Вопрос читателя журнала Фома.
Здравствуйте. Сегодня я была на исповеди. Один из моих грехов — блудные деяния. Батюшка стал расспрашивать, что это за деяния. Я не смогла ответить подробно, и ответила не то, что было на самом деле. Т. е. соврала. Получается, и грех остался, и еще ложь добавилась. Как быть? Рассказывать о моем грехе в подробностях? Разве это так важно? Ведь главное, что я раскаялась, и назвала грех на исповеди.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов.
Здравствуйте!
Самый правильный вариант — это прийти на исповедь и честно сказать, что так и так, растерялась, было стыдно, не поняла, и в итоге сказала не правду вот по такому-то поводу.
Что касается подробностей, излишние подробности разных процессов нам и правда не нужны, Господь знает, да и Вы, когда исповедуетесь, все-таки представляете, о чем говорить. Но иногда бывает важно назвать какие-то вещи не в целом, а чуть конкретнее. Например, одно дело — это «блудила», другое дело — вступила в связь, например, с мужем соседки, с женихом коллеги, с малознакомым человеком из интернета, или вступила в блудную связь со своим собственным женихом, не дождавшись официального заключения брака. Это все равные вещи, и будет разница, например, склоняли ли Вы этого мужчину к связи с Вами или, наоборот, он как-то Вас завлекал. Или, например, Вы выпили и поэтому все случилось. Дальнейшие подробности не очень нужны, но, думаю, Вы и сама понимаете, что назвать какие-то фактические вещи было бы правильнее и яснее.
А вообще Вы молодец, что решились прийти на исповедь. Лукавый не дремлет и будет всячески смущать Вас и отвращать от исповедания, но Вы ему противостойте и не стыдитесь искать лекарства и освобождения от совершенных грехов.
С Богом!