Вопрос протоиерею Димитрию Смирнову в эфире радио "Радонеж" 4 апреля 2013 года.
Спрашивает Сергей:
Здравствуйте, о. Димитрий! Я заканчиваю "математико-компьютерный" факультет университета, но своего призвания ещё не нашел. Меня давно мучает вопрос о выборе жизненного пути. По какому пути пойти: мирянина, священнослужителя или монаха? Как узнать волю Божию о себе и есть ли какие-то критерии выбора того или иного жизненного пути?
Прот. Димитрий Смирнов: Есть такое понятие как призвание, поэтому каждый человек призван к пути мирянина, и надо следовать этим путем. Если на этом пути будет призвание в монашество, значит идти в монастырь. Если в монастыре призовут к священству, значит надо идти в священство. Если после священства призовут к епископству, надо следовать этому призыву, если здоровье позволяет. Это всё постепенно, просто нужно почувствовать это призвание. Иногда оно материализуется в словах какого-то человека.
Прот. Александр Березовский: Да, нередко люди спрашивают совета или у старцев, или у священников в своих храмах.
Прот. Димитрий Смирнов: Совет даже тут не нужен. Это должно быть само.
Прот. Александр Березовский: Когда есть колебания: и в монастыре нравится, и всё оставить пока не могу...
Прот. Димитрий Смирнов: И не надо. Нравится – и хорошо. Куда спешить-то? Мне кажется, что меньше всего тут нужна поспешность.
Прот. Александр Березовский: Так вот всю жизнь можно колебаться.
Прот. Димитрий Смирнов: Можно. Мне один игумен сказал, что в монастыре остаётся каждый двадцатый. Я тут был в одном большом монастыре, и говорю: «Что, каждый двадцатый остается?» – «Нет. Гораздо реже теперь». Побыл – ушёл, побыл – ушёл. Сегодня ко мне подошёл один монах: «Не поможешь где-нибудь устроиться на приход? Я уже в монастыре набылся, не могу больше». Он иеромонах. Говорю: «Ну, если кто-то начнёт спрашивать священника в помощники, тебе тогда дам адресок».
Прот. Александр Березовский: А не объяснил, в чём причина ухода, и какие нестроения заставили уйти?
Прот. Димитрий Смирнов: Устал.
Прот. Александр Березовский: Многие мечтают: «Эх, отпустили бы меня в монастырь, я бы…»
Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что монашеская жизнь – это дело трудное. В монастыре есть такая вещь как дисциплина. Это совсем не всем по зубам.
Прот. Александр Березовский: Да, как-то не предполагают, что тебя могут заставить делать то, что не хочется.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никто особо не заставляет, такой есть порядок монастырской жизни, как в семье. Игумен или игуменья – глава, вот и надо быть в послушании, там разные должности распределены, каждый за что-то отвечает. Как без этого?