Девятая заповедь блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!
Вот обетование великой награды терпеливцам!
Посмотрите на нашу жизнь, как мы все тяжко страдаем под игом душевных скорбей! "Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иних многовидных бед и напастей!.." "...Беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратии терпяще..." "...Немошствует бо тело, изнемогает и дух наш". Так молитвенно взываем мы в акафисте перед иконой Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость". Особенно тяжки душевные муки, когда бывают непоняты наши самые возвышенные духовные устремления, то есть именно то в нашей жизни, о чем Господь сказал в словах "на вы лжуще Мене ради".
Вот вы, видя несчастие у своих ближних (детей, мужа, родных), спешите в храм, зная, что только молитвой можно помочь им, а те, за которых вы только что молились со слезами, встречают вас дома потоками брани или гневными взорами, раздраженным тоном только за то, что вы на несколько часов оторвались от нескончаемого потока суетных дел по дому. Как больно и горько сердцу!
Или живет человек далеко от храма, пригнули его к земле прожитые годы, и потому страшит расстояние. Но желание побыть в храме, помолиться, подать записочку, отслужить молебен, взять святой воды преодолевает все! И вот спешит, как может, такой человек в храм ночью по плохой дороге, преодолевает невероятные трудности в транспорте, и вот заходит он в храм, как ходатай о всем селении своем, о тех, кто хотел бы, да уже совсем не в силах дойти, и о тех, кто совсем забыл храм, а его осыпают укорами и насмешками: "Ты еще таскаешься в церковь, сидела бы дома и молилась, вот помрешь где-нибудь на дороге" или: "Видно мало работать пришлось, что еще в такую даль ноги носят".
Как больно сердцу такое непонимание! Непонимание того, что любовь к храму преодолевает, казалось бы, непреодолимое!
Вы дорожите святынькой, хранящейся в доме: иконкой-благословением. Евангелием, святой водичкой – и какими словами можно передать душевную муку, когда однажды, придя домой, видите полное разорение дорогого уголка – над вашей святыней надругались самые близкие вам люди!
Вы бескорыстно, по чувству жалости и сострадания, ради Христа, помогли кому-то своим трудом, а вас оклеветали, беспощадно обвинив в корысти, в нечестности, заподозрили невесть в какой грязи... Как тяжело перенести такую клевету!
Вы стремитесь чем-то послужить к храме, обители, делая это от всего сердца, с большой любовью, вкладываете в делание все свои таланты, все способности души и физические возможности, а вас упорно отказываются понимать, вас гонят, поносят и всячески унижают, и унижают не только морально, а может быть, даже физически – бьют, толкнут, пнут, что-нибудь уронят на вас. Сколько мужества требуется, чтобы не бросить дела, не охладеть, не отчаяться и, главное, не возненавидеть гонителей! И сколько еще бывает всяких непониманий, ложных представлений, немыслимых обвинений, порождающих невыносимые муки души, те злострадания, кои превышают страдания мученические и превосходят величайшие подвиги христианских подвижников первых веков.
* * *
Вот мы подошли к концу нашей исповеди, которую сегодня построили на исполнении заповедей о блаженствах.
И наверное, каждый из вас, кто искренно каялся, понял, что он "пуст и наг" добродетелей духовных. Казалось бы, можно прийти в отчаяние: что же нам, грешникам великим, делать? Мы же ни на что не способны, Господи! У нас нет ни смирения, ни кротости, ни чистоты сердечной, ни любви, ни даже плача о грехах!
А в ответ на такой полный отчаяния вопрос один из подвижников благочестия отвечает: "Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания". О пользе для нас страданий говорить можно очень много. А так как сейчас Таинство Исповеди, то есть проверка нашей совести – духовная лечебница и баня, смывающая скверну нашего сердца, – то нам надо чистосердечно признаться перед Господом, что мы не умеем терпеливо, по-христиански нести обиды, неприятности, несправедливости. Мы все – величайшие ропотники!
Кто из нас принимает скорби с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а в обидчике видит своего друга и целителя?
Прости нас, Господи, мы крайне малодушны!
Мы непомерно сетуем, даже до расстройства здоровья, мы оскорбляемся на обидчиков, мы ожесточаемся сердцем и становимся сами нетерпеливы по отношению к людям, потому что жадно кидаемся на жизнь, на счастье, суетное, пустое, кратковременное, как сон. Ставим его выше всего, выше Церкви, Бога, любви ко Христу, и обрушивающееся несчастье застает нас врасплох, озлобляет и огрубляет нас! Мы проливаем слезы, пот и кровь – здоровье теряем, но, увы, Господи! Пот проливается с внутренним противлением, злобой, проклятьем. Слезы – от обиды, злобы, досады, невозможности отмщения. Кровь (болезнь) – без веры, и потому ничего доброго душа наша не приобретает.
Между тем то, с каким настроением сердца и души мы переносим страдания, является пробным камнем нашего духовного роста. "Мужество перед ними, готовность к ним – вот знак "правильной души". Мужественные души инстинктом ищут жертвы, страданий и духовно крепнут в испытаниях. "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу..." (2 Кор. 4, 17). И не только страдания, приходящие извне, но всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва, немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас" (священник Александр Ельчанинов).
Господи, прости нас, слабых духом!
Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу!
Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели.
Господи, прости нас грешных!
Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев).
Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: "...вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: "Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий – запах пота их".
Апостол пишет еще: "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4, 12–13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания?
Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге – Евангелии, которое пылится на наших полках!
То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!
Господи, прости нас, грешных!
Как далеки мы от такого понимания жизни христианской!
А спастись каждый из нас желает. По словам Иоанна Златоуста, для христианина имеются три условия для спасения:
– не грешить;
– согрешив, покаяться;
– кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
А кто же может сказать, что он кается достаточно усердно? Отсюда путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние. Сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. Если же нет достаточного сознания греха, нет силы нести деятельное, глубокое покаяние, то надо в смирении принимать посылаемые страдания и благодарить за них, как за милость, как за признак заботы о нас Бога.
Господи, прости нас, грешных!
Грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!
Можно еще очень долго и много говорить с вами для пользы душевной, однако время уже давно истекло.
Господи, приими наше покаяние!
Сейчас каждый должен явить Тебе, Господи, твердую решимость отречься от греха, возненавидеть грех, переломить свою жизнь... И эту решимость подтвердив клятвою, поцеловать Крест и Евангелие. Пообещать в этом решении исправить жизнь свою.
Господи, я искренно хочу так! И молю Тебя, помоги мне сдержать клятву мою!
Господи, прими нашу молитву!
Господи, мой Господи!
Я – бездонная пропасть греха: куда ни посмотрю в себя – все худо, что ни припомню – все не так сделано, неправильно сказано, скверно обдумано... И намерения и расположения души моей – одно оскорбление Тебе, моему Создателю, Благодетелю!
Пощади меня, Господи Иисусе Христе, Боже наш! Я как ничтожный человек согрешил, Ты же яко Бог щедрый, помилуй мя!
В покаянии приими мя! Дай мне время принести плоды покаяния. Не хочу больше грешить, не хочу оскорблять Тебя, Господи! Допусти меня до причастия Святых Таин, да снизойдет на меня через них Твоя сила благодатная! Истреби живущий во мне грех! Живи во мне, Безсмертный Господи, чтобы ни жизнь, ни смерть не разлучили меня с Тобою!
Имиже веси судьбами – как хочешь, как знаешь – только спаси меня, бедного грешника! И благословлю, и прославлю Пречестное имя Твое во веки. Аминь!
Некто вопросил великих: как спасутся христиане последних веков, ибо нет уже арены открытого мученичества, когда исповедников Христовой веры забивали в колоды, бросали в темницы, распинали на крестах, отдавали на растерзание зверям, колесовали, отсекали руки или постепенно все члены тела, прободали копьями, обливали кипящим оловом или маслом, опускали в кипящие котлы, сжигали на горящих сковородах? Ибо никто уже не в состоянии понести тех трудов и подвигов покаяния и очищения своих душ, какие понесли подвижники первых веков христианства, о которых до нас дошли сказания, кажущиеся нашему сознанию почти невероятными.
И получил ответ: они будут спасены терпением душевных скорбей ! И те, кто понесет эти скорби душевные мужественно и терпеливо, получат венцы большие, чем те, кто спал на земле, вкушал пищу раз в неделю, стоял на столпе в молитвенном подвиге всю жизнь.
Сокращения названий книг Ветхого и Нового Завета, упоминаемых в тексте:
Ветхий Завет
Втор. – Второзаконие; Пс. – Псалтирь; Притч. – Притчи Соломона; Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; Иер. – Книга пророка Иеремии.
Новый Завет
Евангелие:
Мф. – от Матфея; Мк. – от Марка; Лк. – от Луки; Ин. – от Иоанна.
Соборные послания Апостолов:
Иак. – Послание Апостола Иакова; 1 Пет. – Первое послание Апостола Петра; 1 Ин. – Первое послание Апостола Иоанна.
Послания Апостола Павла:
Рим. – Послание к Римлянам; 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам; 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам; Гал. – Послание к Галатам; Флп. – Послание к филиппийцам; Кол. – Послание к Колоссянам; 2 Фес. – Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам); Евр. – Послание к Евреям.
ЛИТЕРАТУРА
Антоний , архиеп. Казанский. Грехи против десяти заповедей Божиих // Афонский листок. № 76. 1904.
Бухарев И ., свящ. Слово пастыря к имеющим говеть Великим постом // Кормчий, 1892.
Дьяченко Г .. свящ. Уроки и примеры христианской любви. М. 1889.
Кающийся грешник: [Сб.]. СПб., 1901.
Материалы из архива свящ. Бориса Николаевского.
Стратилатов К ., свящ. Собрание церковных поучений для простого народа. СПб., 1890.