Варсонофий Великий дал совет о самостоятельном различении помыслов только человеку, готовящемуся к отшельничеству

Из статьи в Православной Энциклопедии о прп. Варсонофии Великом.

 
Прп. Варсонофий Великий (VI в.)

Откровение и различение помыслов

Одна из самых ключевых тем «Ответов» - борьба с помыслами вплоть до полной победы над ними (Отв. 245. С. 186). Она осуществляется через их откровение духовно опытному старцу, к которому вопрошающий «имеет веру как Богу» и знает, что только он сможет «понести помыслы» (βαστάξαι λογισμούς), вопрошать же о них другого - «есть дело неверия и пытливости» (Отв. 358. С. 245 / Ep. 361. 6-8). Иногда Варсонофий Великий, по своему глубочайшему смирению, сам открывает свое внутреннее состояние вопрошающему, испрашивает у него прощения и просит его св. молитв, чем достигается особо тесное единение между учителем и учеником (Отв. 158. С. 117; Отв. 165. С. 125).

Вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его» (Отв. 90 / Ep. 165. 7-9). Скрывающий одолевающие его помыслы и не вопрошающий о них не исцелится (Отв. 317. С. 224), поскольку сам не может различать добрых помыслов от лукавых, этот дар стяжали только «достигшие духовной меры» (τοῦ μέτρου τοῦ πνευματικοῦ - Отв. 59. С. 44-46 / Ep. 124. 68). Бог подает дар различения помыслов за «болезнование сердца» (κόπος καρδίας - Отв. 262. С. 200 / Ep. 265. 22); «дело спасающегося - «истончить душу свою как паутину» (Пс 38. 12)» (Отв. 157. С. 115 / Ep. 66. 33-34). Варсонофий Великий дал совет авве Иоанну Миросавскому, готовившемуся к отшельническому уединению, как самостоятельно различать помыслы: «Всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны» (Отв. 21. С. 16 / Ep. 21. 29-31).

Осознание помыслов достигается ежедневным трудом - вниманием к ним и «рассмотрением себя». С одной стороны, для внимания им назначается определенное время; прп. Иоанн наставлял: «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Отв. 288. С. 213 / Ep. 291. 18-22; ср.: Отв. 392. С. 269). С другой, подвижник должен быть всегда готов к вниманию помыслам: «правило твое да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам» (Отв. 183. С. 137 / Ep. 92. 27-28); «как только приходит помысел, испытай его и отсеки» (Отв. 177. С. 132 / Ep. 86. 14-15). Если помысел проникнет в душу, то не должно отчаиваться; по слову Варсонофия Великого., в таком случае необходимо «воззвать самого себя, говоря: «Господи! Прости меня, имени ради Твоего святого; за нерадение мое я подверся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией»» (Отв. 667. С. 422 / Ep. 660. 34-36). Чтобы не принимать вражеские помыслы, нужно избегать праздности и быть занятым духовным деланием (ср.: Отв. 134. С. 94).

Источник

Связанные материалы

Список разделов сайта на узком экране (на мобильном телефоне) доступен по кнопке с тремя горизонтальными линиями