Профессор Жан-Клод Ларше, "Преподобный Силуан Афонский"
VI. Как человек узнает о присутствии в нем Духа Святого
Человека в духовной жизни подстерегает множество опасных заблуждений. Одно из них – полагать, будто бы ты думаешь, говоришь, действуешь Духом Святым, когда это далеко не так. Изречения и жития святых упоминают немало случаев, когда монахи были уверены, что действуют под влиянием Святого Духа, а на самом деле совершали что-либо по бесовскому наущению. Итак, перед христианином встает вопрос: как отличить реальные присутствие и действие Духа Святого в себе от действий, которые ошибочно, по заблуждению приписываются Его присутствию?
Покаяние, отказ от греха, чистота, послушание, смирение, любовь к ближнему, молитва – в совокупности являются основополагающим критерием, и святой Силуан не раз говорит об этом (см. с. 342–343, 433). Если человек лишен покаяния, если он не отказался от греха, не очистился от страстей, не освободил ум от дурных помыслов, а сердце – от дурных устремлений, если он не послушен и не смирен, если он не любит ближнего или если молитва его не непрестанна – невозможно, чтобы в нем обитал Святой Дух: Дух Святой не найдет в нем для Себя достойного места.
К этому критерию преподобный Силулан добавляет и другие условия. Он отмечает, что «Духа Святого познает душа миром и сладостью» (с. 402; ср. с. 345). Присутствие в душе любой энергии, порождающей волнение или даже агрессию, не только не может быть приписано Святому Духу, но должны расцениваться как признак Его отсутствия.
Соответственно, присутствие и действие Святого Духа верующий узнает по тому, что в нем пребывает мир (см. с. 345), что он испытывает любовь и сострадание ко всем, в том числе к врагам. В связи с последним утверждением святой Силуан замечает, что, «кто не стяжал Духа Святого, тот не хочет молиться за врагов» (с. 339), и предостерегает читателя: «Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух...» (с. 376).
На более высокой ступени, как говорит святой Силуан, тот, кто имеет в себе Духа Святого, замечает свет и ощущает великую радость (см. с. 310). На еще более высокой ступени «тело ощущает благодать Святого Духа» (с. 310). «...Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле» (с. 377; ср. с. 335, 345, 392, 393, 417). Здесь преподобный Силуан имеет в виду ощущение, включающее одновременно и уверенность, и полноту, о котором упоминали и до него некоторые святые отцы – как, например, преподобный Макарий, блаженный Диадох Фотикийский или преподобный Симеон Новый Богослов, – и которому они дали название πληροφορία.
Уверенность в том, что Дух Святой пребывает в тебе, описана у преподобного Силуана как плод сокровенного опыта, который не поддается объяснению – потому что он сверхприродный (подается только Самим Святым Духом) и совершенно личный. Именно поэтому старец все время отсылает к нему: «...Я опытом знаю, что значит быть в Духе Святом и что значит быть без Него» (с. 457). Сам опыт Духа Святого и есть тот самый критерий его действительности и подлинности. Человек, переживший подобный опыт, по словам преподобного Силуана, познает (иными словами, признает) благодать Святого Духа (см. с. 310). Это знание, или это опознавание, ничуть не абстрактно; оно порождено не умозрением, а скорее ощущением или духовным чувством. «Кто вкусил Святого Духа, тот по вкусу распознает благодать» (с. 319), – говорит святой Силуан, повторяя немного далее: «Душа, которая вкусила Духа Святого, по вкусу разбирается» (с. 327) [Ср.: Авва Аммон, прп. Послания, VII, 2: «Кто познал приятность Духа, кроме тех, в которых Он обитает?»[Указ. изд. С. 271]]. В другом месте он замечает, что «благодать не приходит так, чтобы душа не знала ее» (с. 353), и что когда ты имеешь в себе благодать Святого Духа, то это для тебя «ощутимо» (с. 370)[Ср.: Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, XXV, 6 («Дух благости действует [в душе] в истине, полноте (πληροφορία), чувстве и энергии»; «благодать [Святого Духа] в душе достойных производит плоды с силой, чувством и полнотой (πληροφορία); Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, 91 («Когда я возжелал ощутительно изведать любовь Божию, даровал мне это в полном чувстве и удовлетворительности благий Господь» [Указ. изд. С. 65]); ср.: Там же, 44, 68, 90, 91, 95. ]. «Душа, познавшая Господа, не видимо ощущает присутствие Создателя своего...» (с. 382); «душа должна чувствовать, что Дух Божий живет в ней» (с. 407), – также говорит он. Пережив однажды опыт присутствия Духа Святого, человек становится способен ощущать и Его отсутствие, и тогда, в опыте богооставленности, испытывает страдания, которых обыкновенный человек, не осознающий этого отсутствия, не знает [В главе, посвященной богооставленности, мы видели, что опыт преподобного Силуана в этом отношении совпадает с тем, что пережил святой Симеон Новый Богослов.].
Такой опыт, переживаемый как ощущение присутствия (или отсутствия) Святого Духа, тем не менее, доступен только совершенным; гарантии истинности этого опыта даются только Самим Духом Святым. Другие люди могут заблуждаться в своих чувствах и ощущениях и даже вполне удачно могут стать жертвами розыгрыша со стороны бесов и сатаны, который часто принимает вид Ангела света (2Кор. 11:14).
Чтобы разоблачить это заблуждение и расстроить эти козни, необходимо, как подчеркивает преподобный Силуан, чтобы те, кто не является «совершенными», имели опытного духовника, помогающего различить, Дух ли Святой открылся им, а не враг рода человеческого, способный подделывать некоторые Его проявления: «...новоначальному нужен руководитель, потому что до благодати Святого Духа душа имеет великую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесет ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа» (с. 319).