Хула на Святого Духа это совсем не так называемые хульные помыслы

Из бесед преподобного Варсонофия Оптинского.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845 - 1913)

Хульные помыслы

Еще же часто смущают его помыслы хульные и др. Иной приходит с заявлением, что он погиб, так как ему приходят в голову мысли, хулящие Бога, святых, таинства; а хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем.

Здесь много понимается превратно. Хулой на Духа Святого непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия; не прощается ни в сем веке, ни в будущем; и человек, умерший не покаявшись в своем неверии, погиб.

Примером такого нераскаявшегося хулителя является Л. Толстой, упорно отвергающий Церковь и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа; что ему ни говорят и как ни доказывают неосновательность воззрений его. Если он умрет не покаявшись, он погиб. Если же перед смертью покается, он прощен будет.

Между тем, многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то являются в уме верующего человека; и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве можно сказать, что тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслит хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола.

Еще так спрошу. Идете по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у вас, помимо вашей воли, осталось в памяти, будет ли вас за это судить Бог, как за вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: "Вот хорошо, ну скажи еще что-нибудь, а теперь вот это...", – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами, если вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что вы не отвечаете за то, что они появились у вас, вы ошибочно приписываете их себе, – но они не ваши, а внушаются вам врагом. Только когда вы добровольно останавливаетесь на одной мысли, и вам она доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в грехе этом.

Связанные материалы