Татьяна Сергеевна Смирнова. "Воспоминания о Промысле Божием, милующем нас, не понимающих Его любви".
Промысл Божий начинается в нашей жизни с самого дня рождения, и ни одного дня невозможно выкинуть из прожитого, все они идут в копилку нашего жизненного и духовного опыта. Но если мы своими самостью и вероломством вторгаемся в волю Божию о нас, то это наш выбор и наша ответственность за него. Промыслом Божиим даже и трагическое не исключается в школе жизни. «Я хочу поведать, как под руководством старца, благодаря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется», – такими словами начал свои воспоминания об отце Иоанне ученый муж. Не буду называть его имени, он успешно трудится на пользу родины и сейчас представляет лицо российской науки за рубежом.
Для будущего ученого все начиналось прозаично, как у всех. Школа, институт, молодежные тусовки. По собственному его свидетельству, в какой-то момент он понял, что оказался на краю пропасти, расстроив и душу, и тело. Такое открытие потрясло до последних глубин, и в этот трагический момент в душе юноши раздался зов Божий.
Начались судорожные поиски для себя другого пути, пути к Богу. Но как типично русский человек без предела во всем, он шарахнулся от грешной жизни в праведную и скоро почувствовал свое бессилие. Куда идти, как идти? Эти вопросы привели юношу к дверям кельи отца Иоанна. На стук вышла я, он молча подал письмо, которое тут же стал читать батюшка. Но скоро прервал чтение вопросом: «А ты хоть обратила внимание на того, кто вручил тебе это письмо». Я ответила: «Молодой человек с живыми умными глазами». – «Зови его сюда, ведь он, ни много ни мало, мечтает стать российским императором». Так начались еще одни длительные духовнические отношения, в которых юноша возрос и состоялся как православный человек и ученый.
Разговор был недолгий. Управление Россией оставили Царице Небесной, а студент получил первое жизненное послушание с отличием окончить институт. «Когда я впервые попал в келью к отцу Иоанну, ничего не запомнил, не услышал и не понял, кроме того, что здесь святое место, что здесь я найду ответы на все свои вопросы. Почувствовал только безграничную любовь Божию, явленную мне через старца» – таким он вышел из кельи.
Отец Иоанн сразу понял суть болезни в человеке его посетившем, это была прелесть бесовская, которая со всей возможной силой уже развернулась на религиозной почве. Уйти от греха – это значит освободиться от опеки врага, но не вдруг оставляет он свою жертву. Самовольное подвижничество обернулось «игралищем бесов». И первое, с чем пришлось соприкоснуться духовному отцу в борьбе за эту душу, это полное отсутствие способности юноши слушать, слышать и слушаться. Так, в процессе общения определилась первоочередная задача – научить человека слушать и слышать.
«Я пережил многие умственные вражеские искушения. И в этой брани выжил только благодаря святым молитвам отца Иоанна» – свидетельствует юноша. Со временем программа прояснилась еще более серьезная – пройти путь, начиная от умения ценить саму жизнь до христианского отношения к ней, и как венец всего – научиться любить людей, нас окружающих, независимо, верующие они или нет, грешные или праведные. Медленно, но верно шла учеба в этой неаккредитованной школе. Когда диплом с отличием был получен, отец Иоанн дал ему новое послушание, писать диссертацию. И эта работа, растянувшаяся на годы, была выполнена. Приехав с отчетом, уже на пороге кельи ученый услышал от батюшки: «Ж., я писал эту диссертацию вместе с тобой!»
«Как чуткий доктор, своей целительной молитвой, постоянным вниманием и сердечной памятью выхаживал отец Иоанн меня многие годы. Его молитвами понемногу я все же пришел в такое устроение, при котором следование воле Божией доставляет радость и утешение. А последний завет мне от старца: «Ж., надо так жить, чтобы и в сердце, и в уме всегда был Бог!» – «Скажу о главном завете отца Иоанна – о вере в Промысл Божий, ведущий человека ко спасению. Эта мысль часто согревает, утешает и направляет меня в теперешней жизни…» – пишет ученый.