Протоиерей Димитрий Смирнов. Ответы на вопросы слушателей радио Радонеж. 2000 год.
- Я находилась в глубокой прелести, а теперь не доверяю своим чувствам в понимании воли Божьей. Что посоветуете?
Я попала в такую ситуацию: я думала, что я имею Богообщение, и находилась в этом состоянии достаточно долго. И чуть было не совершила ужасный поступок, за который я не знаю как бы я потом отвечала. Но, слава Тебе, Господи, я обратилась в последний миг за советом к монаху, и он сказал мне, что я в глубокой прелести. Я сначала удивилась, не согласилась с этим, а потом, действительно, поняла это. Вот я теперь не знаю, во-первых, как оградить себя от этого состояния, и что мне нужно делать, чтобы не попасть снова в эту зависимость? Как-то раньше я прислушивалась к себе, и мне казалось, что я понимаю волю Божию, даже в житейских делах, можно ли мне так доверяться себе, своим ощущениям, или это тоже неправильно?
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
Во-первых, прелесть это вещь такая обыкновенная. И по учению святителя Игнатия по фамилии Брянчанинов, вообще все люди находятся в прелести. Только степень разная. Но то, что Вы так с одного совета одного монаха как-то быстро протрезвели – это говорит как раз, что прелесть у Вас была совсем не глубокая. Потому, что человек, находящийся в глубокой прелести, он слушать-то ничего не будет. Я постоянно это наблюдаю. Что иногда даже то, что люди со слуха воспринимают то, что говоришь им, даже с удовольствием и соглашаются с этим, но из сотен единицы как-то это воспринимают на столько, чтобы это каким-то образом отразилось на их жизни. Ну если пригрозить, испугать там, что вообще из храма выгоню, тогда на неделю хватает, а потом начинается все с начала. Это о чем говорит? О прелести. Потому, что человек думает, что он в храм ходит, он вообще живет, значит, христианской жизнью. А грешит против совершенно всех заповедей. Ну, может, не всех, но многих. Поэтому, прелесть – это вещь такая обычная, что ли.
Как от этого предостеречься. Ну, собственно, вся христианская жизнь это есть победа над прелестью. Т.е. надо, чтобы ничто нас не прельщало. Поэтому Господь нам говорил: “Не любите мира и ни того, что в мире: похоть плоти, похоть очей, гордость житейская”. Больше там ничего нет. Основа прелести – это гордость. Человек что-то там считает, и вот этому своему считанию придает большее значение, чем Писаниям или совету людей, более разбирающихся в этих вопросах и т.д.
Теперь по поводу чувств. Доверять чувствам – конечно, ну, вот, я так наблюдаю, что вообще у женщин это в большей степени развито. Человек приходит: вот я прям чувствую, что такая благодать, а там вот другая благодать и т.д. Вот я чувствую, что он меня так любит и т.д. На самом деле, это совсем не так. Во-первых, все наши чувства врут. Должен Вас огорчить. Поэтому, своим чувствам вообще доверять никак нельзя. Каким-то своим интуитивным озарениям. Нет, нет. Такой правильный “царский” путь – надо все время трезвиться. Желательно, чтобы был какой-то человек рядом. Апостол советует, что вообще, если ты не поняла что-то в церкви – спроси у мужа. Потому, что мужчины в этом смысле как-то трезвее, прогматичнее, не так эмоциональны, более отстраненное такое эмоциональное восприятие мира. Поэтому, если идти вслед за чувствами, то, конечно, не только в прелесть, а куда хочешь можно провалиться. Это дело такое опасное.
Поэтому, жизнь верующего человека руководствуется не чувствами, а исключительно заповедями Божиими. Если наш ум видит, что это противоречит заповедям Божиим, то лучше в эту сторону не идти. Потому, что там нам грозит опасность. Если такого человека нет, то можно у священника, к которому Вы какое-то доверие имеете. Почему у священника? По крайней мере, здесь есть такая условная гарантия ну хоть какой-то церковной образованности. Хотя не стопроцентной. Потому, что человек смотрит, что вроде борода, усы, а это может быть совершенно молодой священник, который рукоположен три года назад, не имеет никакой опытности, раньше был бухгалтером. Бухгалтерию значительно знает лучше, чем жизнь духовную. А на вид прямо такой старец. И вот, если человек как-то эмоционально зависим от таких вещей, он может иногда в этом смысле промахнуться. Потому, что не всякий старый человек является старцем. Это особенная харизма. Очень редко бывало, что и молодые люди становились старцами. Иногда аж в 30 лет. Это дар Божий. Поэтому, такое святоотеческое правило: трезвиться и чувствам не доверять. Просто ни в коем случае. Как снам. Мало ли что приснилось. Никак нельзя об этом много рассуждать. Приснилось – хорошо, забыл и спи дальше спокойно.