Вопрос архипастырю.
Очень мучает одна ситуация. Помогите разобраться! Я живу сейчас за границей. Слава Богу, есть в этом городе приход РПЦ МП. Там своя община. Все вроде бы хорошо, после Литургии даже братская трапеза. Я на родине в основном хожу на службы в монастырь, там всё как часы работает. Возможно поэтому очень уж меня смущают некоторые местные порядки. Например: Литургия все время затягивается по времени, какие-то паузы во время службы, какая-то неорганизованность, что ли, дети бегают по храму, просфоры запрещено раздавать до выноса Святых Даров. К Причащению подходят те, кто не был на вечерне. После благодарственных молитв по Святом Причащении поздравляют именинников (общины), обсуждают оргвопросы. А те, кто к общине не относится, стоят и ждут (а такие есть), только после этого выносится крест для целования. Очень меня смущает эта ситуация. Часто ловлю себя на мысли, что осуждаю батюшек, и из-за этого осуждения не могу подойти на исповедь. А если и нахожу в себе силы, то, к глубочайшему моему стыду, скрываю сей свой грех осуждения. Иной раз и на службе не хочется быть, потому что чувствую, что буду осуждать… Как поступить? Сергей.
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Уважаемый Сергей! Благодарите Бога за то, что там, где Вы сегодня находитесь, есть русский православный храм, ведь за границей их немного. Думаю, что наличие этого храма гораздо важнее тех недостатков, с которыми Вы сталкиваетесь, тем более что, судя по Вашему письму, они не так уж велики. Скорее, для Вас просто непривычны традиции этого прихода, поскольку дома Вы ходили на монастырские службы, которые отличаются от приходских. Я, например, не вижу совершенно ничего плохого ни в том, что на приходе поздравляют именинников, ни в том, что просфоры не раздают до выноса Святых Даров. Наоборот — по-моему, это хорошо. Что касается возможности причащения тех, кто не был за вечерней службой — даже у нас в России иногда делается снисхождение для людей, которым трудно приехать вечером на службу в храм. За границей тем более далеко не каждый человек имеет возможность дважды приехать на богослужение — вечером и утром на Литургию: поскольку приходов мало и люди живут, чаще всего, очень далеко от церкви. Поэтому, думаю, что большинство из тех фактов, о которых Вы написали, не должны служить поводом для осуждения. Советую Вам просто смириться, принять ту практику, которая есть в этом приходе, возможно, постараться самому как-то войти в его жизнь, и, повторю, благодарить Бога за то, что там, где Вы сейчас живете, у Вас есть возможность молиться в русском православном храме.