Священник Олег Стеняев. "Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова". Беседа пятая. Часть 1.
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).
В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.
Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.
Братия и сестры, никогда не верьте в безгрешных учителей! Безгрешные учителя — это из области буддизма: буддисты говорят, что где-то в горах есть какие-то "махатмы"; однако, как выясняется на самом деле, это просто демоны, бесы. Любой же человек, на какую бы высоту иерархического, священнического служения он ни поднялся, всегда будет оставаться только человеком. И вместе с апостолом Иаковом каждый из нас может сказать: ибо все мы много согрешаем.
Истинное христианство заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. Да, мы все много согрешаем! Но в том-то и сила нашей религии, что мы не обманываем сами себя. Ведь Господь Иисус Христос и пришел к нам, потому что все мы много согрешаем. Если бы мы были праведными, Ему не надо было бы приходить на землю. Однако праведных нет — есть выдуманные сказки о том, что бывают какие-то особые люди. Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем.
И далее он желает подсказать, как нам избавиться от своих грехов: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Этими словами апостол Иаков говорит нам о том, как лучше всего начать борьбу с грехами: сначала нам нужно обуздать свой язык. Нам надо научиться контролировать свою речь: что мы говорим, как мы говорим. И язык — это ведь не только речь, это еще и мысли, помыслы, прилоги, которые наполняют наше сознание и нашу душу.
В первом стихе этой главы апостол Иаков говорит об учителях: не многие делайтесь учителями. Давайте зададим себе этот вопрос: кто может быть учителем среди народа Божия? Кто вообще имеет право учить? В каком случае один человек может учить другого человека? Кто наши учителя?
В Священном Писании говорится о том, что первыми нашими учителями являются наши с вами родители, братья и сестры. Посмотрите, что написано во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор. 6, 4–9).
Этими словами боговидец Моисей учит нас, что основы веры мы должны передавать нашим детям. Основы веры, которые получили некогда израильтяне, — это вера в то, что есть единый Бог и Его надо возлюбить всем сердцем и всею душою. Через Моисея говорит Господь: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.
Итак, родители призваны к тому, чтобы наставлять своих детей в начатках веры: в тех фундаментальных основах Православия, без которых человек не может существовать. И в наше время такой фундаментальной основой нашей веры является вера в то, что есть единый Бог — Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. Это и вера во власть Святой Церкви. Церковь наделена властью от Бога — универсальной властью; эту власть никто не может у нее отнять — ни коммунисты, ни демократы, никто! Права Церкви безусловны.
Сейчас мы слышим, что на права Церкви покушаются даже монархисты. Но Церковь — это Царство Божие, об этом мы должны помнить. Мы с вами, братия и сестры, не имеем права принимать никаких идеологий — ни демократию, ни коммунизм, ни нацизм. Нам не нужно даже и монархии, если она будет без Православия. Когда нам предлагают монархию, но не на основах Православия, а на каких-то других идеях — конституционного гуманизма и т.п., — это всего лишь очередная ловушка для православных, направленная на то, чтобы их погубить.
Итак, мы с вами определились, что учителями могут быть родители. И многие из нас были научены своими родителями, дедами и прадедами, бабушками и прабабушками. Кто еще имеет право учить? Нам важно это понять, потому что у апостола сказано: не многие делайтесь учителями.
Учить народ обязаны священники Божии. Во Второзаконии мы читаем: Смотри... тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им (Втор. 24, 8).
Этот порядок не должен нарушаться: Бог дает откровение Своим священникам, а священники — народу. Помните, как произошло чудесное насыщение хлебами? Господь дал хлебы апостолам, а те раздали всему народу (см.: Мф. 14, 19). Этот порядок не может быть нарушен — это жесткий иерархический порядок. Священники обладают властью учить, а народ должен тщательно исполнять все, что они говорят.
В Священном Писании сказано, что от уст пастыря, от уст священника люди ожидают наставления в заповедях Божиих: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2, 7). И очень плохо, когда священники, особенно молодые, вместо того чтобы говорить о заповедях Бога, иногда уходят в политику и ведут разговор о разных пустых вещах.
Поскольку так сказано в Писании, то народ Божий имеет право требовать, чтобы пастырь излагал волю Бога. Поэтому пастырям надо подтянуться: мы всегда должны помнить о том, что мы, пастыри, священники, поставлены для того, чтобы учить народ, учительно наставлять его в истинной вере.
В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере. В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления (Иер. 32, 33). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками — его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия.
В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях. У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить. Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души — это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека — это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца.
Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы — православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, — мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам (Мф. 6, 33). Это слова Самого Господа!
Пророческое служение существует в Церкви до сих пор. Надо сказать, что ни одно из древних служений не оставило народ Божий. Пророческое служение в Церкви — это служение предостережения, когда Святейший Патриарх или епископы, или священники предостерегают народ о грядущих опасностях. Это и есть действенное пророческое служение, которое живет в Церкви и не прекращается.
К пророку Иеремии поворачивались спиной: современники не хотели слушать его наставлений и поучений. И сейчас многие говорят: "Зачем нам эти поучения, эти наставления? Мы как-нибудь сами разберемся!" Но человеку очень трудно во всем разобраться самостоятельно — практически невозможно. Поэтому в Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе (Сир. 6, 35–37). Итак, среди народа Божия имеют право учить: родители, воспитывая своих детей, священники, пророки, проповедники.
Проповедническое служение не обязательно связано со священническим служением. Мы знаем, что святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была истинным проповедником; причем проповедницей-женщиной, девицей, которая пришла в Иверию и проповедью о Христе обратила целый народ в Православие. В Армении также юные девы проповедовали Евангелие и своей проповедью обращали язычников. И тут возникает закономерный вопрос: ведь учить в Церкви могут только пастыри — те люди, которые имеют на то особое благословение... Какую же проповедь могут нести миряне — например, женщины и даже дети?
Миряне действительно не имеют права проповедовать и учить в церковном смысле этого слова. Но миряне могут свидетельствовать о том, что Господь сотворил с ними: они могут рассказывать о том, что Господь совершил в их жизни. Они являются очевидцами тех великих духовных перемен, которые произошли в их бытии. И святая равноапостольная Нина свидетельствовала о том, как она возлюбила Господа и как Господь изменил ее сердце. И те девы, которые проповедовали в древней Армении, они тоже свидетельствовали о том, как Господь сотворил великое чудо их обращения ко Христу. И каждый из нас, братия и сестры, может свидетельствовать, прежде всего, добрыми делами, рассказывая о великих духовных переменах, которые произошли в нашей жизни.
Это надо всегда помнить: мирянин не может выносить какие-то суждения от лица Церкви, но если он хочет, чтобы его свидетельство о Христе принесло духовные результаты, — он должен говорить о том, что произошло с ним самим: что он слышал своими ушами и видел своими глазами. В этом случае ваше свидетельство принесет большие духовные плоды.
Я вспоминаю женщину, которая спутала служение мирянина — свидетельство о том, что Господь с ней сотворил, — с пророческим служением. Приехал я как-то в одну деревню, а мне говорят: "У нас тут бабушка есть — она так хорошо всех учит. Сходи, Олег, посмотри!". На месте я увидел такую картину: бабушка появлялась среди отдыхающей там молодежи и восклицала: "Если вы не прекратите эту музыку, то немедленно все провалитесь! Вы все ослепнете!". Она говорила, как древние пророки: выносила такие суровые приговоры этим молодым людям, что мне стало страшно не только за них, но и за себя. Я тоже тогда был молод, находился рядом с ними и тоже слышал эту музыку!
Нет, братия и сестры, мы не можем проклинать людей, не можем выносить им приговоры! У нас нет таких полномочий. Мы не можем говорить: "ты провалишься!", "ты заболеешь и умрешь!". Нам не дано такой власти, и, прежде всего, такой властью не обладают миряне.
Поэтому, когда вы хотите обратить людей к Богу, рассказывайте о тех духовных переменах, которые произошли в вашей жизни, когда вы стали православными. Может быть, вы расскажете очень мало, но поскольку вы будете говорить как свидетель, как очевидец того, что с вами случилось, — это будет воспринято как подлинное свидетельство. Тогда ваше научение, ваше наставление принесет духовные плоды.
В Священном Писании говорится о том, что очень важно иметь учителей, которые истолковывают нам слово Божие. В книге пророка Неемии читаем: Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8, 7–8).
Прежде всего, учителями в Церкви являются епископы. В Первом послании апостола Павла к Тимофею говорится: Но епископ должен быть непорочен... трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3, 2). Любой священник является проповедником, но священники и диаконы проповедуют от лица епископа и по его благословению. Поэтому миряне тоже должны испрашивать благословения у священника для того, чтобы более успешно наставлять и учить своих детей — собственных и крестных, являя им наглядные примеры великих чудес и духовных преобразований, которые Господь совершил в их жизни и в их душах.
Не каждый может стать епископом или священником, не каждый может быть пророком, проповедником, хорошим родителем. Поэтому апостол Иаков говорит: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся из-за этого большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
А далее читаем:
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак. 3, 3).
Апостол Иаков снова предлагает нам пример. Представьте себе коня: человек оседлал его, но как им управлять? Надо иметь железные удила, которые влагаются в рот коню. Апостол Иаков говорит здесь, что если мы хотим изменить свою жизнь, то должны обратить внимание на свой язык — на то, что мы говорим. Как совершается большинство грехов и преступлений? Сначала — слова, разговор, а потом — преступление. Вспомните, как Каин убил Авеля? Он сказал своему брату: "Пойдем в поле" [1]. То есть сначала язык его произнес несколько слов! Кто-то может подумать: какая мелочь — один брат сказал другому несколько слов! Но что было потом, когда в ответ на эти слова Каина Авель пошел за ним? Произошло первое убийство на земле!
А если вспомнить Иуду Искариота? Иуда пришел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Казалось бы, все это только слова — но такие слова, которые решили судьбу Иуды!
Поэтому мы должны уметь управлять своим языком, у нас должны быть те удила страха Божия, которые сдерживали бы движение нашего языка. А если мы не научимся управлять своим языком, то можем совершить любые преступления! Но чтобы начать управлять своим языком, может быть, есть смысл сначала научиться говорить медленно, не спеша?
И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). ^
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/stenyaev_besedy_na_sobornoe_poslanie_13-all.shtml