Страсть учительства

Если просто говорить без вопрошения, то это не всегда будет полезным

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Из статьи архимандрита Алексия (Поликарпова) "Исповедь. Ответы на вопросы прихожан".

К оптинскому старцу Иосифу приходил ученик и говорил о своих немощах и недостатках, а батюшка его выслушивал и, видимо, делал какие-то замечания, но не более того. И вот на вопрос, почему же он, так много зная, будучи таким опытным, не говорит ему больше, старец отвечал: «Добро должно быть добровольным. Но то, о чем ты меня спросил, я тебе ответил. У тебя это уложилось. Если я буду просто говорить без твоего вопрошения, то это не всегда будет полезным».

Статья целиком

Как нужно проповедовать о Христе, чтобы это звучало не по-сектантски

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину).

[29/01/2006] Андрей спрашивает:

О.Рафаил! Как следует православному человеку в миру проповедовать весть о Христе,Церкви и т.п.? С чего стоит начинать, чтобы проповедь о Христе не звучала по-сектански?
Надо ли брать специальное благословение от батюшки для этого или это само разумеющейся долг каждого православного человека?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Нужно говорить о христианском учении тем, кто спрашивает нас, или же, во всяком случае, выражает свою заинтересованность. Для этого надо заниматься постоянным самообразованием. Перед такой беседой следует в сердце помолиться Богу и попросить, чтобы Он научил, как дать ответ. Следует предупредить, что вы говорите не от имени Церкви, а по мере ваших знаний, и если ваш ответ не удовлетворит собеседника, то он может обратиться к другим, более компетентным людям. Если беседа превращается в полемику и спор, то лучше прекратить ее. Если вам затруднительно ответить на заданный вопрос, то надо прямо сказать, что вы обдумаете его и затем, при следующей встрече дадите ответ. Я думаю, что специального благословения не требуется, потому что апостол Павел пишет, что христианин должен дать ответ в своем уповании. Надо нам остерегаться сектантской практики – навязывать разговор о христианстве людям, которые не расположены к этому. Самая действенная проповедь – это проповедь не словами, а примером своей жизни, которая привлекает сердца людей. В более конкретных вопросах следует советоваться со священником, у которого вы исповедуетесь и причащаетесь. Храни вас, Бог.

Источник

Малейший укол самолюбию оппонента – и самые истинные слова будут отвергнуты

Игумен Никон (Воробьев). "Нам оставлено покаяние". Из письма 258. 23.9.1962.

Игумен Никон (Воробьев) (1894 - 7.9.1963)

Получили твое письмо не очень понятное. Пора бы тебе знать, в каких условиях ты находишься и вести себя соответственно этому. Как не можешь кулаком пробить лаврскую стену или ладонью удержать воду в реке, так никто из людей не может изменить хода вещей. Все пронизано духом мира сего. Этот дух действует через людей даже в Церкви, не только в духовных школах. О мирской жизни уж и говорить нечего.

Дон-Кихот стал смешным, когда прошли времена рыцарства. Если бы появился Дон-Кихот в области религии при инквизиции, то его сожгли бы...

Ты ведешь себя неправильно.

О псевдодуховной проповеди

"Пастырское богословие. Учебник для бакалавриата теологии". Под общей редакцией митр. Илариона (Алфеева).

Как мы видим из приведенных выше цитат, пневматологический аспект является основой всей внутренней жизни Церкви, основой спасения. Поэтому и в проповеди самой важной является ее духовная составляющая. Проповедь может быть очень простой по форме, бедной по содержанию, но если она будет сказана в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4), она будет действенной и спасительной для слушающих ее. И наоборот, проповедь может быть изысканной по форме и богатой по содержанию, но совершенно бездуховной. Еще хуже, когда про­поведь проникнута ложной духовностью, которой бывают поражены лжепро­роки и находящиеся в прелести. В качестве примера здесь можно указать на проповеди одного из лидеров обновленчества, А. Введенского. Его проповеди пронизаны псевдодуховностью, в них, за редким исключением, нет ни библейских, ни святоотеческих цитат, но при этом они насыщены информацией из разных областей светских наук, культуры и искусства. Манера их произнесения отличалась эксцентричностью и показным драматизмом, и говорят, что они завораживающе действовали на слушателей, среди которых также бывало немало людей эксцентричных и психически неуравновешенных.

Архимандрит Рафаил о том, как нужно поучать

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

[20/06/2012] David спрашивает: Благословите дорогой отец Рафаил!

В книге о.Лазаря (Абашидзе) "о тайных недугах души", есть глава "Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры", в ней он приводит высказывания святых отцов из "Отечника" и из других книг и писем Святителя Игнатия:

Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму"

Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его" 

Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него"

Он же: "Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего"

Прежде вопроса нехорошо начинать говорить

Преподобные Варсанофий и Иоанн. Ответы на вопросы учеников.

 
Прп. Варсанофий Великий (VI в.)

Вопрос 705. Когда беседа будет о чём-либо из Писания, промолчать ли мне или принять в ней участие? И когда притом случится беседующим сомневаться в чём-либо таком, что я знаю, хорошо ли мне сказать о том или нет?

Ответ. Молчание лучше. Если же они сомневаются, и ты знаешь то, чем можно решить сомнение, то скажи со смирением, что знаешь; а когда не знаешь, то не говори ничего, по своему́ собственному разумению [то есть как ты сам понимаешь, а не как объясняют сие отцы], потому что это есть безумие.

Вопрос 706. Если беседа будет о предметах, не имеющих душевного вреда, то промолчать ли мне или принять в ней участие?

Ответ. Прежде вопроса нехорошо начинать говорить. Но когда тебя и спросят, то со смирением и страхом Божиим скажи, что знаешь, не возносясь, если слово твое будет принято, и не скорбя, если оно не будет принято, ибо таков путь Божий. И чтобы не почли тебя за молчаливого, скажи и сам что-нибудь, что знаешь, но сократи речь свою и тем избавишься от многословия и суетного о себе мнения.

Эта статья по-английски

Прежде, чем учить, надо исполнить самому

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

Письмо старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Батюшка, прежде чем учить других, надо то, чему учишь, исполнить самому. А я молюсь о Вас всегда, с тех пор, как благословил Вас на служение, молюсь о Владыке К. О нем, конечно, в первую очередь. Нам, священникам, трудно, а архиереям архитрудно.

Прошу молитв.

Источник

Н.Е. Пестов об учительстве

Профессор Н.Е. Пестов. "Современная практика Православного благочестия". Глава 5. Поучение и вразумление ближних.

Н.Е. Пестов (1892-14.1.1982)

Научайте и вразумляйте друг друга.

Кол. 3,16

Немногие делайтесь учителями.

Иак. 3,1

Мы часто склонны бываем обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним из-за отсутствия любви, потери душевного равновесия, появления раздражения. Учить другого — это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно.

Как пишет прп. Иоанн Лествичник: «Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же».

Нам надо всегда помнить о словах Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5).

Поэтому игумен Феодосий из Оптиной пустыни имел обыкновение давать братии такой совет: «Смотри на себя и будет с тебя».

Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали вообще давать другим указания, если не было о том просьбы.

«Прежде вопроса не хорошо начинать говорить», — говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн.

Головные боли у диакона от недозволенного учительства

Программа “Простые чудеса”, Спас ТВ, 24.04.2023. 

Прот. Максим Первозванский и Павел Астахов

Ведущий Павел Астахов:

В 94 году Вы были рукоположены как дьякон. В этот момент к Вам стали приходить люди. Люди приходят, в том числе, и за советами. И Вы много помогали и советовали. Но на Вас это определенным образом тоже отражалось.

Протоиерей Максим Первозванский:

Массовый приток народа в 90-е годы в Церковь и соответственно доступность литературы, в основном, монашеской, она заставляла в каждом священнослужителе видеть прозорливого старца. Многие священнослужители на это поддавались. Ну потому, что когда к тебе подходят и от тебя ждут чуда. И это не просто разовое явление, а трезвости то особой может быть и нет.

Кто учит, не имея силы, слово того бывает неубедительно и бесплодно

Преподобные Варсанофий Великий и Иоанн Пророк. Ответы на вопросы учников.

Вопрос 703. А когда еретик при состязании словом своим приведет в недоумение православного: ужели нехорошо будет, если я посильно помогу ему, чтобы, будучи побежден, он не поколебался в православной вере?

Ответ. Вступая в беседу, ты беседуешь пред Богом и людьми, и беседа твоя становится как бы учительством. Но кто учит, не имея силы, слово того не бывает убедительно, а бесплодно; а когда не приносишь нималой пользы, то какая надобность и беседовать? Если же действительно желаешь оказать помощь, воззови в сердце своем к Богу, Который знает тайное и может сотворить более, чем мы просим у Него (см. Еф. 3, 20), и Он сотворит по Своей воле с состязающимися, а ты поступишь в таком деле со смирением. Если кто, например, заключит кого в темницу, несправедливо пользуясь своею властью, а другой, видя то и сам не имея силы воспрепятствовать сему или защитить сего человека, пойдет тайно и скажет оному сильнейшему, а тот, по силе своей власти, пошлет освободить заключенного, заключивший же будет смущаться, не зная, кто известил сильнейшего, – так и здесь, приступим к Богу с сердечным молением о вере и братиях наших, и Тот, Который клялся Собою, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4), сотворит и с ними по Своей воле.

Молчание – признак человека Божия

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). "Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария"

Например, два брата обсуждают устройство сада и один предлагает разбить его в месте, где нет ветра. Я слышу их разговор и вмешиваюсь: «Ветер там не дует, но и солнца там нет. Как вырастут растения?» Но ведь меня не просили высказывать свое мнение. Я могу его высказать, только если меня спросят, пригласят к разговору. А что если они ошибаются? Пусть ошибаются. Ты сам не делай ошибки. Бог поставил тебя на страже собственной души. Самое большое, что ты можешь себе позволить, – рассказать об этом деле игумену.

Или, допустим, ты просишь моего совета, куда тебе повесить икону, картину, фотографию. Я высказываю свое мнение и затем хочу посоветовать тебе еще кое что. Это неправильно. Я должен посмотреть, хочешь ли ты дальше меня слушать или уже думаешь о своем. Только я замечу самую малую перемену в твоем взгляде, поведении, позе, я должен как можно более вежливо удалиться, сделав вид, будто ничего не понял. И я не стану при этом роптать на то, что ты не слушаешь, но буду радоваться возможности вернуться к своему молчанию, то есть к естественному для христианина деланию. Молчание – признак человека Божия, потому что молчание соединено с молитвой, в нем присутствует Бог. Слово, разговор – это выход из нашего истинного состояния. Итак, я вернусь в свою келью, никому ничего не рассказывая.

Прежде очищения сердца от страстей опасно поучать и исправлять других

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (V, 108,185).

Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую; в случае нужды почему не сказать? но помните и свою нищету и слово Апостола: научая иного, себе ли не учиши? (Рим. 2, 21) и: не мнози учители бывайте (Иак. 3, 1); и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келлию свою (т. е. душу) засорить сором чуждым; хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде о сем писал: будьте мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16) (IV, 67,159–160).

Кто может учить других

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

Глава X. О рассуждении.

115. Авва Пимен сказал: учить ближнего свойственно здравому и бесстрастному, ибо какая нужда кому-либо устроять дом другого и разорять свой.

291. Старец сказал: нет ничего беднее ума, который без Бога философствует о божественном. Тот, кто учит в церкви или в келлии, должен сам прежде исполнить то, о чем говорит и чему учит, как сказано: труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити (2Тим. 2:6).

Как избежать учительства при наставлении

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

139. Старец сказал: когда говоришь кому наставления о том, как жить, то говори слушающему с сокрушением и слезами. При том, желая спасать других, не говори словами чуждыми спасения или чужими, чтоб до самой смерти не остаться тебе бесплодным.

Профессор А.И. Осипов об учительстве

Вопросы профессору А.И. Осипову на встрече с общественностью Вологодской епархии. 1999 г.

У одного из святых отцов есть такие слова: "Не начни учить преждевременно, иначе на всю жизнь останешься недостаточным по разуму". В чем, по-вашему мнению, состоит преждевременность?

В нескольких вещах. Первое - если ты не поставлен на это. Это чисто внешний признак, если не поставлен на это, то нечего на себя и брать. Не поставлен кем? Епископом, начальником и т.д. Это внешний элемент, который отвечает на этот вопрос.

Бывает и другое. Серафим Саровский 15 лет находился в затворе, прежде чем удивительным образом Сам Бог ему повелел выйти на служение к людям. Подумайте, 15 лет подвизался в пустыньке! Шел процесс подготовки. В чем он заключался? Мы считаем, что в том, что преподобный Серафим не ел, не спал, да стоял на камне 3 года. Это только внешняя скорлупа, кожа. На самом деле самая основная работа шла внутри: познание себя, понуждение себя к совершению заповедей Господних, Евангелия, постоянное покаяние в том несовершенстве, в той нездоровости, которые он видел у себя.. Вот этот процесс постоянной борьбы с собой, который постепенно приводит к состоянию обожения человека или, как преподобный Серафим выражался, к стяжанию Духа Божия. Вот этот процесс является реальным процессом духовной жизни и на определенной стадии духовного развития многие из святых получали прямое указание Божие идти к людям, открыться людям, т.е. учить людей. А многие святые так и не получили такого указания, и мы знаем, что множество пустынников так и оставались в пустыне и никогда не выходили к людям. Самое большее, что о их существовании узнавали люди, т.к. не каждый даже из святых способен к учительству.

Итак, есть два фактора, которые обусловливают возможность учительского служения: первое - явное, открытое, которое может быть и ошибочным подчас, когда есть благословение от церковной власти. И второе - безошибочное и верное, и истинное, но, увы. очень редкое - это прямое указание Божие конкретному человеку.

О. Антоний без вопроса не давал советов

Из жизнеописания преподобного Антония Оптинского.

Общее правило о. Антония, равно как и всех духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем, о. Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости, или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал.

Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры

Архимандрит Лазарь. Гордыня склоняется к учительству... Из книги «О тайных недугах души».

(Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры)

На почве недуховной ревности по гордости, тщеславного разгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время каждому наставлять и нравоучать ближнего, хотя очень часто учителями становятся те, кто сам еще не сделал даже нескольких шагов в христианскую жизнь, а только заглянул в нее через приоткрытую дверь. Как часто теперь бывает, что человек, проведший всю жизнь в неверии и грехах, после того как покаялся и несколько переменил образ жизни, несколько раз сходил в церковь или пробыл несколько дней в монастыре, узнал некоторые законы и воззрения христианские, ознакомился с некоторыми правилами и порядками церковными, — незаслуженно этим возгордился — и тут же начинает учить, обличать своих близких — друзей, родственников, упрекать их в неверии, в нецерковности, даже обвинять их в служении сатане и т. п. Часто наблюдаются такие случаи, что этот новообратившийся, начавший исправлять близких, усиленно обращать их к вере, спасать их души, сам вскоре претыкается, падает и возвращается к прежней греховной жизни. А те, кого он обличал, видя его в таком жалком состоянии, приписывают самому христианству безполезность и немощность, еще более отвращаются от Церкви, от Бога.

Женщина стала давать советы когда не спрашивают

Спрашивает: Елена

Астрахань, православная

Батюшка, подскажите, пожалуйста, надо ли давать совет, если тебя не спрашивают. Сегодня давала совет подруге, которая только начала воцерковляться, наверное, она еще и к вере не совсем пришла. Я я начала учить, как правильно делать первые шаги, чтобы не попасть в ловушки врага, в чём вообще смысл веры и т.д. Она слушала меня с пустыми глазами и ждала, чтобы я скорей закончила. Она меня ни о чем не спрашивала, я сама проявила инициативу, очень хочу чтобы она перестала жаловаться на жизнь, на болезни, на скорби, чтобы поняла их значение, смысл и научилась этому радоваться и благодарить Бога!

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Елена! Таким образом можно спровоцировать и кощунство… Люди – существа гордые и на то, что их «учат жизни», реагируют болезненно. Даже в том случае, когда речь идёт об отвлечённых предметах, нужно быть осторожным. "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7:6). Для того, чтобы слова о Боге имели вес, они должны подтверждаться собственной жизнью. Злой дух сказал в ответ: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян.19:15-16). В «Деяниях святых апостолов» повествуется о том, как печально закончились попытки подражать им тех, кто не имел их дарований. В принципе с тех пор ничего не изменилось…

http://www.n-jerusalem.ru/vopros/text/253772.html

Авва Исаия об учительстве

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник.

Авва Исаия говорил: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего».

Это относится не к пастырям, которые обязаны по долгу своему наставлять ближних, также не к тем преуспевшим инокам, которых подвиг осенен Божественною благодатию, с которыми завещавается монашескими правилами совет для новоначальных.

Относится это к инокам, которые искушаются самомнением и ревностию, еще не очищенною от плотского мудрования.

Если и поучать, то не говорить, что от своего опыта

Игумен Никон (Воробьев). "Неопубликованные письма".

Не поучай никого, а если видишь нуждающегося в духовной помощи и чувствуешь, что могла бы хоть несколько помочь, то рассказывай о духовном так, будто ты вычитала или слыхала от знающих людей то и то, а не как из своего опыта или познаний. Тебе будет легче, да и преградишь доступ к себе бесу через тщеславие. Понятна ли тебе эта мысль?

Источник

Варсонофий и Иоанн об учительстве

Преподобные Варсонофий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни".

Вопрос 286, того же к тому же. Когда брат спросит меня о каком-либо слове или деле, которого я не знаю, отвечать ли ему или нет? Также когда меня и не спрашивают, но я сам вижу, что нехорошо делают что-нибудь, — нужно ли хоть один раз сказать о сем тому, кто делает дурно, или нет?

Ответ. На все сии вопросы один ответ: остерегайся, чтобы не сказать по тщеславию, но говори со смирением и страхом Божиим. Во всех случаях (о коих ты спрашивал) скажи и напомни, если нужно, однако в своем только монастыре, а не в другом месте, потому что живущие в одном общежитии суть как бы одно тело. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем; но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.

Исаак Сирин об учительстве

Преподобный Исаак Сирин. "Подвижнические наставления".

166. Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником, чтоб в состоянии быть тебе избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении.

Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения благословение.

Во всяком деле почитай себя скудным, чтобы учить, — и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Не сообщай другому, чего сам не испытал, чтоб не было тебе стыдно себя самого, и по сличении жития твоего не открылась ложь твоя.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн об учительстве

Преподобные Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. "Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников".

Вопрос 466. Хорошо ли всегда рассказывать назидательные повествования из Писания и жития отцов, или нет?

Ответ. Что мед сладок, это известно всем; но небезызвестно также и то, что сказал премудрый: мед обрет яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши (Притч. 25, 16). Мехи бывают разные: есть мех, который вмещает один модий [106] а другой вмещает в себя три модия; если же кто захочет в тот мех, который в один модий, вместить три модия, то (очевидно), что он не может принять в себя столько. Так и в настоящем случае: мы не можем сделать равными всех людей, потому что один может беседовать без вреда, а другой не может. Но молчание лучше и удивительнее всех (повествований). Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились. Показывая его изящество и осуждение, происходящее от беседы, Иов говорил: руку положу на устех моих (Иов. 39, 34). И бывший перед ним патриарх Авраам после беседы, состоявшей из добрых прошений (ко Господу), сказал: аз же есмь земля и пепел… Господи, аще возглаголю еще единою (Быт. 18, 27, 32), показывая тем свою тщательность после сего. Но как мы, по причине нашей немощи, еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем (по крайней мере) беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотской не может рассудить духовного, ибо сказано: писмя бо убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: от многословия не избежиши греха (Притч. 10, 19). Если и скажет помысл: «Слова сии или повествования хороши», то вспомним, что мы не делатели того, что говорим, а полагаем, что назидаем и других, говоря оное, тогда как, не будучи делателями, скорее навлекаем на себя осуждение. Но мы не воспрещаем посему беседу по Богу, ибо лучше беседовать о сем, нежели о чем другом неприличном; но дабы не впасть в высокомудрие или самохвальство помыслов, мы должны признавать (как то и есть на самом деле), что не исполнивши делом того, что говорим, говорим сие лишь на осуждение самим себе. И о сем, равно как и о других согрешениях, помолимся Богу, говоря: «(Господи!) Не осуди меня, говорившего сие!»

[106] Греческий: хлебная мера, содержавшая 1/3 амфоры.

Иосиф Исихаст о том, что надо давать советы только когда спрашивают

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Старец Иосиф Исихаст

Из письма 41.

Пишешь мне, чтобы я послал письмо нашим знакомым. Но поскольку нет вещества, готовности души, как мне трудиться? Они должны захотеть познать, и тогда я им скажу. Иначе мы бьем наугад, по воздуху. Один хочет писать, но не спрашивает о своей душе, о грехах, о своих ошибках, как их исправить, а только говорит: "Что нового?" Другой пишет, какая погода. А иные совсем не спрашивают. Так вот, даже Господь не велит отвечать, когда тебя не спрашивают, а говорит: "Просящему тебя дай". Не говорит: "Не просящему".

Есть тысячи душ, которые просят, чтобы мы дали. И Бог от нас требует. А непросящим полезна, пожалуй, молитва, чтобы мы молились о приходе их в чувства. И тогда и они спросят. И тогда и мы с радостью и любовью легко отдадим им от подаваемого нам Богом.

Из письма 45.

Когда опять захочешь [получить от меня] письмо, то не ленись и напиши, тогда я снова окажу тебе послушание. Ибо Господь говорит: "Просящему тебя дай", а не не просящему.

Об истинной мудрости

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

Глава X. О рассуждении.

173. Авва Иперехий сказал: истинно мудр не тот, кто словом наставляет, но тот, кто делом научает.

Об учительстве из Патерика

Древний Патерик.

Глава 8.

17. [Авва Пимен] Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой.

Глава 10.

70. [Авва Пимен] Сказал еще: человек, научающий других, а сам не исполняющий того, чему учит, подобен источнику, который всех напояет и омывает, а сам себя не может очистить, так что всякая грязь и нечистота остаются в нем.

100. [Святая Синклитикия] Сказала также: опасно учить других человеку опытно не прошедшему деятельной жизни. Ибо как имеющий ветхий дом, если примет к себе странников, может погубить их в случае падения дома; так и те, которые сами предварительно не построили прочного здания, вместе с собою погубляли и пришедших к ним. Ибо хотя словами они призывали ко спасению, но худой жизнью более вредили своим последователям.

154. [Некто из отцев] Он же сказал: нужно духовное дело - на сие мы пришли; и весьма трудно учить устами, когда тело не совершит этого дела.

Самовольные советы - явная гордость и самообольщение

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "О прелести". О жительстве по совету.

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это - послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания: ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему, и со благодарением благоговеть перед ним.

Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великаго. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно, и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий: у одного напился он воздержанию, у другого - кротости, терпению, смирению, у иного - строгой бдительности над собой, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно (Четьи-Минеи, 17-го января.).

Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

Преподобные Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

230. Один из младших братий, имея веру к тому же брату, часто приходил к нему для пользы душевной, (при этом) исполнял иногда и потребности его, прислуживая ему. А брат сей, не поняв, полезно ли сие будет ему, ничего не спрашивал Старца. Старец же, познав это от Бога, как прозорливый, пишет ему от себя следующее.

Увещание Варсануфия. Брат! По долготерпению Своему, за молитвы Святых и твоего Аввы, Бог простил тебе прежние твои согрешения, к явлению плодов правды, дабы исполнились на тебе слова Писания: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). Зачем допускаешь огню снова войти в твою дубраву? Враги не допускают тебя познать, что тебе полезно, пока не возьмут тебя в руки свои, и тогда исполнят на тебе волю свою. Это дело заключает в себе не пользу, а беду; будь внимателен; внушая самооправдание, они делают из тебя учителя, чтобы навлечь на тебя запрещение Апостола, который говорит: научая инаго, себе ли не учиши (Рим. 2:21). Послушай, брат, разве ты расслаблен, что соизволяешь на то, чтобы другой служил тебе? Разве не знаешь, что это обращается в осуждение особенно юному, который еще может послужить и другим? Верь мне: я, худейший, пока Бог не возвестил мне безмолвствовать, сам себе служил и в болезни сам приготовлял себе немного вареной пищи и теплоту. Не поступай так (как поступал доселе), иначе умрешь злою смертью. При встретившейся же надобности не говори никому ничего, кроме нужного: ибо тот, кто не устроил и своей келлии, как устроит келлию другого? Или ты не знаешь, что сказал Господь: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф.20:28). Не прельщайся и не совращайся чрез то (с пути): зане кровь твоя на главе твоей (Иез.33:4). Но скажи со смирением (как то и действительно есть) спрашивающим тебя о чем-либо: "Простите меня, я (сам) заблуждаюсь, ибо спрашивал и услышал, что юный юному не принесет пользы, если и силу всего Писания подаст ему вместо пития". Если потрудишься посильно, то я даю тебе слово пред Богом, что ты не будешь изглажен из моего сердца, но я сделаю по силе моей, моля Бога, да изведет Он тебя из прелести демонской в познание Христово, из второй смерти греха в жизнь вечную. Если хочешь спастись, не презирай сказанного. О, да увижу я тебя приносящим плод в вертограде Владыки нашего Иисуса Христа, в тридцать, шестьдесят и во сто (крат), во славу Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Об учительстве старец Иоанн (Крестьянкин)

Письма старца Иоанна (Крестьянкина).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

Дорогой о Господе Б.!

Благодарите Господа за Его милость, но гордынькой не отвергайте ее от себя.

Не беритесь учительствовать, это ведь козни того врага, который опекал Вас раньше и гнал от заблуждения к заблуждению. Теперь он придумал для Вас другую наживку, чтобы сбить со спасительного пути. Не учительствуйте. Помните: из какой бездны воззвал Вас Господь, и помните, что Ваш ум только и мог водить Вас по путям погибельным. Господь Вам не поручал спасать других, Он их сам спасет имиже весть путями. А Вы идите своим, терпеливо неся епитимию болезней и благодаря за нее Бога.

Чаще молитесь краткими молитвами: "Господи! благослови!", "Господи! помоги!" - приучаясь все в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А еще примите к сердцу такую молитву:

"Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь".

Божие благословение Вам и пожелание крепко держаться за драгоценную жемчужину веры, дарованную Вам Богом.

Что бывает из-за недозволенного учительства

Преподобные Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

346. Брат, слышав от одного из братии о брани, сколько мог, посоветовал ему полезное, тогда как сам еще не достиг в эту меру, и вдруг брань восстала на него. Видя себя отягощенным, он познал, что сие попустилось ему за то, что не поведал брату своей немощи и того, что о сем должно лучше вопросить Отцов. Он объяснил сие обстоятельство другому Старцу.

Ответ Иоанна. Брат! Нет другого пути кроме того, чтобы человек укорял себя за то, что он говорил, и Бог простит ему. После сего брат вдруг получил облегчение от брани и благодарил Бога.

Беседа об учительстве

Священник Олег Стеняев. "Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова". Беседа пятая. Часть 1.

Протоиерей Олег Стеняев

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).

В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.

Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.

Об исцелении епископа от учительства

Схиархимандрит Иоаким (Парр). "Беседы на Русской земле".

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Я расскажу вам еще одну историю. Я стал монахом на Святой Горе Афон, в Ильинском скиту. Недалеко от этого скита есть место, где живут пустынники, называется оно Капсала. Там, наверное, около сорока келий, которые располагаются в лесу, в каждой из них живет примерно по четыре-пять монахов. Однажды я служил всенощную под праздник Воздвижения Креста Господня. Когда я вышел на каждение в храм, я увидел благообразного, очень просто, но аккуратно одетого старого монаха. Все, кто был в храме, подходили и брали у него благословение. Я подумал, что это священник. Во время канона он зашел в алтарь и попросил выслушать его исповедь. Я согласился. И когда он начал исповедоваться, выяснилось, что он епископ. Чуть позже я предложил ему послужить вместе, но он отказался и сказал, что больше не служит, так как по приезде на Святую Гору принял великую схиму и теперь он просто монах, хотя и в епископском сане.

На следующий день после Божественной литургии и трапезы он попросил разрешения остаться в монастыре на пару дней. Мы начали беседовать, и я попросил его рассказать о себе.

Епископ ответил:

— У меня жизнь такая же, как у всех остальных. Я грешник, продолжаю грешить и пытаюсь остановиться.

Тогда я его спросил:

— Как получилось, что вы, епископ, оказались на Афоне?

И он рассказал следующее.

О недопустимости мирянину произносить публичные проповеди догматического содержания

Епископ Никодим Милош. "Правила Вселенских Соборов".

Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора).  

Правило 64.

Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12:27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другий иным чем либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею? почто делаешися главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5:1); не распростирайся убог сый с богатым (Притч. 23:4); не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго.

(Трул. 33; VII Всел. 14).

Толкования различных авторов на послание Иакова (об учительстве)

Архиепископ Аверкий (Таушев).  "Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова". Глава третья.

Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1-14

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры.

"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. "Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды", он "оскверняет все тело и воспаляет круг жизни" (3:5-6).

От учительства отступает благодать

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Известно, что когда один страстный станет учить другого страстного, то благодать сразу отходит от первого и он впадает в то же самое. Ибо прежде "делания" не дана ему эта привилегия.

Не учи других, не испытав сам

Преподобный Симеон Новый Богослов. "Слово 83".

…если ты сподобился получить Божественную благодать, то учи свободно о том, что касается благодати, и богословствуй беспрепятственно о Боге по естеству и о сынах Божиих по благодати, говори и ты, не запинаясь, что святые человеки суть рабы славы Божией.

Если же исповедуешь, - и хорошо то делаешь, - что не получил ты такого дарования, не чувствуешь, чтоб умер ты миру, не сознаешь, чтоб взошел ты на небо и там укрывался один, не показываясь вне, если не изшел ты вовне мира, подобно Павлу, в теле ли, или кроме тела, если не знаешь, что изменился весь и стал как дух чрез отложение и отвержение плоти, духовная духовными срассуждая, - если, говорю, не сделался ты таковым, то почему не молчишь и не ищешь в покаянии и слезах получить и испытать сие, но охочь говорить попусту о том, чего не знаешь, любишь, чтоб тебя называли и без того святым, не поперечишь молве, будто ты более, чем другие, спасен, не трепещешь принимать чужие помыслы, учить других и руководить их к свету, будучи сам лишен божественного света, не боишься пасти братий, сидя сам еще во тьме и не стяжав еще того ока, которое видит истинный свет, не стыдишься врачевать других, будучи сам весь в болезни и не чувствуя собственных своих ран? Скажи мне, прошу тебя, если ты не сознаешь, чтоб был бесстрастен, и не чувствуешь, чтоб обитал в тебе бесстрастный Бог, то на что дерзая и полагаясь, взял ты на себя дела, свойственные бесстрастным, и служения, принадлежащие одним святым рабам Божиим? Внимай добре, чтоб, забывшись, не взойти на чужие степени и служения, и после не быть изгнану во тму кромешную, как презрителю воли Божией и как дерзкому и непотребному рабу. Смотри, как бы не оказаться тебе не имеющим брачной одежды (которая не другое что есть, как благодать Святого Духа), и как обнаженному от нее не быть связану по рукам и ногам и ввержену в огнь геенский. Поостерегись браться пасти других, прежде чем станешь верным другом пастыря Христа, ибо ведай, что имеешь дать ответ не только за свое не достоинство, но и за разумных овец, которых погубишь по своей необученности и своей страстной жизни.

Опасно учить, не испытав на опыте

Святитель Афанасий Великий. "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV веке".

Опасно приниматься за учительство тому, кто сам не испытал деятельной жизни. Подобно тому, как некто, имея обветшалый дом и принимая в него странников, причинит им только вред, если жилище рухнет, так и те, которые не выстроили надежного здания (своей души), вместе с собой губят и пришедших к ним. Ведь изложение (учения Христова) одними только словами подобно картинкам, написанным недолговечными красками, которое в самое краткое время уничтожаются порывами ветра и смываются дождевыми каплями. А деятельное научение (учение, основанное на опыте и делании) и весь век (сей) не может уничтожить. Ведь слово (такого научения), врезаясь, (словно резец), в твердый камень души, дарует верующим вечное изображение Христа