Вопрос читателя журнала Фома.
Здравствуйте! Уже очень давно сильно болит душа, и я не могу с этим никак справиться и исповедаться.
Около года назад были у меня страшные и мерзкие грехи. Полгода назад я избавился от этих грехов и больше не совершаю всех этих постыдных деяний, и после этого исправления у меня наступил период, когда я стал себя презирать и чувствовать мерзким животным. Часто плачу из-за этого и очень боюсь перед Богом. Я смог физически избавиться от всего этого, начал соблюдать посты, молиться и очень хочу очистить свою душу и причаститься и жить с чистотой далее.
Я очень много раз пытался исповедаться, но мне настолько стыдно говорить об этом, что я за полгода так и не смог исповедать эти грехи.
И вот я снова собрался, выписал все на бумагу, но меня очень пугает мерзость грехов, что священник назначит епитимью и не разрешит причащаться долгое время. А я очень этого боюсь.
Подскажите, пожалуйста, как мне быть в этой ситуации?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов.
Божие на Вас благословение!
Ваши чувства и стыд понятны. Я Вам немного расскажу про их природу. Бог даст, Вы справитесь с собой и сделаете все, что нужно Вашей душе.
«Страх и стыд похода к Таинству Покаяния иллюстрирует две важные вещи. У вас есть душа, и она реагирует на исповедь, которая есть таинственное общение души человека с Богом. Но боитесь вы оказаться перед Ним и выплакать свои чёрные мысли, слова и дела потому, что закрыли дверь своей души и забаррикадировались изнутри. А потому не можете ощутить Его объятий на своём сердце», — я полностью соглашаюсь с этими словами моего собрата по служению.
Вам нужно назвать свои грехи и покаяться в них, чтобы очистить от них свою душу. Самому с этим не справиться, нужно Ваше свободное действие, Ваше желание избавиться и Ваше реальное действие — покаяние.
Исповеди не нужно стыдиться, потому что этот стыд — ложный. Это уловка врага человеческого рода: представляется, что грех делать не стыдно, а очищать свою душу от него на исповеди — стыдно. И получается, что душа остается зараженной, больной, не получает исцеления. Так что помолитесь Богу, идите и спокойно назовите свои грехи на исповеди. Можно без особых подробностей и деталей, они никому не нужны. Если для чего-то потребуется, священник сам спросит. Но главный суд Вы сам совершаете над собой перед лицом Божиим.
О том, что стыдились исповеди и столько времени боялись называть грехи, тоже стоит сказать, потому что этим заявлением Вы сразу засвидетельствуете, что встали на путь очищения, а уловки врага больше на Вас не действуют.
«Ваши стыд и страх — это ложные ощущения. Священник вас не осудит, — пишет другой мой собрат-священник. — Как священник могу свидетельствовать вам: бывает, исповедуешь человека и видишь — он скрывает свои грехи. И так стыдно за него… А другой приходит и чистосердечно кается порой в таких страшных злодеяниях, что, казалось бы, должен вызвать к себе отвращение. Но нет! К кающемуся христианину в сердце священника возрастают любовь, уважение и даже какое-то благоговение: ты видишь, насколько силен человек в своей искренности, насколько он возненавидел свой грех в желании соединиться со Христом. Кающийся человек не заслуживает ничего, кроме похвалы».
Епитимьи тоже не нужно бояться! Это не наказание вроде тех, которые полагаются по уголовному кодексу, а лекарство. Своими грехами человек отделяет себя от Бога, ранит и калечит свою душу. Душе нужно лекарство, и из церковной практики известно, какие действия и молитвы в каком случае послужат ей для уврачевания. Иногда душа так покалечена, что даже Причастие невозможно, потому что разрыв слишком велик. Священник внимательно Вас расспросит и, если это будет Вам необходимо, скажет, что нужно сделать, чтобы с Вами все было нормально. Именно так и воспринимайте епитимью.
И помните о тайне Исповеди — ни священник, ни исповедующийся не имеют права говорить о том, что было сказано на исповеди. Это только между ними и Богом. Так что не бойтесь и исповедуйтесь. И пусть благодать Божия поможет Вам справиться со всеми недугами и грехами.
Помоги Вам Бог!