Вопрос священнику.
Как отличить благодать Божию от прелести бесовской?
Отвечает священник Сергий Штурбабин, клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Все в этой земной жизни познается только по плодам. Человек обладает душевно-телесной природой и познает мир чувственно. Но природа наша повреждена грехом, и чувства очень редко дают нам возможность правильно оценить ситуацию. Суть прелести и заключается в том, чтобы ввести человека в самообман, выставить ложь за правду. И диавол – лжец и отец лжи (Ин. 8, 44) - действует через наши чувства. Яркий пример можно найти в житии преподобного Никиты, архиепископа Новгородского. Будучи молодым насельником Киево-Печерского монастыря, он по своему произволу, без всякого совета стал брать на себя все новые молитвенные подвиги. Наконец ему стали являться якобы ангелы Божии, которые хвалили и превозносили его, даже даровали ему «чудесные» способности в знании Ветхого Завета, в прозрении будущего. Сам же преподобный пребывал в неизъяснимой радости и воодушевлении. Но монахи, видевшие его таким, сразу определили его состояние как прелестное. Потому что он, несмотря на мнимые чудотворения, в отношениях с ближними был преисполнен гордости, превозношения, тщеславия. По усиленным молитвам собратьев диавол отступил от подвижника. За долгое время искушения он ровным счетом ничего не приобрел: никаких плодов не было.
Благодать Божия – это действие Бога в мире, в человеческой жизни. Бог – Творец, Спаситель, Промыслитель, Он - сама Любовь. Любовь же - это не просто какое-то отвлеченное, абстрактное понятие, но конкретное состояние постоянного созидания, жертвенности, самоотдачи. Следовательно, где благодать Божия, там обильно возрастают все новые и новые плоды любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).