Старец Ефрем Катунакский.
Спросили как-то монахини отца Герасима Песнописца:
– Отец Герасим, что значит слепое послушание?
– Я вам отвечу, – говорит. – Вот сказала игумения: «Евпраксия, принеси стакан воды», – ты приносишь. – «Вылей воду», – ты вылила. – «Ах ты, дура, зачем вылила воду!» – «Простите, благословите». Не оправдываешься: «Но ведь вы мне сами сказали вылить воду». Нет, не так. «Благословите», – вот это и есть слепое послушание.
Если не оказываешь такого послушания – не поднимаешься вверх по духовной лестнице. Видишь, что старец сказал: «Слепое послушание – это когда не оправдываешь самого себя не только по отношению к своему старцу, но и перед братом твоим. И перед братом твоим не оправдывайся, но всегда имей самого себя ниже и хуже всех».
Тот, кто живет в послушании у своего старца, подражает Христу, Который послушлив Отцу Своему (Ср.: Флп.2:8). Тогда Бог благословит того, кто Ему подражает.
Если что-либо просите у старца – предрасполагайте ваш помысел. Если старец исполнит просимое, говорите «буди благословенно». Если не исполнит, опять – «буди благословенно». Не настраивайтесь на то, что старец вас послушает, тогда, если старец и не исполнит просимое, то вы не будете унывать.
Часто и мы, старцы, может, и делаем какую ошибку; но, если ты все исполнишь по послушанию, то для тебя это обернется к лучшему, а не к худшему. Никогда послушание «не выйдет боком», потому что оно есть подражание Христу.
Жил в послушании – пойдешь в Рай!
Не живешь в послушании – не можешь умно молиться, нельзя причащаться, нельзя служить – ты уготовлен в ад. Вот ведь и Адам, и пророк Елисей, и Гиезий: все эти примеры нас убеждают, какие именно добродетели более всего угодны Господу. И другие добродетели содействуют спасению, но ни одна из них не имеет той силы, какую имеет послушание. Поэтому более всего прилежайте в послушании.
Я так вам скажу: от нас зависит, чтобы тот свет, который внутри нас, то есть благодать, мог усиливаться или уменьшаться. Если сейчас благодать в «пять градусов», завтра можем сделать ее в десять, тридцать, пятьдесят, сто. И от нас же зависит, если сейчас она в «десять градусов», сделать ее в восемь, пять, три, один... А происходит это от самоотречения, убежденности, благоговения, уважения, которое мы имеем к нашему старцу. От нашего послушания своему старцу этот свет возрастает. Не только старцу, но и друг другу будем оказывать послушание.
Блажен тот брат, который, прежде чем завершит свой наказ старец или кто из братьев, скажет: «Буди благословенно». Один из братьев сказал тебе: «Иди сюда, брат, поможешь мне». – «Буди благословенно». Последуй этому пути и увидишь, какой мир ты почувствуешь внутри! Какой покой!.. Ну, а если скажешь: «Подожди пять минут, я приду», – э-э...
<...>
Спустя годы приходит «различительное» послушание. Но в том возрасте, в каком вы сейчас, вы все должны иметь слепое послушание. Помните, что говорит святой Иоанн Лествичник? Пошел старец сперва к новоначальному монаху, потом – к другому, который монашествовал уже лет 10–15. Говорит новоначальному:
– Пой песни.
– Благословите, – и поет.
– Пой, – говорит он другому.
– Простите, – отвечает тот.
И тот, и другой правильно поступили. Не будет считаться непослушанием ответ второго монаха старцу. А для первого это было бы непослушание, потому что он еще проходит искус. Новоначальный должен пройти через колесование на пути неразличительного, т. е. слепого, послушания. Никаких рассуждений – только «благословите».
Когда пройдет 10–15 лет, наступает пора «различительного» послушания, которое есть результат послушания слепого, безоговорочного.
Как-то раз я видел, как один послушник поучал другого в присутствии старца. Воистину – ужасное бесстыдство!
Если ты будешь внимателен, то заметишь, что Христос сначала молится Отцу, а потом приступает к чудотворению.