Из книги о старце Харлампии "Наставник молитвы Иисусовой".
Некий брат, пораженный одним ответом Старца, в котором тот указал ему путь разрешения возникших у него трудностей, спросил:
– Геронда, как вам удается получить такое точное извещение о том, что надо ответить?
– Так бывает не всегда. Очень трудно понять, от Бога приходит извещение, или нет. Но если молитва монаха подобна горящему пламени, тогда он, как Моисей, может предстоять и беседовать со своим Творцом. Поэтому, сколько хватает сил, и вы должны стараться возжечь в себе это пламя.
Другой брат сказал Старцу:
– Геронда, когда я молюсь о том, как поступить, то обращаюсь к Богу и получаю внутреннее извещение.
Этот брат был истинным подвижником, но отец Харалампий спросил его:
– У тебя еще есть страсти?
– Да, Геронда, есть.
– Итак, пока в нас владычествуют страсти, семя истины перемешано с сором. Там, где ты думаешь, что посеял пшеницу неожиданно всходят тернии. Молись и проси Господа о вразумлении. Что же касается извещений, то это пока еще не для тебя.
Отец Харалампий понял, что этот брат был скрадываем «справа», то есть гордостью. Он вышел от Старца, как сам говорил, неудовлетворенным, со своими прежними убеждениями.
Несколько раз в молитве он снова сам просил вразумления и, как рассказывал потом, получал точное извещение. Однажды этот брат пообещал некоему человеку дать ответ касательно некоторых больших затруднений, которые того сильно беспокоили. После долгих молитв он сказал, что получил от Бога извещение, согласно которому все, что он задумал, является своеволием...
Человек ушел радостный и полный счастливых надежд, чтобы... через несколько дней вернуться возмущенным и опечаленным. Он рассказал, что, вопреки словам брата, все получилось с точностью до наоборот, что повлекло за собой самые тяжелые последствия.
«После этого случая брат смирился, рассказал на исповеди обо всем случившемся отцу Харалампию и пообещал, что никогда больше не будет просить в молитве о получении извещения.