, вдруг перед собравшимися захотел выступить некий монах и пресвитер Полихроний. Он предложил имевшуюся у него некую запечатанную бумагу, содержащую исповедание его веры, положить на грудь усопшего и помолиться. Если мертвец воскреснет, отцы Собора распечатают грамоту и прочитают в ней, какое же вероисповедание правильное. Однако святые отцы всё-таки уговорили Полихрония раскрыть грамоту и обнаружили, что там записано монофелитское вероисповедание. Оказывается, ему явился некий величественный, страшный муж, по виду которого можно было заключить, что это ангел Божий, и пообещал, что если он сделает именно так, то мертвец воскреснет, а Полихроний таким образом докажет «истину православия». Стало понятно, что этот монах был в прелести. Тем не менее святые отцы согласились на предложенный эксперимент.