Вопрос священнику.
С недавнего времени я начал ощущать "привыкание" к православной вере. Стал редко и нерадиво молиться, утаивать грехи на исповеди, мало думать о Господе, перестал бороться со страстями и стал редко ходить в храм. Я пытался бороться с этим, но все мои порывы быстро проходили. Дошло до того, что я вернулся к старому греху – стал смотреть развратные фотографии в Интернете. Сначала я на них натыкался случайно и не обращал внимания, но потом, незаметно для себя, увлекся. Дошло до того, что я почти потерял над собой контроль: стал умышленно искать фотографии. Тогда я собрался с духом и исповедовался, и еще рассказал об этом жене. Некоторое время я не грешил этим грехом. К сожалению, сейчас мне часто приходится пользоваться Интернетом, и я чувствую, что снова начинаю терять над собой контроль. Как мне побороть эту страсть? И как мне избавиться от "привыкания" к вере и возродить рвение?
Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
То "привыкание к вере", о котором Вы пишете, является одной из самых тяжелых болезней современных (а может быть, и не только современных) христиан. Вначале человек остро переживает новизну, красоту и чистоту открывшейся ему жизни с Богом. Благодать радует и утешает душу. Но это – "аванс", еще ничем не заслуженный, не заработанный. Так Господь дает понять – хотя бы в самой малой мере,– какой прекрасной, полной может быть человеческая жизнь, если в ней Он, а не что-то иное, занимает главное место. Однако затем требуется труд: труд исправления себя, труд борьбы со страстями, труд возделывания "сада своей души". И благодать то вновь поддерживает и укрепляет человека, то как бы отходит, оставляет его, чтобы он мог сам показать, насколько он верен Богу, насколько искренне желает быть с Ним здесь, на земле, и в вечности.
И очень часто оказывается, что мы готовы быть с Богом, когда это легко, когда нам хорошо, но совершенно не готовы к понуждению себя, к искоренению тех страстей, которые буквально срослись с нашим сердцем. И мы то боремся с грехом, то поддаемся ему – в мелочах, конечно, поскольку как христиане понимаем ужас греха. Однако оказывается, что "сидеть на двух стульях" очень трудно: нет внутренней определенности, нет решимости идти раз и навсегда выбранным путем; бесконечные остановки, переминания с ноги на ногу, повороты назад – все это расслабляет, расхолаживает душу. А вокруг и без того очень много вещей, приземляющих нас, искушающих, соблазняющих... И что же? Страсти на время отступили, но они не были искоренены до конца, сочувствие к ним скрывалось где-то глубоко в сердце. И стоило оставить их на какое-то время без присмотра, как они вырвались наружу, вновь стали требовать того, что удовлетворяет их, что приносит человеку пусть быстро проходящее, пусть заканчивающееся в результате горечью, но удовольствие. Надо восстать и бороться со страстями, однако душа расслаблена: вера едва теплится, ощущение сладости жизни по Богу практически забыто, вот и получается, что на "чашу весов" положить нечего, стремление к противозаконному наслаждению превозмогает, перевешивает. И происходит падение.
Но и за то надо благодарить Бога, что это переживается как грех, мучает душу, есть желание покаяться, побороть страсть. Если этим пренебречь, то затем произойдет примирение с грехом, согласие на то, чтобы просто предоставить ему "законное" место в своей жизни.
Как возродить былую ревность по Богу, как избавиться от "привыкания" к вере, как побороть одолевающую страсть (или страсти)?
Помните слова Христа, обращенные к Ангелу Ефесской Церкви? "Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр. 2, 4-5). Вспомните первый, благодатный период своего воцерковления, время обращения к Богу – свою "первую любовь", ощутите сердцем, как не хватает Вам ее, что только та жизнь и есть – истинная, неложная, ведущая к счастью. Вспомните и о том, что мы смертны, что время нашего земного бытия уходит незаметно, и неизвестно, когда оно окончательно иссякнет, и мы предстанем перед Богом, чтобы дать отчет во всем, что сделали и чего не сделали здесь, на земле. Поставьте себя мысленно на этот последний, действительно страшный, суд и чаще "возвращайтесь" туда, к престолу Судии, когда вновь будут приходить искушения, когда вновь будет беспокоить страсть. Ничто так не угашает страстей, как воспоминание о смерти и суде.
Однако самое главное – надо понять сущность духовной жизни и этой жизнью жить. А сущность ее – в общении с Богом, в единении с Ним, доступном, возможном для каждого христианина, ищущего этого общения и единения. Необходимо регулярно ходить в храм, искренне, ничего не утаивая, исповедоваться, часто причащаться, не нерадеть о домашнем молитвенном правиле. Но при этом очень важно учиться жить в присутствии Бога, с памятью о том, что Он всегда находится рядом с нами, что все, что мы делаем, говорим, думаем, чувствуем – все проходит перед Его взором. Нужно помнить, что у нас нет никого ближе Бога, нет никого, кто любил бы нас так, как Он. И все, что есть у нас, надо "нести" к Нему: прося помощи, вразумления, когда мы нуждаемся в них; прося прощения, когда в чем-то виноваты; благодаря, когда Господь вновь и вновь являет нам Свои благодеяния. Но только нельзя при этом относиться к Богу как к "средству" для достижения цели – счастья. И даже представление о Нем как об источнике этого счастья не вполне совершенно. Скорее, нужно понять, что Он и есть наше счастье. Понять и просить, чтобы Господь Сам вложил в наши сердца спасительную "тоску" по Нему, неспособность удовлетвориться чем-то иным, временным, преходящим, чтобы "растревожил" нас, заставил всегда искать Его одного, никогда не успокаиваясь и потому не охладевая в этом искании.
Возможно, эти слова покажутся Вам слишком "высокими". Но это – правда, все это реально, это и есть "жизнь в Боге". Читайте книги тех, кто жил этой жизнью, кто знает, как непросто это бывает вначале, как мучительно зарождается она и какую радость приносит потом. Святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Никодим Святогорец, святой праведный Иоанн Кронштадтский, наш современник, афонский старец Паисий и очень многие другие подвижники, писавшие о духовной жизни, пусть станут Вашими постоянными "собеседниками" – о вечности и о том, как подготовиться к ней. И они обязательно помогут Вам, а точнее – поможет Господь, видя Ваше искреннее желание и усердие.