О правильном и неправильном послушании

Послушание в миру

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Часть 1.

Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

Вот недавно было письмо мне, залитое слезами. Некто распорядился двум солидным супругам жить как брату и сестре, через весьма короткое время потребовал развестись, и на всё согласился с болью в сердце любящий супруг. Ну а финал такой, что у него на старости лет всё же появилась другая утешительница. Дети взрослые осудили материнский подвиг и ушли с отцом. А духовник в конце концов изгнал ее от себя. И после всего этого мне она написала подробное письмо обо всём этом с вопросом: «Что же делать?»

Дорогая моя, бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее – этой свободы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Протоиерей Александр Ильяшенко

-Что такое послушание? И что такое правильное и неправильное послушание?

Правильное послушание — когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.

А неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла. Например, ночью, во время пасхальной службы подходит мать с чадом: «Он исповедовался на Вербное Воскресенье, надо ли ему сейчас исповедоваться?» Ну что можно требовать от ребенка, который толком еще не проснулся? Какие у него грехи, чтобы он их ночью исповедовал, да еще когда идет служба и время дорого, и ни в коем случае службу задерживать не надо. И мама считает, что поступает по благословению… Подвели бы, причастился – и с праздником!

Это пример совершенно неправильного понимания того, что такое послушание. А вот если велеть человеку сделать что-то, что действительно требует усилий, то найдется миллион причин, по которым человек это сделать не сможет и откажется.

- Как различать эти моменты?

Это очень трудно: вся система современного воспитания противоположна тому, чтобы научиться этому.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: «Если я командую направо, а надо налево – меня не слушать».

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира — это настоящее послушание, Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Суворов в такой косной структуре, какой является армия, наоборот требовал активного, сознательного участия каждого в общем деле. То есть требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, творческого отношения к делу. Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

- Чем сложно послушание, и какие Вы видите в нем сложности?

Мы очень часто люди рутинные, далекие от творчества. Не творческие, а очень ограниченные, сами себя зажимаем множеством всяческих условностей, запретов, подчас надуманных. Опять-таки речь идет о том, чтобы человек понимал свой маневр: в каком периоде своей духовной жизни он находится, что от него требуется, и какие усилия нужно приложить. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры. Но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. То есть должен проявлять и решимость, и некий духовный уровень, духовный опыт, чтобы двигаться вперед по жизни. А если сводить послушание к исполнению формальных, часто надуманных предписаний, то это послушание имеет весьма относительный характер.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение

Святые Отцы говорят, что самый короткий путь к смирению, то есть к спасению – есть послушание. Чтобы двигаться и возрастать в духовной жизни, нужно учиться. В послушании человек ставит себя на место ученика, независимо от своего возраста и положения. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

- А если, например, все внутри восстает против того, что сказал человек, которого ты должен слушаться? У тебя на это другое мнение, как быть с этим?

Во-первых, даже Сам Господь не насилует нравственную свободу человека. Настоящий духовный руководитель тоже не должен применять насилие. Иногда он должен строго сказать, предупредить, описать последствия, которые часто очень легко предугадать. Человек, находящийся в гуще событий, не всегда может представить, что может произойти. Человеку со стороны, тем более с некоторым духовным опытом всегда проще предвидеть, зная примеры многих людей, которые уже подобные ошибки совершали.

Хотя бывают очень сложные ситуации, когда действительно требуется или совет авторитетного священника с большим опытом, или благословление старца. Но в таких случаях нужно твердо понимать, что, если ты идешь получить благословление старца, если ты откажешься его исполнять, то ты тем самым активно уже, сознательно нарушаешь Волю Божью, то есть становишься противником Богу. Так что если ты не собираешься слушаться, то тогда и не спрашивай. Но если уж ты обращаешься к старцу, который видел то, что люди видеть не могут, и знал, что люди знать не могут, то есть у него действительно было глубокое Богообщение.

Когда, напротив, кто спрашивает и наперед уже желает и чает определенного решения, то это уже прелестное правило действования. В таком случае лучше не вопрошать. Когда же спрашиваешь, пусть весы сердца стоят ровно, не склоняясь ни на десно, ни на шуе, – и Господь управит.

Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник – Богом определённый духовник, которым обычно бывает приходской священник.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

Так что предугадать нетрудно, трудно исполнять. И Спаситель сильно загодя предупреждал Иуду, что горе тому, кто предаст Спасителя. Дело не в том, что Иуде так необходимо было предавать. Да, Господь сознательно принял на себя эти страшные страдания. Зло оказывается бессильно, когда действует снаружи, но когда действует изнутри. А Иуда же был ученик Христов, то есть зло действовало изнутри. Найти Спасителя и без помощи Иуды, указавшего на Учителя, было бы не так трудно. Не знали его маршрута? Неужели не могли какого-нибудь соглядатая пустить, чтобы он отследил, в каком доме или саду Спаситель находится?

Но так устроена жизнь. Пока изнутри не обнаружилась лазейка для зла, они не могли довести до конца свое страшное дело, только грозились. Вот и Спаситель говорил, не столько предупреждал Иуду для того, чтобы остановить, а для того, чтобы Иуда не почувствовал, что он брошен, и что Спаситель от него отрекся в самую сложную минуту. Вот Апостол Петр отрекся от Спасителя, а Спаситель от него не отрекся. Иуда Спасителя предал, а Спаситель никого не предавал. Последние слова обращения к нему: «Друже». Потому что Спаситель и его желал спасти, пусть он предал, но вот если бы Иуда так же, как и апостол Петр, пошел бы к апостолу Иоанну Богослову, он, может быть, был бы спасен, значит не покончил бы с жизнью. А оказалось, что настолько он внутренне одинок и на кого положиться не может, что он пошел первосвященникам, которые только над ним посмеялись: бросил деньги и ушел удавиться.

Так вот, Спаситель всем человекам желает спастись и к познанию Истины прийти. И не ставит он вопрос так, что если ты чего-то не сделал, то уже проклят и никуда негодный, никакого дела с тобой иметь не буду. 

Нарушение послушания

Что же касается нарушения послушания, то можно привести такой пример. Был такой замечательный Старец – иеромонах Павел Троицкий. Он жил в затворе, никого практически к себе не допускал, но находился в очень близком общении – интенсивной переписке – со своими близкими людьми. Так вот некое духовное чадо священника – духовного сына отца Павла намеревалось выйти замуж, и через духовника передала старцу письмо с вопросом, стоит ли это делать. Она сказала, что хочет знать волю Божью. Она уже не первый раз замужем, жизнь трудная – семьи распадались, да и возраст не такой уж и маленький. Вот приходит письмо от отца Павла – нет воли Божьей выходить замуж. Она устроила скандал, разругалась и ушла от духовника, вышла замуж, уехала, стала жить в близи одного монастыря, родился ребенок. Дело у нее дошло до того, что этот муж за ней чуть ли не с ножом гонялся. Брак распался, осталась одна с ребеночком, да и страданий пришлось хлебнуть как следует.

Но Бог не ставит клеймо, — это только мы готовы заклеймить ближнего, а Господь так не поступает, Он всем людям желает спасения.

Ищите правды

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, строится оно на глубоком доверии, уважении, причем взаимном, на творчестве, на смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божью. В одном месте Писания, Господь, обращаясь к нам, говорит: «Ищите правды». Перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Духовный наставник и должен помочь человеку, показать на зло, которое он делает, показать на добро, которое он может принести, решительно настоять на том, чтобы человек прекратил делать зло. Отличать добро от зла – самое трудное. Человек, который отличает, не грешит. Если это нехорошо, значит, он этого не делает, потому что Богу это неугодно.

Мы же, как правило, путаемся. Вот мне что-то нравится, значит, это по Правде Божьей, якобы.

- А как отличить то, что мне нравится, от того, что должно быть?

Но вот Спаситель говорит в Евангелии, что «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Прежде всего, должны быть решительная работа и наблюдение за чистотой своей души. Если душа чистая, нет на ней никаких тяжких грехов, если человек борется, чтобы и мысли у него были чистые, живет в мире со своей совестью, с людьми, то Господь сам ему откроет. Через духовника ли, через обстоятельства жизни, или в душе проснется какое-то решение, если почувствуешь, что так и должно быть. То есть должна быть постоянная работа над собой. Если же этой работы не исполнять, грешить, не дай Бог еще и смертными грехами, тогда грех деморализует и ослепляет духовное зрение. Человек перестает различать добро и зло, и с ним происходит нечто страшное. Он не знает, как правильно жить. А раз он не знает, как правильно жить, значит, продолжает ошибаться, грешить — чем дальше, тем хуже.

Так продолжается до тех пор, пока человек не дрогнет, пока он не поймет, что он идет по пути неправедному, неугодному Богу. Пока он не начнет искать путь праведный. Если человек стремится к этому, то Господь ему и откроет.

В том-то и дело, что если душа у него чистая, голос совести не заглушен приходящими обстоятельствами, человек молится, стремиться искать Правду Божью, то Господь ему ее откроет тогда, когда он будет к этому готов, способен ее воспринять. Так что, Господь милостив, и если мы ищем Правду Божью, то мы ее найдем. Самый короткий путь – путь послушания. Послушания опытному духовнику или не шибко опытному, но тому, кого Господь тебе поставил. Что такое послушание? Можно привести наглядную воображаемую картинку. Представьте себе, что мамочка приходит из магазина и приносит какие-то гостинцы, выкладывает их. Вот прибегают детишки, хватают конфетки, мандаринчики и с удовольствием их едят. Это один вариант. Мамочка довольна, она же доставила деткам удовольствие.

Другой вариант чуть-чуть отличается от первого. Они подбегают к мамочке, спрашивают, можно ли взять. Конечно можно, я для вас купила, но это уже совсем другое. Точно также, но только спросил, можно ли. Вот он взял по послушанию. Вот так и мы. Очень часто можем даже очевидную вещь просить.

В первом случае со стороны ребенка есть некий эгоистический поступок, во втором же – это и уважение к мамочке, и благодарность к ней, нежелание выйти из ее воли, то есть не делать ничего, чтобы делалось без ее ведома. Очевидно, что для меня это принесено, но он вопросом демонстрирует, что он мамочкой не пользуется, как кухаркой или служанкой, которая принесла чего-то из магазина, а для него его мамочка – это личность. Он к ней относится с уважением, поэтому ничего себе не позволяет.

http://www.pravmir.ru/o-pravilnom-i-nepravilnom-poslushanii/

Часть 2.

- Что значит  послушание духовнику?

Мы пытаемся решать сложные личные проблемы, обсудив их с духовником. Может быть, мы даже и представляем, имея многолетний опыт общения с ним, что он примерно скажет, может, даже и слышим то, что ожидали, но все-таки, вспомним о предыдущем примере. Беру ли я нечто, как само собой разумеющееся, потому что это для меня, или же я спрашиваю разрешения у Господа, но через духовника, пусть даже я заранее знаю, какой получу ответ. Все-таки я спросил, проявив тем самым некое небольшое смирение. Я это взял не потому, что это мне принадлежит по какому-то мифическому праву, а потому, что получил благословение.

- Но только не по мелочам следует обращаться?

- Конечно, я говорю про важные жизненные проблемы.

- Сложно ли дается послушание?

- Иногда послушание дается сложно. Это как правило, когда нарушается той принцип, который так потрясающе сформулировал Суворов, когда духовное чадо хочет навязать решение, или когда чадо в том состоянии, что просто не воспринимает, что ему говоришь. Нужно успокоиться, прийти в себя, каким-то образом сбросить стресс, помолиться Господу, чтобы дал силы смириться и принять решение со смирением, тогда это сделается несложно. А если ты упорствуешь, причем очень часто неразумно, тогда это, действительно, вызывает страшное и напряжение, и переживание, и отторжение, то есть человек начинает проигрывать в духовной борьбе, которую каждый из нас должен вести. Но когда ведется под руководством, то эта борьба становится гораздо более легкой, и она приносит добрые плоды.

- Во всем ли нужно слушаться духовника?

- Опять-таки, снова ссылаюсь на Суворова: «Я кричу направо, а нужно налево, меня не слушать». Любой духовник – человек, может ошибиться, имеет на это право, но об этом можно как-то судить, если ты понимаешь свой маневр. А для того, чтобы понимать маневр, сколько Суворов учил своих солдат? «Тяжело в учении, легко в бою», — какие у него учения тяжкие были? «Много пота, мало крови», — сколько люди трудились, чтобы быть в состоянии понимать свой маневр и подчас компенсировать ошибку руководителя, который вполне может ошибиться? Вовсе не теряется ни контакт, ни уважение, не терялось и творческое отношение у делу.

Иногда бывает супер-творческое отношение. Чего-нибудь спросить, батюшка благословил, и начинается. «Меня батюшка благословил, а вы отойдите, подвиньтесь», — и начинает шуровать со страшной силой чего-то, расталкивая окружающих. Это не допустимо.

Конечно, духовника нужно слушаться, но опять-таки это тонкий момент, который Суворов не боялся обозначать: если он ошибается, то следует поступать так, как того требует обстановка, не бояться. Но для этого он сам был, повторяю, исключительно гениальный человек.

Послушание может быть вредным

Послушание может быть даже вредным, если оно бездарное, бездуховное, недалекое, неискреннее. Послушание может преследовать и корыстные цели: ближе быть с кем-то, себя выделить, проявить или гордиться перед окружающими, — тогда, конечно, такое послушание очень вредно.

Совершенно неправильно противопоставлять развитие карьеры послушанию Богу. Выходит, всем великим людям надо было заранее все свои таланты закопать в землю? А тому, кому дали пять талантов, так же закопать их в землю, как тому, кому и один талант, чтобы все бы остались в том звании, в каком прибыли. Но Господь призывает нас к приумножению талантов и дарований.

Апостол Павел говорит, что великое приобретение быть довольным и благочестивым. Если ты благочестив, близость Бога чувствуешь и доволен своим положением — это великое приобретение.   А обращено оно к людям, которые по каким-то причинам оказались внизу социальной лестницы. Такое построение взаимоотношений – по сути — категорическое отвержение всякого революционного пути – христиане никогда не были революционерами, но при этом они преобразили мир. Если человек чувствует в себе какие-то дарования, то он должен их развивать, он должен принести благой плод там, где призван, будь то наука, медицина или сфера образования.

- В современном мире все построено на том, что нужно идти туда, где больше платят, чтобы содержать семью, у кого она есть, чтобы помогать ближним, чтобы как-то себя содержать.

Пожалуйста. Есть такая народная мудрость – рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Пожалуйста, тебя никто не ограничивает. Но если твоя карьера станет для тебя идолом, если ты будешь работать хорошо, чтобы иметь все больше и больше денег, чтобы «хапать и хапать», тогда, конечно, это прямой вред. Если тогда духовник предупредит об этом грехе, а если ты его не послушаешь, тогда уже пеняй на себя.

- А если талант в одном, например, в гуманитарном направлении, а наука и культура не так хорошо оплачиваемы, как другие сферы?

- Конечно, здесь приходится выбирать. Безусловно,   нужно содержать семью, надо иметь возможность что-то приобрести, хотя бы книги, или пойти в театр, в музей, и ближним помочь. И опять речь идет о том, для чего ты их хочешь потратить: для самоутверждения – это одно, а для помощи другим – совсем другое.

Почему послушание считается добродетелью? Этимология слова «добродетель» заключается в фразе «делать добро», то есть послушание – это путь ко спасению, ко стяжанию других добродетелей. Значит, оно и само есть добродетель. Человек послушный, именно творчески послушный, не тупица, которому, что сказали, то он и будет выполнять, а творческий человек.

-Нужно ли слушаться духовника по первому слову?

То, что говорится о том, что духовника нужно слушаться по первому его слову, — конечно, желательно. Только это все достаточно сложно, так как бывает, что нужно объяснить ситуацию, постараться ее объяснить так, чтобы духовник понял, о чем идет речь. Постараться изложить ее по возможности объективно. Это не всегда возможно, конечно, но все же духовник должен вникнуть в ситуацию, разобраться и понять, что же на самом деле происходит. Человек субъективен по определению, и от этого никуда не деться — это субъект, а не объект, так что по отношению к себе он не может быть объективным. Очень часто люди говорят что-то не так или не договаривают, поэтому нужно и человеку помочь разобраться в том, что произошло, и самому понять и вникнуть в то, что произошло. Так что обсуждать с духовником какие-то обстоятельства нужно. Однако просто часто происходит следующее – человек вместо того, чтобы как следует подумать над тем, что он собирается сказать духовнику, подготовить взвешенное и максимально честное описание ситуации, несет какую-то нелепицу, а потом еще и возражать начинает. Вместо того, чтобы понять, что это общее дело, в котором нужно обоим разобраться, он пытается чего-то доказать духовнику. Вот когда пытаются духовнику чего-то доказать, тогда это уже гиблое дело. Появляется элемент недоверия и духовнику, и, на самом деле, Господу Богу, потому что человек не к духовнику приходит, а перед Богом исповедуется. Духовник, священник,   не своей силой действует. В том-то и дело, что Господь помогает, поэтому и говорится о том, что нужно прислушиваться к тому, что священник говорит. Дай Бог, чтобы это было действительно по наитию.

В чем воля Божья

- Как человек может понять, что в данный момент духовник говорит от Бога, а иногда по своему разумению?

Ко мне однажды пришла прихожанка и говорит, что хочет устроиться на работу туда-то и туда-то. Я отвечаю, что не вижу большой разницы. Она же отвечает, что нет, хочет жить по воле Божьей, поэтому просит сказать, куда же именно. «Ты знаешь», — говорю, — «я не такого уровня духовности, чтобы возвещать тебе волю Божью».   «Нет, я все-таки хочу знать, так как это важно». Это действительно важно, но воля Божья в том, чтобы не ты грубила своим родителям, чтобы ты их почитала, чтобы жила в мире с окружающими, чтобы ты была хорошая христианка. Вот это – заповеди Божии, записанные в Священном Писании, вот она – воля Божья. Если ты ее исполняешь, тогда хорошо, тогда тебе и откроется, на какую работу идти, но это на самом деле, второстепенный момент. Важный, но второстепенный. А если ты родителям хамишь, со всеми скандалишь, тогда о какой Воле Божьей может идти речь?

Ведь Спаситель говорит (Евангелие от Иоанна): «Тот, кто любит меня, заповеди мои соблюдет». Вот они заповеди, это написано, а на какой работе работать, не написано. Понятно, что это важно, но это важно для человека, который заповеди старается исполнять. А если он совершает грубые грехи и пренебрегает исполнением заповедей, да еще и других винит, что это они виноваты в том, что он грешит, его, понимаешь ли, спровоцировали, и при этом требует не понятно какую Волю Божью, это он просто глубоко заблуждается.

- По св. Иоанну Лествичнику послушание – это отречение от мира, без попечения и странничества. А для мирян это не применимо…

Но св. Иоанн Лествичнник говорит о монашеском житии, когда люди уходили в пустыню, отрекались от всех внешних впечатлений и полностью погружались в монашеское делание, очень тонкое и очень высокое, под руководством действительно духоносных старцев, которые сами это же подобное послушание прошли у подобных же опытных старцев, и знают, что это такое. В миру это практически не достижимо. Но Благодать Божья всегда одна и та же, и Господь ее дарует людям. Без меры дает Господь людям Духа. Господь чудеса творит и никто Его не ограничивает.

Конечно, обстоятельства жизни совсем другие. Одно дело, когда вы поставлены в такие условия жизни, традицией, окружением, в такую глубоко покаянную, молитвенную атмосферу, как легко в такой атмосфере пребывать, не отвлекаясь на внешние стороны. Другое дело, если вы живете в городе, где постоянные какие-то искушения, где окружающие люди думают о другом, со своими проблемами, со всем другим они подчас к вам обращаются, и получается, что вы не в состоянии выполнять такую духовную нагрузку, которую в монастыре нести легче. Это не значит, что в миру нельзя спастись. Но монастырь для того и создан, чтобы было легче концентрироваться и энергично двигаться путем духовного возрастания.

Святые говорили, что «наше дело не стремиться увидеть Ангелов, а стремиться увидеть свои грехи». Это гораздо для нас более важно и необходимо. А если предаваться играм, перерастающим в общение с Ангелами, то может наступить общение с совсем другими «ангелами», для которых как раз игра с человеком представляет их сущность, цель их деятельности. Их задача – сбить человека с толку, обмануть, завлечь в западню. Вот они так и действуют.

- Поэтому и нужен духовник, чтобы ему открываться?

В том-то и дело, что спасение только в Церкви, а не в своем собственном сознании.

http://www.pravmir.ru/o-pravilnom-i-nepravilnom-poslushanii-2/

Print