Ложное мнение о духовной жизни

Внимание возникает в первую очередь от благодати, а не от усилий и внешних обстоятельств

Из беседы схиархимандрита Авраама (Рейдмана).

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Почти каждый день родители допоздна смотрят телевизор, комнаты смежные, звукоизоляции никакой. Как можно сосредоточиться на молитве, если за стеной слышишь пальбу, крики и эмоциональную реакцию?

Я думаю, что деваться тут некуда, надо молиться. Необходимо понять следующее: внимание при молитве зависит не столько от наших усилий, сколько от действия благодати и приходит к нам не оттого, что мы уединяемся, сосредоточиваемся, вообще стараемся, а скорее от нашего душевного расположения, в особенности от смирения. Если в обстоятельствах, которые от нас не зависят, мы будем смиряться и стараться понуждать себя к молитве, то именно благодаря такому нашему расположению в нас произойдет изменение действием благодати Божией. Мы можем почувствовать благодать тогда, когда, казалось бы, будем находиться для этого в самых неблагоприятных условиях. И наоборот, если мы будем гордиться или впадать в мечтательность, то можем совсем лишиться благодати, даже пребывая в уединении.

Поэтому опираться нужно не на внешнюю сторону, а на внутреннюю — на смирение, на покаяние и на свое душевное расположение. Мы никак не можем изменить ситуацию, не будем же мы скандалить с родителями — от этого только хуже будет. Я когда-то в молодости тоже испытывал нечто подобное, но куда деваться? Если так — пальба только по телевизору, а будешь настаивать на своем — она начнется уже в жизни.

Беседа полностью

О пристрастии к отчиткам

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

В Пензенской области есть батюшка Кронид. Знаю о том, что он проводит отчитки по нескольку раз в неделю, дает советы в важных делах. Моя судьба зависела от него: мой будущий муж решил получить у него благословение на брак со мной. Три года назад мы ездили в Пензу и были у отца Кронида, который дал благословение на брак. Хорошо, что дал, ведь мой муж был настроен полностью послушаться его совета и расстаться со мной в случае, если он не благословит. Сейчас мы уже два года, как венчанные, у нас растет сын. Но все-таки меня мучает вопрос: стоит ли туда ездить? Моя свекровь периодически туда ездит на отчитки! Зачем это нужно? Мы были на отчитке, больше я туда не хочу! Расскажите, пожалуйста, что это такое —«отчитка», когда она необходима? Правильно ли, что на отчитки приезжают автобусами? Ирина

Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Истинная чистота - видеть всех чистыми

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский

Ты думаешь стяжать чистоту, но все видишь, что еще не чужда плотской страсти; также и прочие страсти имеют вход в сердце твое: клеветные, завистные, ропотные, тщеславные и прочие; и при оных имеешь мнение, будто бы стяжала чувство любви Божией, когда говоришь: «боюсь потерять чувство любви к Богу». Тут же упоминаешь и о утешениях, бывающих тебе в молитве; одно другому мнится сопротивно быти, побеждатися страстьми и мнити имети любовь Божию: о сем прочти приложенные выписочки из книги св. Исаака Сирина, и узришь, что без чистоты отнюдь невозможно стяжать любовь Божию; а чистота есть выше страстей; в 21 Слове его же, на вопрос: что есть чистота сердца и кое есть знамение сего? – отвечает: «Егда вся человеки добры видит, и не видится ему кто быти нечист и сквернав, тогда есть воистинну чист сердцем; когда сего несть в нем, то далеко отстоит от чистоты» (III, 7, 42–43).

Человек хотел перепрыгнуть через стадию борьбы со страстями

"Вы в сердце моем, и эта любовь навечно". Воспоминания семьи Правдолюбовых о старце Иоанне (Крестьянкине).

Вспоминает Елена Анатольевна Правдолюбова.

Ответ отца Иоанна по поводу одного письма: «У Н., судя по его прошлым письмам, есть такое желание: бросить все и служить Церкви. Но болезнь – это первое препятствие. Главное же – каноническое препятствие – женат на вдове. Сейчас, правда, перешагивают все каноны. Но я убежден: каноника – от Духа Святаго. Все епитимии, сроки их – не человеческим измышлением определены. Так что пути Н. в служение Церкви в сане нет.

Что получается? «Будьте святы…» 

Путь к святости имеет три стадии:

  1. Под действием Святаго Духа покаяние и исправление.
  2. Борение со страстьми и похотьми. Эта стадия очень тяжела. Как только переходит в нее человек, такое с ним начинается! Страшная борьба, враг обступает кругом. Сколько будет длиться эта стадия? У всех по-разному. Как уж Бог определит. А потом наступит третья стадия.
  3. Чистота и святость. Это уже вершина. Полный покой и радость, как, например, у преподобного Серафима Саровского.

Что же хочет Н.? Он хочет из первой стадии, минуя тяжелую вторую, сразу очутиться в третьей, где покой и тишина. И здесь опасность такая, что, очутившись в своем воображении на высшей ступени, он будет недосягаем для всех, его уже не достанешь, чтобы одернуть. Это состояние прелестное. Сейчас Н. считает, что супруга ему помеха в таком вот переходе к святости, и работа тоже. Все ему мешает. А он должен понять, что без супруги ему никак нельзя: ведь они уже как камушки притерлись. Только бы вместе они были и шли бы рядом до самой смерти, как старосветские помещики».

Может ли чувствовать человек, что о нем молятся?

Вопросы протоиерею Димитрию Смирнову в эфире радио "Радонеж".

Протоиерей Димитрий Смирнов (1951-21.10.2020)

 - Несколько лет назад я ушла от своего духовного отца. Было пристрастие, искушение, и я решила, что с ним я не буду духовно расти, хотя батюшка духовно очень сильный. Вот недавно стою на исповедь к другому священнику. Проходит прежний  мой духовник - и через некоторое время чувствую очень сильную молитву. Меня к нему потянуло опять, но внутри все протестует. Вот как понять, Божия это воля, или того, кто не хочет нашего спасения, и может ли чувствовать человек, что о нем молятся?

- Вы сразу задали целую кучу вопросов. Но они, не в обиду вам будь сказано, выдают вас с головой. Вы сказали о духовном росте. На самом деле, никакого духовного роста нет, потому что духовный рост состоит в том, чтобы умаляться, а не расти, не пухнуть. Чем человек считает себя меньше, хуже, тем больше он растет. Духовный рост - это возрастание смирения. А в вашем поступке никакого смирения нет. Вы как бы совершили некий суд: это лучше, это хуже. Вы считаете, что в ваших чувствах проявляется воля Божия. Да ничего подобного, обычные женские чувства.  И ничего в этом нового нет, ничего духовного. И я даже не знаю, что вам посоветовать.

Монах ложно думал, что, как и он, и другие подвижники не подвергаются нападениям

Древний Патерик в переводе свт. Феофана Затворника. Гл. 11.

87. В пределах Иордана был один отшельник, подвизавшийся довольно долгое время. Он сподобился дара – не подвергаться прилогам врага, так что пред всеми, приходившими к нему пользы ради, поносил диавола, говоря, что он ничто и нисколько не силен против подвижников, а губит тех только, кого найдет подобно себе оскверненными и всегда порабощенными греху. Не чувствовал он того, что покрывается помощию Божиею и потому не подвергается браням противника. Однажды, по попущению Божию, является ему диавол лицом к лицу и говорит: что я сделал тебе, авва? За что ты поносишь меня? Я ничем не досадил тебе. Старец, плюнув на него, опять произнес те же слова: иди за мною, сатана, ибо ты ничего не можешь против рабов Христовых. Тогда сатана изрек такие слова: так-так; отныне ты имеешь прожить еще сорок лет, и в столько лет я не найду и одного часа, чтоб не напасть на тебя. И, бросив сей ков, стал невидим. Старец тотчас окружен был помыслами и начал размышлять: столько уже лет, как я здесь, Бог же хочет, чтоб я жил еще других сорок лет?! Уйду отсюда и пойду в мир, присмотрю прислуживающих мне, побуду с ними несколько лет и опять вернусь и возьмусь за свое подвижничество. Помыслив так, он исполнил то и делом: стремительно вышел из келлии и начал путь. Был он еще недалеко, когда послан был ему на помощь Ангел Господень, который спросил его: куда стремишься ты, авва? Он сказал: в город. Тот говорит ему: возвратись в келлию свою и ничтоже тебе и сатане; отселе считай себя поруганным от него. Тогда, пришедши в себя, старец возвратился в келлию свою и чрез три дня скончался.

Ложное мнение о своем совершенстве

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

Глава X. О рассуждении.

258. Старец рассказывал: когда я был у одного старца, пришла к нему девственница и сказала: я постилась двести недель по шести дней и прочитала Ветхий и Новый Завет. Чего еще мне не достает и какой еще принять мне на себя труд? Старец спросил ее: стало ли для тебя уничижение, как честь? Она ответила: нет. Или ущерб, как прибыток; или чужие, как свои по плоти; бедность, как довольство? Она отвечала: нет. Тогда старец сказал ей: итак, ты напрасно постилась по шесть дней и читала Ветхий и Новый Завет. Ты обольщаешь себя. Пойди трудись! Ты ничего не имеешь.

Ложная сердечная молитва

Письма преподобного Амвросия Оптинского.

Самовольное старчествование и высокоумие доводит до искушений.

В письме, присланном с матерью казначеею, и в другом, пишешь что-то о высоком, о внутреннем поучении, об умной молитве, что молитва у тебя сама собою действует и вовремя! Что-то это непохоже на настоящее делание, и предвещает более опасность, нежели успех духовный. Духовная наша мера с тобою еще очень мала; ретишься к высокому, и пишешь мне о высоком, а о низком умалчиваешь, говоря только как бы мимоходом, что с тобою случаются иногда скорби, а какие — не объясняешь. Прямее сказать: ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты, по-своему, без дальних объяснений, называешь случающимися скорбями, умалчивая о не благословенном своем учительстве, за которое, мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от М.П., как бы избегая похвалы, тебе приписуемой, а потом сама стала домогаться сего непрошенным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила.

Принятие обычного сокрушения за высокий дар умиления

Архиепископ Феофан (Быстров). "Письма".

73. Нельзя смешивать “умиление” с “сердечным сокрушением”

Совет “стяжи умиление” при молитве – требует объяснения. Нельзя смешивать “умиления” с обыкновенным состоянием “молитвенного сокрушения”. “Умиление”, по учению Святых отцов, дается только лицам, стоящим на границе бесстрастия после долгого подвига, и есть один из высочайших даров. Тогда как “молитвенное сокрушение” возможно для каждого. – Неопытный молитвенник, если не разъяснить ему этого точно, может самое обыкновенное “сердечное сокрушение” счесть за высокий благодатный дар “умиления” и таким образом впасть в прелесть!

Архиепископ Феофан. 1930. XII. 6. София.

Принятие временного спокойствия за хранение ума

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Не высокоумие ли это, что, получив некоторое временное успокоение от брани, ты поверила, что это хранение ума. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Елико отстоят востоцы от запад, толико хранение ума выше хранения помыслов и несравненно труднее онаго».