Протоиерей Константин Островский. "Заметки о пастырском служении".
Бывает, человек не называет на исповеди грех, о котором священнику достоверно известно. Нужно ли указать на это исповеднику? И как это лучше сделать?
Тут не может быть жесткого правила. С одной стороны, прп. Иоанн Лествичник указывает: «Опечаливай до времени недугующего, чтобы не закоснел в своем недуге или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о камень» (Слово особенное к пастырю, гл. 6, ст. 2).
Мы знаем, что иногда прозорливые преподобные отцы (например, Серафим Саровский, Лев Оптинский и другие) открывали людям забытые ими грехи и тем приводили их к искреннему, глубокому покаянию. Известны случаи, когда святые архиереи не допускали до причастия грешных царей, которые открыто нарушали заповеди Божии и не хотели каяться. В первом случае обличение было как бы скальпелем в руке Божественного Хирурга, а во втором — мечом Божиим, отсекающим от Тела Церкви мертвый член.
Но каждый из нас, пастырей, берясь за скальпель обличения или, тем более, за меч отлучения, пусть остережется, чтобы вместо духовного врача или воина не оказаться духовным убийцей.
Пусть человек на исповеди свободно выскажется. Есть полезный совет прп. Иоанна Лествичника: «Говоря с братиею, усваивай себе самому те согрешения, которые надобно тебе обличить в том или другом из них; таким образом, ты всегда будешь свободен от лишней стыдливости» (Слово особенное к пастырю, гл. 6, ст. 1).
Если есть основания предполагать, что человек плохо знает, какие бывают грехи, можно его спросить, не было ли, скажем, нарушения супружеской верности или еще каких-то тяжких падений. По всякому может развиваться беседа на исповеди. Может быть, Бог пошлет человеку познание какого-то его греха или греховного состояния, и человек покается — и слава Богу. Но мы не должны превращать исповедь в следствие.
И еще вот что важно. У каждого из нас, в том числе благочестивых и опытных священников, есть глубина греховности, которую мы сами до конца не видим. Не видим, потому что в эту жуткую бездну страшно заглянуть — с ума можно сойти или впасть в отчаяние. Это относится вообще ко всем людям, кроме пришедших в совершенную меру святости. Потому Бог и не открывает нам всю нашу греховность разом, а постепенно ведет путем покаяния. Мы сами нуждаемся в осторожном обращении с нашими душами, будем же бережны и с душами тех, кто приходит к нам на исповедь.
А вот обращенные к пастырям слова прп. Иоанна Лествичника: «Хотя бы мы и дар прозорливости имели; не должны предупреждать согрешивших изъявлением их грехов, но лучше побуждать их к исповеданию гадательными выражениями; ибо и за самое их исповедание пред нами бывает им не малое прощение» (Слово особенное к пастырю, гл.13, ст.14).