Ложное толкование Священного Писания

Ложное толкование Священного Писания

 
Прп. Иоанн Лествичник (VI-VII вв.)

Преподобный Иоанн Лествичник. "Лествица".

Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований.

Эта статья по-английски

Мужик в деревне начитался Библии и сошел с ума

Профессор А.И. Осипов. Из программы ТВ Спас "Профессор Осипов", 19.04.2023.

Профессор Алексей Ильич Осипов

По всем важнейшим вопросам вероучения как пришли к единству мнений? Были Вселенские Соборы. Как они решали вопросы? Вы думаете просто так, голосованием, как в парламенте? Нет. На Вселенских Сборах изучали, что пишут по данному вопросу Святые Отцы. Что пишет Василий Великий, что Григорий Богослов, что Афанасий Великий. Смотрят и когда находят единство понимания у этих бесспорно великих Святых, то говорят: это понимание не их личное. А это единство понимания свидетельствует о том, что Дух Божий говорил в них и сказал им, что есть Истина.

Вот это коллективное или соборное понимание как истин веры, так и норм христианской жизни называется по-латыни consensus patrum. Т.е. согласие святых. Принцип согласия святых. Он является основополагающим в Православии. Не так, как в Риме, где в конце концов последнее слово просто за одним человеком: Папа подписал или не подписал. Который выше Церкви. Суждение Папы выше Церкви. Или протестантизм, в котором каждый может понимать, как ему кажется. Потому, что они говорят: только Священное Писание. Отцы – так, мы можем смотреть, интересно, могу соглашаться, могу не соглашаться. Что нам? Только Писание.

Пример прелести иеромонаха, проявившейся на VI Вселенском Соборе

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Из беседы в Свято-Игнатьевском скиту Ново-Тихвинского женского монастыря, 25 марта 2001 года.

Отмечу, что я говорю о важности чтения книг не только аскетических, которые нам нужно знать в первую очередь, но и догматических, или вероучительных. Приведу один смешной и страшный пример – расскажу о событиях, произошедших во время VI Вселенского собора, который был созван для осуждения монофелитства. Последователи этой ереси считали, что во Христе, хотя и две природы, но одна воля и одно действие. В сущности это было продолжением монофизитства. По православному вероучению, во Христе в одной Ипостаси соединены две природы, соответственно каждая природа имеет свойственные ей волю и действие: Божеская – Божественные, человеческая – человеческие. И вот после того, как участвовавшие в Соборе святые отцы с помощью рассуждений и свидетельств древних отцов (чему придавалось очень большое значение: чтобы доказать правильность своего мнения, учители Церкви всегда старались найти подтверждение ему у авторитетных авторов более раннего времени), рассмотрели и осудили монофелитское учение, вдруг перед собравшимися захотел выступить некий монах и пресвитер Полихроний. Он предложил имевшуюся у него некую запечатанную бумагу, содержащую исповедание его веры, положить на грудь усопшего и помолиться. Если мертвец воскреснет, отцы Собора распечатают грамоту и прочитают в ней, какое же вероисповедание правильное. Однако святые отцы всё-таки уговорили Полихрония раскрыть грамоту и обнаружили, что там записано монофелитское вероисповедание. Оказывается, ему явился некий величественный, страшный муж, по виду которого можно было заключить, что это ангел Божий, и пообещал, что если он сделает именно так, то мертвец воскреснет, а Полихроний таким образом докажет «истину православия». Стало понятно, что этот монах был в прелести. Тем не менее святые отцы согласились на предложенный эксперимент.

Иеромонах начитался Библии и впал в прелесть

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Из письма преподобного Амвросия Оптинского.

В нашей обители восьмидесятилетний иеромонах начитался Библии и перестал было приобщаться Святых Таин, и пробыл в таком положении более пяти лет. Ничьи убеждения не могли его разуверить в ложном мнении. Одному брату пришла благая мысль отнять у него Библию, и это отъятие очень помогло делу, разумеется, с помощью Божией. При ослабевшей памяти он не мог более возражать и согласился приобщиться, а через несколько месяцев мирно скончался. Имя его Виталий. Помолитесь о нем.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart1_17/#178

Эта статья по-английски

Ложное толкование Евангелия Л.Н. Толстым

Святитель Феофан Затворник. "Письма".

...Разумею бредни суемудрого... Толстого, врага Божия, сына диавола.
...Прислали мне из Москвы евангелие этого Льва, рыкающего на Церковь Божию. Тут цитаты берутся из Евангелия и что против них пишется свое есть.
Он очень не любит этих догматов, ибо не любит Церкви. А почему Церковь ему не по сердцу — не видно... Одно видно, что она против его учения. Но в этом не укор, а хвала. Ибо его учение самое фантастическое... Мне представляется, что он близок к помешательству... Так у него все нелепо.

Ложное толкование Апокалипсиса

Священник Дионисий Тацис

Изречения подвижников Греции. Составитель священник Дионисий Тацис.

В монастыре на острове Патмос был один монах по имени Антипа, который полагал, что он видел Господа. Он говорил, что Господь на протяжении трех лет диктовал ему толкование на Апокалипсис, которое он записал в книгу. Многие из важных пророчеств, по словам этого монаха, уже исполнились. Старец Даниил, побеседовав с ним, убедил его сжечь это толкование.

Эта статья по-английски

Ложные богословские мысли от демонов

Древний Патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

284. Старец сказал: если брату, сидящему в келлии, придет на сердце какое-либо изречение, и он потечет вслед сего изречения, не достигши в меру и не влеком Богом, то предстают демоны и толкуют ему то изречение так, как он хочет.