Самые главные грехи и состояния, препятствующие Причащению

Известие учительное на современном языке.

Перевод с церковнославянского священника Георгия Палехова.

Из главы "Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн".

От мирского человека, также и от клирика, диакона или иподиакона, кроме правильно рукоположенного иерея, Тайна Святой Евхаристии никогда не освятится. Поскольку ничего из этого священнодейства они не смогут совершить, и только в тяжкое осуждение и в грех святотатства, дерзнувши, впадут.

Правильно же посвященный иерей и диакон готовиться к служению должен так:

  • Прежде всего внимательно хранит себя от вещей, препятствующих достойному литургисанию и Пречистых Тайн причащению.
  • Препятствия же наибольшие следующие: если он находится под клятвой, или в отлучении, или в запрещении от архиерея, или имеет в себе смертный грех.
  • Если под клятвой, в отлучении или запрещении, находится наказанный, то никак да не дерзает служить Литургии, пока от наказавшего его не будет прощен и разрешен совершенно. Потому что, кто не разрешенным дерзнет священнодействовать, совершит грех святотатства и с новым и более тяжким грехом от Божественной службы возвратится и будет повинен Телу и Крови Господней. – Богоубийцей, вместе с неверными иудеями, убившими Христа, станет, и в суд себе и во осуждение причастится Пречистых Тайн.
  • Также, если кто, будучи и мирским человеком, быв одержим какою-либо страстью и находящийся под запрещением от архиерея или иерея – своего духовного отца, и, пренебрегая того, к иному духовнику без разрешения перейдет и дерзнет Пречистых Тайн Тела и Крови Иисуса Христа причаститься, тоже пострадает и как богоубийца осудится.
  • Если о смертном грехе обличает иерея совесть, то не дерзает литургисать, пока не очистит себя от этого греха сокрушением и болезнью сердечной и устным исповеданием перед своим духовным отцом, имея крепкое намерение больше не возвращаться к этому греху.
  • Если же находящийся в смертном грехе, дерзнет, не исповедавшись и покаянием не очистив себя, – литургисать, то к греху смертному, в котором находится, другой более тяжкий смертный грех приложит, и Божественные Тайны в суд себе и во осуждение (недостоинства ради) примет.
  • Если во время служения Божественной Литургии иерей познает, что находится в смертном грехе, то насколько сможет, великим болезнованием и жалостью умилит и сокрушит свое сердце, имея непременное намерение вскоре полно и сокрушенно исповедаться в своем грехе.
  • Очень сильно препятствует к достойному служению и Пресвятых Тайн причащению и следующее: если кого иерей или диакон унизил, оскорбил или оболгал и знает, что тот гневается и скорбит на него, или если сам иерей и диакон, быв оболган или оскорблен от кого, гневается и скорбит, то никак да не дерзает литургисать. Но, идя прежде, по Господню повелению, помирится со своим братом и потом литургисает.
  • Если же оскорбленный находится далеко, а в служении имеется большая необходимость, то иерей должен иметь доброе настроение, что когда увидится с ним, полностью помирится. И, сожалея крепко сердцем, по нужде литургисает.
  • Также достойному служению и причащению Святых Тайн препятствует многоядение и многопитие с вечера. Необходимо всячески воздержаться от еды и питья с вечера, или весьма мало что вкусить. После же полуночи, конечно, не подобает вкушать ничего; если же и мало кто вкусит что после полуночи, то никак да не дерзнет литургисать, так как от полуночи начинается естественный день.
  • Наконец же, всякий иерей и диакон, имеющий жену, перед литургисанием должен воздержаться несколько дней от общения с ней, а также и в день служения. Не воздержавшийся и служивший – тяжко согрешит.

От этих препятствий не только иерей, но и всякий христианин, хотящий достойно причаститься Божественных Христовых Тайн (кроме людей, находящихся в смертной нужде), должен весьма себя блюсти.

Есть также и другие препятствия к достойному служению и Святых Тайн причащению. Они, хотя и меньшие от вышеперечисленных препятствий, но стараться прилежно их искоренять и беречься также необходимо как иерею, так и каждому христианину.

  • Первое – излишнее рассеяние помыслов, которые собрать воедино и обуздать можно теплой молитвой и усердным размышлением о Страстях Господних.
  • Второе – внутреннее смущение, или тоскливость, которое отогнать от себя надо стараться упованием принятия благодати Божьей через причащение Пречистых Тайн.
  • Третье – уныние, или разленение, которое надо отгонять бодрствованием, трезвением и бдением, или малоспанием.
  • Над всеми же ними есть четвертое смущение – движение телесное, бывающее от осквернения во сне. Которое, если и без всякой со стороны иерея вины приключится, является препятствием к литургисанию (разве только ради великой нужды). Если же иерей сам виновен в этом: беседами, или скверными помыслами с вечера, или многоядением, или многопитием, или чрезмерным сном, то ни в каком случае не дерзает литургисать, пока не исповедается своему духовному отцу и не примет от него епитимию и разрешение.

Таким образом, теплой молитвой, слезами и сокрушением сердечным можно искоренить и все другие недостатки, возникшие как перед службой, так и во время нее.

  • Во-первых, иерей, приготовляясь к Божественному служению, от всех вышеперечисленных препятствий должен храниться.
  • Во-вторых, надлежит ему иметь сердечную болезнь о грехах, пусть даже и простительных, то есть повседневных.
  • Также, если и в чем малом обличает его совесть, должен исповедаться своему духовному отцу и от него принять разрешение. Вкратце же сказать: постарается иметь все, что ведет к чистоте совести от грехов. Сердце свое очистит от всякой чувственной любви и от похотей и услаждений телесных, противящихся Любви Божьей, и чувства свои, находящиеся в рассуждении, если и не о запрещенных вещах, обуздает.
  • Третье, иметь благое произволение, чтобы послужить Господу в преподобии и правде во все дни своей жизни, и это произволение обнаруживать в свое время благими делами.
  • Четвертое, должен крепко возбуждать в своей душе и сердце голод и жажду (духовные) к Божественному брашну и питию, следующим двойственным размышлением: Первое – величеством этой Пребожественной Тайны, так как вещественно в ней Царь и Творец всей видимой и невидимой твари, Христос Бог и Человек, невидимо под видом хлеба и вина, в пищу верным предлагается и истинно дается. И пользой, происходящей от этой Тайны, так как достойно служащий и причащающийся Божественных Тайн, не только оставление грехов получает, но и сподобляется освящения и изрядной благодати; приобщается ведь Христу, Который есть неисчерпаемый источник освящения и благодати. Второе – недостаточностью и требованием, происходящим от своей нищеты (духовной); всякий, кто прибегает к этому Сокровищу, воистину принимает изобилие богатства Божественных даров и восполняет недостаток своей духовной нищеты. Также и с несомненной верой приступает к причастию Пречистых и Животворящих Тела и Крови Христовых Тайн, чтобы ими питать душу; это произволение и веру должны иметь не только иерей и диакон, но и всякий верный, хотящий причаститься. Ко всему же этому иерей и диакон, хотящие литургисать, когда изволят в предложении своем во славу Бога в Троице Святой славимого и в честь всех святых, в небесном раю веселящихся, для пользы же и оставления грехов себе и всем верным рабам Божьим, на земле живущим и в правоверии благочестно усопшим, обо всех живых и усопших, особо врученным молитвам иерея и о благостоянии Святой Соборной и Апостольской Восточной Церкви Литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкви Святой Восточной, как Тайну, освящающую и как жертву, Бога умилостивляющую, совершать, должны непреложно знать, что в ней Дух Святой устами священника, по Божественным словам: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, и вино (немного растворенное водой) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, – предложенное на престоле истинно пресуществит.
  • Пятое, всячески старается с великой честью и глубоким смирением приступить к Божественной Тайне, помня Его величество и милосердие, и безмерную чистоту, – свою же худость, скверность и немощь. От этого великую благодать и радость приобретет человек.
  • Шестое, прилежно старается стяжать в себе благоговение и размышление о Страстях Господних; через это же приобретет духовную надежду и любовь к Христовой Тайне, для чего также необходима прилежная молитва со вниманием. Служитель, приготовляя себя к достойному служению, или желая приобщиться Божественного Тела и Крови, должен с вечера, по чину церковному, совершить (или выслушать) вечерню. На ней же благоговейно да поучается в уме своем, умиленно размышляя, как Господь и Спас наш Иисус Христос, после спасительных Своих страстей, в пятницу вечером, быв распят на кресте ради наших грехов, умер ради нашего спасения, как один из воинов прободил копьем Ему ребра, из них же тотчас вышли кровь и вода, как потом Иосиф с Никодимом, сняв Тело Христово, плащаницей Его обвили и положили в гробе и как Мария Магдалина с Пречистой Матерью Господней с плачем и великим рыданием, в горести сердца видели это.

Совершая же повечерие и молитвы перед сном, и определенные для себя каноны, например: акафист Боговладычице, или Господу Иисусу, или каким– либо седмичным святым, или Ангелу своему Хранителю, благоговейно размышляет: как Пресвятая Душа Спасителя, Божеству сочетавшаяся, сойдя в ад и властно князя тьмы связав, царство его пленив и души, от века всех находящихся там праведных, от мучительства освободив, с Собою возвела, и в рай, даже еще до Своего Преславного Вознесения, вселила. Так, благодаря Его за все благодеяния, которые сотворил роду человеческому спасительной страстью и животворной Своей смертью, прилежно молит, да и его все согрешения очистив, избавит от вечной муки и Царства Своего сподобит.

Пречистую же Богородицу, соучастницу страстям и смерти Сына Своего бывшую и, видев все это, соболезновавшую, прилежно молит, – быть в этой жизни Предстательницей и Помощницей к деланию всех добродетелей, и да в день смерти, душу от всех диавольских нападок крепким Своим предстательством избавив, в Царстве Сына Своего вселила; так как все это, как Мать у Сына Своего, для всех, верно к Ней прибегающим, испросить может.

В утреннее же время службы, прежде рассвета, совершая полунощницу, о следующем благоговейно да размышляет: как Господь наш, в полночь, идя на вольную страсть, в саду так прилежно молился, что пот Его был как капли крови капающие на землю, как там был взят воинами и сначала к Анне, как злодей связанный, веден был и какие там поношения, уничижения, оплевания, биения же и, не счесть всего злого, вольно претерпел, чтобы нас от уз греховных и от мучительства и пленения диавола освободить.

Совершая же утреню, прилежно с умилением размышляет: как Господь в великом уничижении веден был от Анны к Каиафе и какие там испытания, лютые мучения, заушения, оплевания, надругания и немилостивые ударения, от полуночи и даже до утра, ради наших грехов вольно претерпел.

После же утрени, при совершении первого часа, благоговейно размышляет: как Спаситель наш в первый час дня был веден от Каиафы в претор – к Пилату, как злодей связанный, и как там, Судья всего мира, от беззаконных архиереев и старцев иудейских был оболган и, от неправедного судьи, – осужден.

Третий же час, в свое время благоговейно совершая, в умилении своего сердца прилежно размышляет: как Спаситель наш в третий час дня Пилатом был судим и какие там бесчисленные надругания и заушения перенес. Потом же, быв связан у мраморного столба, лютые раны, а также острым тернием венчание и другие нестерпимые муки претерпел, чтобы нас освободить от мучений диавола.

К этому же размышлять прилично и следующее: как Дух Святой в третий час дня в огненных языках на апостолов, находящихся на молитве, сошел и их просветил. Размышляя об этом, прилежно да молится Богу, чтобы подал и ему Духа Святого, как святым апостолам, к просвещению духовного разума и для достойного совершения Божественной службы.

Шестой же час совершая, благоговейно размышляет: как в шестом часу дня Спаситель наш, неся Свой Крест, был веден на распятие и как немилостиво четырьмя гвоздями на кресте, – на Голгофе, люто быв пригвожден, посреди двух разбойников висел распятым и как воины разделили Его ризы между собой, как проходящие мимо ругались на Него и разбойник, висящий слева от Него, хулил Его, и как тьма была по всей земле.

Девятый же час (когда в какое время поется) также со всяким благоговением совершая, внимательно размышляет о следующем: как Спаситель наш, желая спасения рода человеческого, на кресте вися, воззвал, говоря: жажду, и как оцтом, смешанным с желчью, был напоен, как Душу Свою Пресвятую в руки Бога Отца предал, и как все основания земли потряслись, камни распались, мертвые от гробов восстали и как один из воинов копьем прободил Ему ребра и тотчас из них вышли кровь и вода.

Обо всем этом вкратце упомянутом и о других спасительных страданиях Господних благоговейно размышляя, усердно с сокрушением сердца, если возможно, и со слезами, совершает молитвы часов.

На изобразительных же (если Литургии не будет) да благодарит усердно Спасителя, ради тех лютых страданий, которые вольно ради нас претерпел, чтобы от мучительства диавола нас освободить. И ради излияния Пречистой Его Крови, Ею же нас от клятвы законной искупил и род человеческий, умерший грехом, оживотворил, и теперь жизнь Дающей ради Его смерти. И прилежно в смирении сердца молится, да ради всех Святых благодеяний, ими же род человеческий облагодетельствовал, подал и ему благодать оставления грехов, чтобы достойно принести Ему бескровную жертву и неосужденно причаститься Святых Его Тайн.

Если же иерей, или диакон, или кто другой, готовясь к Причащению, назначенное церковное правило и все подобающее Божественному Причащению, самовольно по лени, или от небрежения, все или часть некоторую оставит, то смертно согрешит.

Если же иерей, упражняя себя в необходимых для человеческого спасения духовных вещах, то есть, слушая исповедь больных или здоровых, или причащая, или крестя больных, по недостатку времени перед началом Божественной Литургией вынужден будет оставить правило, то не согрешит. Только после Божественной Литургии все оставленное правило должен совершить, а молитвы ко Причащению все же неотложно сотворит перед Литургией.

Таким образом, и все желающие причаститься Таинства должны церковную службу и правило ко Святому Причащению исполнить со всей душой, и о Страстях Господних при этом стараться размышлять, если же кто не знает Писание, то иерей или диакон, или причетник должен их научить, чтобы этим убедить людей на большее желание Любви Господней. А если кто и Писание могущие читать, но о правиле церковном нерадящии и без сокрушения сердца, имея о себе высокое мнение, дерзнут приступить к этому страшному Таинству, да отступят от него, какого бы пола они не были и какое бы важное положение не занимали. И иерей, как отец духовный, да испытает его и отлучит от Святыни, пока не исправится и со вниманием должное не исполнит; страшно же есть впасть в руки Бога Живого, – в суд или в осуждение вкушая Тело и пия Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Иерей и диакон перед служением Божественной Литургии должен быть чист как душой, так и телом, и как чистое тело, так и чистые и целые одежды должен иметь на себе. Если же одежды будут весьма грязные, или разорванные, и иерей дерзнет в них служить, то смертно согрешит, поскольку этим уничижит Христа Бога, в Пречистых Тайнах Своих истинно пребывающего. Об этом всячески заботиться должны все священнослужители, имея хотя и нищие, но благообразные и чистые священные одежды. Также надлежит иметь голову причесанную, лицо и уста вымыты и ногти обрезаны, – все это ради чести Божественных Тайн, а также для того, чтобы люди, смотрящие на него и руку его лобызающие, чем-либо по этому поводу не огорчались.

Хорошо сделает всякий хотящий причаститься, если зубы с вечера почистит и уста свои вымоет, чтобы случайно ничего от воды утром в гортань (когда будет мыть уста) не попало и не послужило препятствием к службе, или причастию. Но если и утром осторожно вымоет уста так, что ничего от воды не проглотит, то без сомнения да служит.

Источник

Связанные материалы