Протоиерей Константин Островский. "Заметки о пастырском служении".
Некоторые люди смущаются, можно ли что-то скрывать от духовного отца? Бывает какой-нибудь грех очень стыдно открыть именно близкому человеку, и не лучше ли тогда исповедать его какому-нибудь другому священнику?
Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько глубоки отношения. Если они почти исключительно душевные (делюсь с батюшкой переживаниями, горестями, радостями, получаю утешение в скорбях), то и правильно, что человек опасается. Узнает батюшка, какой я плохой (или плохая), и будет обо мне хуже думать, меньше будет внимания уделять, меньше утешать. При таком подходе действительно лучше не портить приятные взаимоотношения. Как и вообще не следует знакомым про себя рассказывать лишнее, сор из избы выносить. Но духовного тут и не было ничего, потому и терять нечего.
Если же человек в общении с духовным отцом ищет постижения воли Божией, чтобы познавать из слова духовного отца волю Бога о себе и исполнять эту волю, как бы это ни было тяжело, то описанное выше настроение не даст духовным отношениям даже начаться, а если они начнутся, то сразу и разрушатся.
Об этом прп. Иоанн Лествичник пишет так: «Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру; а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям» (Слово 4, 46).
Если у человека были действительно глубокие, доверительные отношения с духовником, а он, соблазнившись ложным стыдом, решил скрыть от духовника какой-то плохой поступок и пошел исповедовать его другому священнику, то эти отношения нарушаются — человек сбился с духовного пути. Потом, конечно, может покаяться: «Простите, батюшка, слицемерил», и тогда отношения восстановятся. Но если таких отношений нет, то не надо их придумывать и делать из этого проблему.