Архимандрит Рафаил о том, как нужно поучать

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

[20/06/2012] David спрашивает: Благословите дорогой отец Рафаил!

В книге о.Лазаря (Абашидзе) "о тайных недугах души", есть глава "Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры", в ней он приводит высказывания святых отцов из "Отечника" и из других книг и писем Святителя Игнатия:

Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму"

Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его" 

Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него"

Он же: "Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего"

"Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума" 

"Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом..." и др..

Скажите что вы думаете по этому поводу, что бы учить и говорить о духовном своим ближним( родственникам друзьям и тд..) если кто то из них не верующий а кто то вроде бы и верит но не углубляется не понимает,или придумывает какую то отсебятину,верит в какие то "приметы" какие то"около церковные суеверия" ничего общего с православием не имеющего и самое плохое что распространяет это, среди таких же легковерных, которые даже не мыслят проверить эти ложные убеждения.

Ведь хочется таким людям объяснить,сказать не свою точку зрения, а то что прочли у святых отцов, то что услышал на проповеди в храме, то что говорят священники.Ведь небольшая помощь может открыть глаза человеку и он может взглянуть на православие уже по другому,и увидит свои ошибки..Я понимаю что святые отцы предостерегали, дабы человек не впал в гордость "вот теперь я знаю многие правильные вещи, а этот несчастный не знает,я должен его вразумить",- естественно это грубый пример, ведь прелесть действует тонко и незаметно.Но если мы не будем распространять слово Божье, то люди могут и никогда не понять своих ошибок и никогда не задуматься об этом. 

Я полностью согласен со святыми отцами и знаю что я навряд ли достигну такого совершенства, что бы бесстрастно учить других,но в то же время больно видеть как люди ошибаются(делают те же ошибки что и я) и хочется донести до них то малое,что сам узнал.Возможно ли не разрушить свой дом, но и помочь ближнему?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Давид! 

1. Апостол Иаков пишет: «Не многие делайтесь учителями», так как учить других – ответственное дело: из-за допущенные ошибки человек будет держать ответ. Но апостол Павел, обращаясь к христианам, живущим среди язычников, говорит, что вопрошающему надо дать ответ. 

Поэтому не следует быть самовольными учителями, по словам Григория Богослова «Вспрыгивать на учительское кресло». Но если люди действительно интересуются Православием и спрашивают вас, то следует, помолившись Богу, ответить им, но не тоном учителя, а брата, который нашел в Церкви и Православии истину. Если же вам станут возражать, то прервите разговор или перемните тему. Спорить с человеком, не имеющим религиозного чувства, - это духовно разорять себя. 

Что же касается духовной гордости, которая подталкивает учить других, то укажу на некоторые ее проявления и свойства. Это: когда мы говорим с людьми тоном учителя начальной школы; когда повторяем несколько раз одно и тоже, будто хотим забить гвоздь в голову человека; когда оскорбляемся и раздражаемся, если нам возражают; когда говорим не по существу вопроса, а переходим на личности; когда ввязываемся в споры, горячимся, допускаем резкости или насмешки, намекая, что наш собеседник в сравнении с нами глупец и невежда. 

Есть притча: «Человек увяз в болоте по колено; другой хотел помочь ему, но сделал так, что тот погрузился в трясину по шею». Говорить о вере с человеком можно тогда, когда мы чувствуем любовь к нему, а не желание настоять на своих словах или блеснуть знаниями; когда мы считаем в глубине сердца себя более грешными и недостойными, чем он. Надо обязательно перед беседой кратко помолиться Богу, чтобы Он дал нам нужное слово, а у собеседника открыл сердце. Надо проверить, в каком состоянии находится наше сердце: если там раздражение или гнев, то лучше сначала помолчать и успокоить себя. 

Надо помнить, что на человека действует не только слово, но интонация голоса, манера, с которой мы говорим, а самое главное, просите за грубое выражение, - то, чем мы пахнем. Надо стараться стяжать благодать Божию, – тогда наши слова будут живыми и действенными, и мы сможем говорить от сердца к сердцу. В настоящее время много рассуждают о миссионерстве, однако часто упускают из вида, что слово Божие проповедуется посредством благодати и воспринимают его не все, а только те, кто чувствуют своим сердцем, что оно есть истина и жизнь. 

Нужно помнить, что во время земной жизни Иисуса Христа не все, окружающие Его, приняли евангельское учение; многие остались равнодушными, а некоторые даже возненавидели Его. Если у человека окаменевшая душа, то слова бесполезны: сколько не поливай камень, он не зацветет. 

Есть еще одна проблема. В храм заходят люди, которые не знают как вести себя и этим нарушают тишину и благочиние во время богослужения. Как следует поступать в таком случае? Надо не оскорбить человека, не оттолкнуть его, а с благожелательностью объяснить ему церковные правила и традиции. Когда мы впервые зашли в храм, тоже многого не понимали, и если бы нас тогда обругали или выгнали, то кто знает, захотелось бы нам снова прийти туда. 

Источник

Связанные материалы