С.А. Веснин. "Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти".
Там же на родине, в г. Орлове есть священник о. М. Л., близкий мне родственник; он передал мне следующее. В его приходе, в расстоянии от города верст 10, жил крестьянин, отличавшийся кротким характером и скромностью. В 1848 или 1849 г., не упомню хорошо, этот крестьянин отчаянно заболел; по желанию его, о. М. напутствовал его Св. Тайнами, и, по принятии их, вскоре больной умер. Его омыли, положили на стол и приготовили гроб. Прошло два часа, как больной испустил дух, – вдруг он открывает глаза, и садится на постельке своей сам собой, тогда как в течение всей своей болезни он не мог того сделать, оставаясь в крайнем изнеможении сил. Первые слова его, как только открыл глаза и сел, были: чтоб поскорее послали за священником, что и было тотчас же исполнено.
Когда я, говорит о. М., прибыл к ожившему, он просил выйти из комнаты всех, объявляя, что он желает наедине поговорить со священником. Домашние удалились, оживший глубоко вздохнул и сказал: батюшка! я ведь умирал, был взят Ангелами и представлен ко Господу. Когда я явился пред Него, и поклонился Ему, Он посмотрел на меня так милостивно, с такой любовью, что я не могу того выразить. Вид его – не сказать, как хорош! Чтож вы взяли его, наконец кротко сказал Господь Ангелам, приведшим меня, а у него еще есть на душе грех, в котором он никогда не исповедывался духовнику, забыв его по давности. И при этом Господь напомнил мне мой неисповеданный грех. Я тогда только и сам почувствовал, что точно было у меня такое дело, но я забыл и никогда не каялся в том священнику. Отведите ж его, продолжал Господь, чтобы он очистил свою совесть пред духовником, и тогда опять сюда возьмите его.
И сам я не знаю, сказал после того оживший, как я опять сделался жив. Тут он с чувством рассказал забытый грех, и о. М. прочел над ним разрешительную молитву, прося вспомнить и его, как своего духовного отца, когда предстанет опять пред Господом. Едва только о. М. отправился к дому, оживший мирно и без смущения предал дух свой Господу. Так-то милостив Господь!