Протоиерей Вячеслав Тулупов. "Как найти духовного отца и жить под его руководством".
Письмо шестое. Жизнь под руководством духовного отца. Благодатные ответы.
Советы духовника важны для тебя в ситуациях, когда ты не можешь соотнести свои действия с волей Божией. Да, евангельские заповеди говорят нам, как вести себя в тех или иных ситуациях. Они объясняют, что есть добро и зло. Однако в жизни бывает много таких ситуаций, когда не понимаешь, каким образом можно исполнить ту или иную заповедь. Иногда же обстоятельства складываются так, что вовсе не ясно, где добро и где зло. Наш духовный взор оказывается неспособным различить цвета жизни, и вся картина мира предстает пред нами в полутонах.
В жизни тебя будут постоянно подстерегать проблемы, решая которые ты не увидишь тотчас положительного или отрицательного результата. Последствия твоих решений проявятся в очень отдаленной перспективе. Тебе же придется очень волноваться: что же делать сейчас, чтобы в будущем предотвратить зло и сотворить благо? Например, принять монашecтвo или избрать мирскую жизнь, жениться на этой девушке или на другой? Что именно является для тебя благом и что может послужить тебе в дальнейшем во вред, знает только Бог, Как же в такой ситуации не обратиться за советом к духовнику? Как не возложить надежду на Бога, сообщающего нам Свою волю через Своих пастырей?
Ты, конечно, прекрасно понимаешь, что спасти душу можно только исполняя общие для всех людей Божии заповеди. Однако у каждого человека в этой жизни свой путь, для каждого из нас существуют свои благоприятные условия спасения души. Можно сказать, любая человеческая личность нуждается в некотором оптимальном варианте развития жизни, чтобы достигнуть спасения. И этот магистральный вариант слагается из массы подвариантов, ведущих нас к заветной цели. Какой из них выбрать нам именно сейчас? Этот вопрос часто встает перед нами. И чаще всего ответ на него может быть получен только через духовника. Особенно, когда он усердно молится за нас.
Заповеди однозначно говорят, что нам делать, чтобы спастись. Но жизненные ситуации бывают иногда столь неоднозначны, что и сам духовник колеблется в том, какое решение проблемы будет оптимальным для его духовного чада. Вот, после раздумья и молитвы, он находит, как ему кажется, самое верное решение. Однако истинно ли оно на самом деле? Как это узнать?
Однажды архимандрит Епифаний (Феодоропулос) доверительно сказал своим духовным чадам:
– Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство [103].
Обрати внимание, как много значит молитва духовника и его забота о своем чаде. Воистину, взаимоотношения между духовником и его паствой являются таинством, в котором действует благодать Божия. Она явно обнаруживает свое влияние на духовника, когда тот неожиданно для самого себя произносит то, что не собирался говорить. Так Господь Сам решает неоднозначность ситуации и вносит Свои божественные коррективы в наставление духовника. По слову пророка Давида, Божия заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). Однако, когда необходимо, Господь через нежданный благодатный ответ духовника как бы сужает значение заповеди и она становится вдруг очень конкретна и локальна.
Преподобный иеросхимонах Алексий Зосимовский на склоне своих лет говорил:
– Если я сделал кому доброе, то это не я сделал, а сила Божия, которая мне помогла. Часто, например, мне задавались трудные и неудоборешимые вопросы и я не знал, что мне сказать, но Господь в те минуты вразумлял меня и вкладывал в уста мои нужный ответ, так что я потом сам удивлялся тому, как вышел из затруднительного положения. Я всегда говорил и говорю, что без помощи Божией и без воли Божией ничего доброго не делается [104] .
Заметь, что сами духовники удивляются своим неожиданным ответам. Очень показательно! Не правда ли? А как духовнику не удивляться, если совет, в который он вложил все свое знаниe духовной жизни и весь свой опыт, вдруг оказывается неверным для конкретного человека, стоящего перед ним? И при этом духовник из собственных уст слышит истинный ответ, который дает Сам Господь. Такому чуду изумляются даже люди, постоянно пребывающие с Богом.
«Бывало со мной несколько раз, ‒ говорил преподобный Варсонофий Оптинский ( † 1913), ‒ отслужишь обедню, приобщишься и затем идешь принимать народ. Высказывают тебе свои нужды. Другой раз сразу затрудняешься ответить, велишь подождать. Пойдешь к себе в келлию, обдумаешь, остановишься на каком-нибудь решении, а когда придешь сказать это решение, то скажешь совсем другое, чем думал. И вот это и есть действительный ответ и совет, который, если спрашивающий не исполнит, навлечет на себя худшую беду. Это и есть невидимая Божия благодать, особенно ярко проявляющаяся в старчестве после приобщения Святых Таин» [105] .
Конечно, соединившись со Христом в Таинстве святого Причащения, духовник дает своей пастве наиболее благодатные наставления. И как ждут их страждущие души!
Именно людям, истомленным каким-нибудь искушением или проблемой, Сам Господь через духовников открывает Свою волю. Но Господь делает это тогда, когда человек искренне хочет решить свою проблему, сообразуясь с заповедями Божиими.
Ты спросишь: почему явные откровения воли Божией через духовника случаются не очень часто? Если человек и его наставник правильно относятся к духовничеству, Господь открывает им Свою волю в этом Таинстве постоянно. Просто мы не всегда замечаем такие откровения, потому что они сокрыты от нашего взгляда. Впрочем, от нас сокрыто очень много таинственного, свойственного церковной жизни. Недаром подобные явления и называются Таинством.
В церковных Таинствах все совершается Духом Святым. Он знает самые сокровенные стороны каждой человеческой души, и Ему известен весь путь ее жизни. Поэтому ни одно наставление не может сравниться с советом, который Дух Святой дает человеку через его духовника. Митрополит Антоний (Блюм) говорил: «Я знаю такие случаи в жизни духовников нашего времени, когда человек исповедовался, духовник молился, слушал его исповедь и потом вместо ответа на то, о чем говорил исповедующийся, ему давал ответ на несказанное, на то, что ему Дух Святой открыл о человеке, ‒ не о каких-то особенных грехах, а о тайне его души. Я это знаю из опыта нескольких людей, которые так приходили на исповедь, принося честное покаяние во всем том, что они знали о себе, и которым духовник отвечал на то, чего они о себе еще не знали» [106] .
Какой вывод ты можешь сделать из слов митрополита Антония? Бог печется о тебе, но Он желает, чтобы ты получал Его помощь через людей. Многократные факты чудесного откровения через духовников свидетельствуют именно об этом. Благодатные же духовные наставники, когда Господь открывает через них Свою волю, чувствуют действие благодати и понимают, что являются орудием Божественного промысла.
Старец Паисий Афонский однажды сказал своим духовным чадам:
– Я ведь кто? Крышка от консервной банки. Однако если ко мне приходит человек с мыслью, что я ‒ святой, то я замечаю, что испытываю в себе какое‒то изменение и чувствую, что говорю не от себя. Отсюда мне ясно как дважды два четыре, что пришедший ко мне человек пришел с благоговением и Бог, для того чтобы не поступить с этим человеком несправедливо, приводит меня в это доброе состояние. В подобных случаях, если тебя спрашивают о чем-то серьезном, Бог извещаeт тебя и ты можешь сказать человеку о том, что случится, когда случится и как он должен к этому отнестись [107] .
Обрати внимание на то, что старец Паисий конкретно не объясняет, какие именно изменения происходили с ним при благодатных ответах. Как ты думаешь, почему? Наверное, нам, простым смертным, этого и не понять, для этого надо быть святыми. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Существо человека при воздействии на него Святого Духа переходит в некое небесное измерение, чуждое нашему земному бытию. Небесное часто нельзя изъяснить земным языком, а если и возможно, то это описание поймут только пережившие подобное состояние.
Воздействие Святого Духа, которое испытывал на себе старец Паисий, ощущают пастыри, достигшие духовного совершенства. Большинство же духовников чаще всего не ощущают в себе никаких изменений при наставлении своей паствы. Тем не менее Господь постоянно влагает в их уста благодатные советы. Об этом свидетельствует опыт церковной жизни. В чем это проявляется? Поинтересуйся у священников, и почти любой из них расскажет тебе, как он давал вроде бы обычное наставление человеку, а через некоторое время тот сообщал, что оно-то и было единственно верным и направило его жизнь в благоприятное русло.
[103] Заветы Жизни: Из жизни и учения архимандрита Епифания (Феодоропулоса): [Пер. на рус. яз. Выполнен иеромонахом Агафангелом (Легачом)]. М.: Святая Гора, 2003. C. 105.
[104] См.: Четверухин Илия , прот., Четверухина Евгения. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 89.
[105] Шустин В., свяш. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах / Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев: Сборник [Посвящ.90-летию со дня кончины. Сост., подгот. текста и коммент. А. Н. Стрижева; Предисл. митр. Вениамина (Федченкова)] М.: Отчий дом, 1997. С. 73.
[106] Свобода и послушание. С. 43.
[107] Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. С. 279.