Архимандрит Ефрем Святогорец. "Отеческие советы".
Эта исповедь даровала радость моей душе, потому что возрадовался Бог и Ангелы, которые каждый миг ожидали ее. Ты сумел постыдить диавола, который так сильно радуется, когда кто-либо скрывает помыслы от своего духовного отца.
Змея, когда выползет из своего логова, спешит спрятаться, потому что чувствует, что ее прибьют. Так происходит и с диавольским помыслом, который похож на ядовитую змею. Когда он выйдет из уст человека, то рассеивается и пропадает, потому что исповедь — это смирение. И если сатана не может вынести даже запаха смирения, то как же он устоит после смиренной и искренней исповеди?
Но тебе, чадо мое, я желаю доброго начала и внимательности. Не стыдись меня. Воспринимай меня не как человека, а как служителя Божия. Рассказывай мне обо всем, хотя бы даже и говорил тебе помысл что-либо обо мне, потому что я на опыте знаю о диавольских оскорблениях и знаю, как он воюет с человеком. У духовных чад простое сердце, и если к ним приходят плохие помыслы, то это бывает по вине диавольской злобы и эгоизма [то есть чрезмерного доверия себе, своим помыслам.] человека, которому для смирения попускается искушаться подобными помыслами по отношению к старцу.
Поэтому не печалься. Я всегда буду радоваться, когда ты будешь говорить со мной свободно и искренне, потому что без чистой исповеди не бывает никакого преуспеяния в духовной жизни.
...
Смиряйся и впредь исповедуйся, потому что исповедь содержит в себе святейшее смирение, без которого никто не спасается. Великая радость для диавола, когда он сумеет убедить человека скрывать помыслы, внушенные им. И это для того, чтобы достичь известной цели — погибели души.
...
Будем исповедоваться часто, с благоговением и чистой совестью. Будем хранить наказы духовника. Будем непрестанно молиться. Будем иметь память смертную, и Бог силен удостоить нас иной жизни — рядом с Ним, чтобы мы в торжествующей Церкви радовались вместе с Ангелами.
...
Я уже писал тебе о совести, что мы должны быть внимательными, дабы не сотворить что-либо, за что бы нас обличала и укоряла совесть.
Держи в своем уме, что Бог видит все и ничто не сокрыто от Его очей. И как я скажу ложь пред Богом? Разве ты не ведаешь, что ложь — от диавола [См.: Ин. 8, 44], и если не быть осторожным, то она становится привычкой, а затем склонностью и страстью, и что лжецы Царства Божия не наследуют [Ср.: 1 Кор. 6, 9]?
Бойся Бога. Бог не довольствуется одними вещественными приношениями, когда мы не заботимся о внутреннем старании сердца. Но необходимо и сие творить, и того не оставлять [См.: Лк. 11, 42].
Заботься о совести, ибо часа смерти мы не знаем. И, если не воздадим заимодавцу должное, он сурово осудит нас, без снисходительности. И тогда, о горе, заградятся наши уста, не имея, что ответить.
...
Смотрите, будьте искренни в своих поступках, как и в словах, а особенно — на исповеди, ибо Бог испытывает сердца и утробы и ничто не покрыто тьмою пред взором Его неусыпного ока.
Убойтесь Бога. Над Богом невозможно посмеяться или обмануть Его. Он наказывает строго, когда не видит искренности. Потому будьте осторожны: как творите непослушание, тайный грех, так и объявляйте его на исповеди. Да не одолеет вас самолюбие, чтобы вы скрывали истину и оставались неисправленными и страстными.
Будьте внимательны. Годы проходят, текут подобно воде, и смерть приходит в час, когда мы ее не ожидаем. И так мы отойдем неготовыми, с осужденной [то есть отягощенной нераскаянными грехами] совестью, которая осудит нас на Страшном Судилище Божием.
Исправляйтесь во всем, если желаете увидеть дни благие, дни бесстрастия и мира.