Как уберечься от прелести?
Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск):
– Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься. Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины. В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом? Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям. Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя.
Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно.
Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный. Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении. Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось.
Но нужно понимать, что какого-то универсального способа помочь человеку, который видит мир в искажённом свете, не существует. Здесь всё очень индивидуально. Иного нужно нащёлкать по носу, а потом приласкать, а с другим требуется вести себя совершенно иначе. На кого-то и наорать можно, а другого это оттолкнёт навсегда. Вот старцы оптинские, преподобный Анатолий был как солнышко, такой ласковый, а преподобный Нектарий – суров. Разные стили. Что же объединяло этих старцев? Они любили людей. Без любви достучаться до человека не получится. Можно услышать иной раз: «Ты в прелести находишься», и таким голосом это говорится недобрым, что становится ясно – с обличителем явно не всё в порядке. Не любишь человека – лучше промолчи, потому что, даже если ты прав, тебя не услышат. Лишь тогда, когда ты искренне желаешь ближнему блага, он может тебе поверить.
Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.):
– Признаки того, что ты начинаешь впадать в прелесть, многочисленны. Это уверенность в своей правоте, желание во что бы то ни стало настоять на своём, самочиние и самомнение, нежелание слушать и принимать советы других людей, пренебрежение к начальству, властям, мечтательность, склонность к видениям, увлечение снами, упоение своей праведностью. Человек в прелести любит брать подвиги не по силам, например может читать акафисты, каноны по несколько часов в день. Подражая праведникам внешне, он не сознаёт, что их укрепляла любовь, а им движет тщеславие, желание возвыситься над людьми. Помню, как одна бабушка в соборе сказала кому-то: «Ты молись, но не замаливайся». По замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова) увлечение внешними подвигами рождает сладострастие.
Все мы находимся в прелести. Адам заразился ею, когда ложь принял за истину, и с тех пор мы не можем избавиться от этого, просто есть крайние состояния. В миру это не сознаётся вовсе. В советском словаре Ожегова, например, «прелесть» – это положительно окрашенное слово, означает привлекательность, изначальный его смысл даже не рассматривается. У Даля отношение ближе к народному, там раскрывается суть «прелести» – обольщение, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа. Около века разделяет появление двух этих словарей, а разница огромна, прельщение, отсутствие духовной трезвости стали чем-то правильным, современным. В Церкви, к счастью, есть хотя бы понимание, что это далеко не так. Другой вопрос, как избавиться от этого недуга. Здесь я плохой советчик, больной больному помочь не в силах. Нужен Врач. И Он приходит, я много раз наблюдал, как Господь помогает, вытаскивает людей из помрачённого состояния.
Очень подвержены ему неофиты. И меня это не миновало, ещё до рукоположения. К сожалению, не нашлось тогда людей, которые прямо бы мне сказали об этом. Но Господь послал такие скорби, что я оказался на грани смерти (я умирал, давление было 40х20) и через это задумался, кто я такой, с какой стати возомнил о себе невесть что. Господь посылал лекарства, слава Богу! И до сих пор посылает, и когда это закончится – я не ведаю. Но скажу, что не меньше, а больше чем неофиты подвержены прелести люди преклонного возраста. Их телесные страсти уже не мучают, и они принимают это за праведность. И молитвенники они, и постники, особенно худо с теми, кто давно в Церкви, а то и всю жизнь при храме. Тут человек непонятно кем начинает себя воображать. Стоит с опаской к себе относиться.
О прелести хорошо сказал схиигумен Иоанн (Алексеев) – валаамский старец, который одно время был наместником нашего Трифоно-Печенгского монастыря. Когда он прибыл туда, застал ужасную картину: очень многие монахи страдали тяжёлым самомнением, полагали себя молитвенниками и чудотворцами. Верили, что могут по тонкому льду ходить не проваливаясь, при этом многие погибали. Так вот, отец Иоанн дал очень мудрый совет: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб». Лучше не скажешь.