Вопросы о послушании в монашестве

Категория: Послушание в монашестве

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину) (всего 9 вопросов).

[25/12/2007] мон. Петр спрашивает:

Дорогой батюшка, благословите! Благодарю Вас за скромный ответ. Как достичь послушания? Прошу Ваших святых молитв о даровании послушания и непрестанной молитвы. Спаси и помоги Господи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Отец Петр! Послушание рождается от неверия к своим мнениям и помыслам; а Иисусова молитва – от терпения и труда. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3773/index.html


[29/03/2008] Сергей спрашивает:

Батюшка, благословите! Если позволите, несколько вопросов хотел задать.

1. Кажется в книге "Тайна спасения" Вы писали, что понимание христианства (как я понял) передавалось от одного старца к другому из поколение. Кого сейчас, по-Вашему можно было назвать старцем. Какого Вы мнения о канонизации о.Иоанна (Крестьянкина).

2. Прошу Вас, скажите,кто был духовным отцом о.Серафима (Романцова). Недавно на официальном сайте Сретенского монастыря читал что есть уже день памяти о.Серафима - канонизирован ли он?

3.Батюшка, если Вас с нами не будет, к кому бы Вы порекомендовали обратиться за советом о канонах и св.отцах?

Если возможно-очень прошу Ваших молитв о моей семье-жене Ольге, сыне Серафиме и крестнике Николае, чтобы мы смогли хотя бы немного быть подобными прпп.Ксенофонту и Марии и их семье.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей!

1. Некоторые духовные дарования могут передаваться от старца к его послушнику, как награда за послушание. Истинный послушник по духу близок к старцу и поэтому становится способным быть его преемником. Я с любовью вспоминаю о встрече с о.Иоанном (Крестьянкиным), но недостаточно знаю о его внутреннем духовном подвиге, чтобы иметь свое мнение о канонизации.

2. Я никогда не спрашивал у схиархимандрита Серафима, кто его духовный отец, но предполагаю, что это был один из глинских старцев. О канонизации о.Серафима я не слышал, но считаю, что он находится в числе выдающихся старцев последнего времени и почитаю его память.

3. Я не могу рекомендовать и самого себя, так как считаю, что я не старец, а только видел старцев. На ваш последний вопрос затрудняюсь дать ответ. Призываю на вас и ваших близких Божие благословение.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3956/index.html


[15/01/2010] Ирина спрашивает:

Батюшка, я была в паломнической поездке в монастыре и меня попросили помочь вымыть столы и скамейки в трапезной. Но я вымыла и подоконники, за что меня поругали, т.к. на это дело не благословляли. Я понимаю, что послушание необходимо. Но неужели в монастыре совсем нельзя проявлять инициативу, даже когда она полезна?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! Здесь надо учесть специфику монастырской жизни. Монахи должны делать все по послушанию, чтобы отсечь свою волю. Поэтому вам сделали замечание как урок для будущего. В миру хорошо проявить инициативу и сделать полезное дело, а в монастыре хорошо исполнять послушание смирять свой дух.

Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4940/index.html


[29/03/2011] монахиня Георгия спрашивает:

Благословите,батюшка отец Рафаил. Большая благодарность Вам за книги и за духовную помощь. Батюшка, прошу, если можно, ответа на вопрос - что важнее для современного монашествующего, если его послушание связано с общением с мирскими людьми - любовь и сострадание к ближнему или хранение себя от соблазна и аскетический подвиг?

Низкий Вам поклон, дай Бог Вам здоровья, дерзаю поминать Вас в молитвах, и Вас прошу помянуть меня грешную. Благословите.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Мать Георгия! Если монах общается с мирскими людьми без осторожности и оставляет аскетический подвиг ради внешних добрых дел, то он только навредит себе и людям, а затем станет соблазном для них. Митрополит Зиновий (Мажуга) на мой вопрос, что выше – любовь или послушание, ответил: «Не верь своей любви и состраданию, чтобы не обмануться, а будь в послушании и борись со страстями». Для монаха хранение сердца и Иисусова молитва – высший подвиг.

Благодарю вас за молитвы и призываю Божие благословение.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5299/index.html


[19/07/2011] Юрий спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!

1. Если вы знакомы с книгой арх. Лазаря (Абашидзе) «Голос заботливого предостережения», то каковы ваши впечатления? Вы как-то назвали дискуссию о роли послушании в учении святителя Игнатия (Брянчанинова) «умозрительной». Почему?

2. Как вы оцениваете книги таких авторов как Сергей Фудель и Николай Пестов?

3. Что можете сказать о книгах святителя Николая Сербского?

4. Вы однажды заметили, что у отца Серафима (Роуза) вы мало с чем не согласны? Если возможно, уточните – с чем именно вы не согласны?

Спаси вас Бог.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий!

1. Каждая книга написана для определенной аудитории. Книга архимандрита Лазаря «Голос заботливого предостережения» обращена главным образом к современной приходской жизни, и в ней даются как советы, так и предостережения о возможных ошибках и злоупотреблениях со стороны недостаточно опытных наставников.

Для монастыря требуется несколько иное послушание, так как сам монастырь должен быть духовным единством, где исключено разномыслии и разлад. Послушание является одним из важнейших обетов монашествующих; и нельзя находиться в монастыре, не подчиняясь игумену и духовнику.

Что же касается святого Игнатия Брянчанинова, то он советовал быть осторожным и предусмотрительным в выборе духовника, но в своей жизни, управляя монастырем, твердо требовал от монахов послушания, а когда был рукоположен в епископа, - то строгой дисциплины со стороны священников, которые даже жаловались на его строгость в Синод.

Некоторые ссылаются в вопросе о послушании на духовный опыт Афона. Но надо учитывать, что Афон – уникальное явление в православном мире и его духовные традиции не могут быть механически перенесены в другое место.

2. С сочинениями Фуделя и Пестова я не знаком.

3. Книг святителя Николая Сербского я почти не читал.

4. Иеромонах Серафим Роуз перелагает повествование о молитве папы Григория за императора Трояна по позднейшей устной версии английского монаха, отличающейся от подлинника, в котором нет никакого упоминания «о крещении в слезах» царя-язычника, гонителя на христиан и о том, что душа его спасена.

В древнегрузинской версии написано, что хотя молитва святого Григория о избавлении Трояна от огненных мук была услышана, но святой Григорий был предупрежден, чтобы он больше не молился за язычников. В нем написано, что ангел-хранитель сопутствовал всегда святого Григория и молился вместе с ним.

А после молитвы Григория за Трояна ангел-хранитель стал невидим и уже не являлся святому Григорию явно. Участь императора, по молитвам папы Григория, была облегчена. Но между облегчением, наказанием и спасением – огромная разница.

В «Прологе» написано о милостивом богаче, который не мог избавиться от греха блуда. После его смерти одни говорили, что он спасен, потому что милостыня очищает всякий грех, а другие – что спасение невозможно, так как ничего нечистое не может войти в царство небесное. Они молили Бога, чтобы показать, где душа милостивого богача; и было открыто, что она не в муках, но издали наблюдает рай, будучи не в силах приблизиться к нему, и заливается слезами.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5536/index.html


[17/01/2012] инокиня Иннокентия спрашивает:

Отец Рафаил, благословите. Благодарю Вас за духовную помощь, которую Вы оказываете всем нам.

1. До воцерковления увлекалась писательством, развила нездоровую эмоциональность и фантазию. Вот уже много лет испытываю страх перед положительными переживаниями на молитве, в храме. Во всем подозреваю банальную психологию, влияние эмоций, воспоминаний. Стараюсь отгонять их, не вживаться. Радуюсь душевной сухости, бесчувствию, когда приходится холодным волевым усилием произносить молитву. Думаю, что лучше так молиться, чем впасть в прелесть. Нет ли здесь ошибки?

2. Мучает то, что нет полного доверия настоятельнице в отношении внутренней жизни. Внешнее послушание стараюсь исполнять, но как духовного руководителя не могу воспринять полностью. А ведь при монашеском постриге будет дан обет послушания, и сестры вручаются Игумении как старице. Как давать обет, если знаешь, что абсолютного послушания в духовных вопросах оказать не сможешь? И как определить границу, за которой рассуждение превращается в самочиние?

Прошу Ваших святых молитв.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Мать Иннокентия!

1. Холодная и сухая молитва лучше, чем эмоционально-горячая, как бы кровяная, связанная с воображением. Но и одна и другая недостаточны. Холодная молитва это умственная молитва, головная молитва, лишенная внутреннего общения с тем, кому молимся. Мне кажется, что у вас нет четкой границы между душевным и духовным и поэтому вы впадаете в другую крайность: стараясь отсечь душевное, отсекаете духовное. Душевная горячность связана с внутренним превозношением, чувством собственного избранничества, жаждой новых разнообразных впечатлений и знаний, пристрастием к мирской красоте как самоцели. Когда такое состояние проходит, то душа не ощущает облегчения и просвещения. Можно сказать, что душевная радость это мутная радость, на время, как вино, опьяняет человека. Духовное переживание оставляет после себя глубокий мир и покой сердца. После него у человека притупляется желание знать что либо мирское, исчезает любопытство к внешнему и даже любознательность ума.

Духовное чувство похоже на родник чистой прозрачной воды; в нем сердце находит не восторги, а покой. Мне кажется, что вы недостаточно дифференцируете эмоции и сердце. Эмоции это периферия сердца, это околосердечная зона; они врываются в сердце извне. А духовные чувства возникают в глубине сердца; они не идут извне, они пробуждаются в самом сердце. Вспышки блудных мыслей во время молитвы означают, что человек вызвал змея, гнездящегося в душе, на бой, но бороться с ним не сумел и змей покусал его.

Для того чтобы бороться с этим змеем, надо отбросить и забыть все мирское: представления, привязанности, знания, все сведения, почерпнутые их психологии, философии и т.д. - все это чуждо духовной жизни. Один из преподобных сказал: «Я сжег все, чтобы воссоздать себя». Если вы будете искать опоры в интеллекте, еще порабощенном мирскими представлениями, то одно заблуждение будет сменяться другим. Апостол Павел пишет: «Душевный духовного не разумеет». Чтобы обогатиться духовно, монаху надо обнищать душевно.

2. Монастырская жизнь основана на послушании. Наши руководители не безгрешны. Они люди, с человеческой ограниченностью и несовершенством, и у них есть свои слабости и недостатки, которые могут проявляться через ошибки. Но большей частью такие ошибки вредят им самим, но не мешают спасению насельников монастыря. Слушая своих руководителей, человек учится смирению, а смирение низводит в душу благодать. Критикуя, обсуждая, возмущаясь мнимыми или действительными ошибками игумена или духовника, человек приобретает гордость, вернее, гнойник гордости, находящийся в душе каждого из нас, воспаляется и увеличивается все больше.

Не слушаться можно лишь в том случае, если нам приказывают делать то, что несовместимо с православной верой и евангельскими заповедями, и то, нам нужно решать не самим, а посоветоваться с опытными людьми, которые не включены в поле наших страстей и поэтому могут более объективно оценить ситуацию. Иначе нас может обмануть демон. Если вы не хотите ни с кем советоваться, а полагаетесь на себя, то, значит, вы считаете себя, хотя бы в подсознании, умнее всех других, окружающих вас, а это тяжелое и опасное духовное состояние. Гордость лечится и то не всегда успешно – скорбями, болезнями, а иногда даже падениями, чего не желаю вам.

Настоятельница не учит вас ереси? – нет. Не запрещает вам заниматься внутренней Иисусовой молитвой? – нет. Не очень хвалит вас? – нет. Значит все хорошо – спастись можно.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5953/index.html


[12/02/2012] Анна спрашивает:

Благословите, батюшка. Мучаюсь таким вопросом. Я несу послушание в мужском монастыре, и так сложилось в жизни, что здесь я приняла монашество. Не буду вдаваться в побробности всех мыслей в голове, мне кажется Вы все прекрасно поймете. Но мне очень и очень трудно ходить "как на работу", и быть монахом.

Батюшки в нашем монастыре не советуют уходить в жен.монастырь. Да я и понимаю, у меня здесь духовник, службы, т.е созданы все условия для спасения. Но покоя в душе нет. Я чувствую себя как в подвешенном состоянии. Батюшка, помогите пожалуйста духовным советом, как быть? Это искушение такое (мысли обуревают), или все-таки в данном случае можно поступать, как душа просит?

Так же я сейчас наблюдаю, что в настоящее время наверное во всех мужских монастырях трудятся монахини. Как быть? Читаю Ваши советы другим людям, и это очень помогает в жизни. Благодарю. Низкий Вам поклон из нашей Святой обители.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Анна! Присмотритесь к женским обителям. Если найдете монастырь, где главным считается не хозяйство, а внутренняя жизнь, не хлопотливое послушание, а Иисусова молитва, то перейдите туда.

В мужском монастыре вы не найдете внутреннего покоя. Под видом духовной любви будете периодически привязываться сердцем то к одному, то другому монаху. В этом отношении демон ловко обманывает нас. У монахини в мужском монастыре вырван самый стержень монашеской жизни – внутреннее безмолвие и покой помыслов; его не заменят ни богослужение с прекрасным пением, ни проповеди и вообще ничто другое.

Хочу уточнить. Возможно, в женском монастыре прибавятся хлопоты и испытания, но зато подобные искушения будут более поверхностны; а в мужском монастыре для монахини искушения можно назвать «глубокой раной души» и «оккупацией сердца».

Призываю на вас Божие благословение. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5977/index.html


[09/04/2012] Ангелина спрашивает:

Отче благословите! Есть мнение, что злострадания необходимы человеку. И некоторые духовные наставницы основой своего руководства делают не соблюдение евангельских заповедей, а безпрекословное послушание и терпение злостраданий. Откуда у таких людей (которые сами не прошли этот путь) такая уверенность в своем праве властвовать на другими душами и смелость искусственно создавать страдания другим?

Как-же "пастырь добрый" "не губить, а спасать" "исправлять духом кротости"? Можно ли сегодня любовью, благородством своего жития вразумлять заблудших овец? Во мне нет обиды за себя, мне есть за что потерпеть, но вижу как юные доверчивые души впадают в уныние, помрачаются умом, озлобляются, не выдерживают физической и моральной нагрузки и уходят из монастыря.

Простите меня. Сердце скорбит... Прошу молитв.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ангелина! Монашеская и мирская жизнь отличаются друг от друга. Поэтому иное послушание должно быть в монастыре, а иное – в миру. В монастыре послушание является обетом и клятвой, добровольным игом, которое берет на себя человек.

Монастырь должен быть единым, живым, духовным организмом, а без послушания и строгого соподчинения этот организм разрушается и превращается только во внешнюю организацию. Путь монашества это самый короткий путь к Богу, но в тоже время – трудный и не для всех доступный.

Для монашества нужно особое призвание и решимость. Согласен с вами, что действительно трагедия, когда человек надламывается в монастыре и уходит из него. После монастырской жизни он редко находит себя в миру; у него остается щемящее чувство потери чего-то чистого, святого и драгоценного. Но кто тут виноват?

Я думаю, что здесь чаще всего бывают ошибки с двух сторон. Тот, кто, оставив мир, пришел в монастырь и не ужился в нем, видимо не до конца осознал, в чем заключается смысл и цель монашества. Такой человек приносит с собой в монастырь мирские представления; он недостаточно возненавидел свои страсти, не решился на мучительное лечение, которое иногда требует ампутацию своих привязанностей и привычек, не смог переменить гордость духа на монашеское послушание, принять скорби, как путь к внутреннему очищению, как епитимию за грехи и возможность через смирение стяжать благодать. Он по мирскому оценивает духовные испытания и делает вывод, что к нему относятся несправедливо и предвзято.

Гордость это воспаленный нарыв, от прикосновения к которому возникает острая боль, и чаще всего такие иноки не выдерживают именно этой боли, - боли самолюбия, боли ветхого человека, тлеющего в страстях. Хотя они говорят по привычке «простите», но редко вкладывают в это слово чувство виновности. Для них непонятно огненное делание древних монахов – считать себя хуже всех на свете. Они в душе протестуют против совета древних подвижников быть под ногами у всех; они считают это унижением своего достоинства, забывая, что по настоящему человека может унизить только его грех. Но бывает виновата и другая сторона.

Некоторые игумены и старцы не учитывают духовного состояния и слабости воли современного поколения, уже с детства отравленного грехом. Теперь с монахами нельзя поступать так, как с монахами прежних времен; с ними надо обращаться осторожно, как с больными, которые могут не выдержать испытаний, переносимых как должное и даже необходимое прежними монахами.

Знаменитый глинский духовник схиархимандрит Серафим Романцев давал тяжелые послушания преуспевающим монахам, а с духовно слабыми и немощными обращался снисходительно и даже ласково. Для сильных духом он был строгим отцом, а для слабых любящей матерью.

Что касается послушания в миру, то это послушание добровольное и имеет разные степени, которые определяет сам человек. И такое послушание должно проходить строго, в русле евангельской нравственности и православных традиций. Разумеется, не всякий священник может быть духовным руководителем. Здесь нужен еще собственный духовный опыт, мудрость и такт.

Однако послушание, даже в самых облегченных формах, в виде советов у более опытных людей, необходимо для христианина. Существует опасность попасть под психический пресс неопытного или неправомыслящего руководителя. Священноначалие Церкви не раз выступало против такого явления как младостарчество, когда человек, будучи еще духовно незрелым, смело берется руководить жизнью и совестью людей.

Но также опасна и другая крайность: когда человек вообще отвергает всякое послушание и совет, замыкается в себя и становится старцем для себя самого. И в наше время можно найти среди окружающих нас людей тех, которые опытнее нас, могут оценить наше духовное состояние и дать нам нужные советы и предостережения.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5985/index.html


[22/06/2012] Владимир спрашивает:

Благословите, отец Рафаил. Мы с женой читаем и любим Ваши книги. Благодарим Вас! Желаем Вам многая лета! Вопрос: Пожалуйста выскажите Ваше мнение о книге Феодора Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?".

Просим Ваших молитв. С благодарностью и уважением, Владимир.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Благодарю вас и вашу супругу за добрые слова о моих книгах. Что касается книги Феодора Зисиса "Благое непослушание или худое послушание", то он во многом прав, но я хотел бы внести некоторый корректив.

Он пишет, что не надо подчиняться архиереям, которые сами не подчиняются церковному Преданию. А я выразился бы иначе: не надо подчиняться архиереям только в том, в чем они противоречат Священному Преданию; а в остальном, послушание к архиереям обязательно.

Призываю на вас и вашу семью Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6061/index.html