Вопросы о послушании в миру

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину) (всего 25 вопросов).

Архимандрит Рафаил (Карелин)

[24/06/2005] Роман спрашивает:

Здравствуйте о. Рафаил, благословите. Является ли послушание, такой же нужной добродетелью в миру? Имею ввиду, исполняя терпеливо – “Иди туда, принеси то…” нужно ли отсекать свою волю, или стоит в данном случае поступать “по разуму”? Т.е когда видишь, что действительно нужно помочь - помог, а когда идёт перегиб палки - извинился и занялся более нужными делами. Заранее благодарю.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Роман! Послушание в миру должно быть с рассуждением.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/571/index.html


[23/03/2005] Александр спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Прочитал Вашу беседу состоявшуюся в сестричестве во имя святителя Игнатия Ставропольского.По поводу внутренней сердечной Иисусовой молитвы Вы говорите:”Если монахи и миряне будут считать Иисусову молитву главным деланием своей жизни, я надеюсь, что тогда совершится чудо Божие…”, следовательно, как я понял, творить эту молитву нужно как монахам, так и мирянам. В тоже время вы предупреждаете: “Но для молитвы необходимо послушание”( иначе новоначальный может повредиться ). Послушание для монаха понятно – это подчинение своей воли воле духовного наставника. Относительно миряна (православного, живущего церковной жизнью) непонятно: в чем должно выражаться послушание, если нет духовного наставника и если его в принципе никак не найти ? Можно ли пытаться творить непрестанную сердечную Иисусову молитву такому мирянину?
Спасибо

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Александр! Монаху и мирянину необходимо творить Иисусову молитву. Но без послушания духовному отцу молитва не достигнет той сердечной глубины, которая открывается послушнику как дар Божий за послушание. Если нет духовного отца, то надо руководствоваться духовной литературой и стараться жить по евангельским заповедям. Но степень Иисусовой молитвы все равно будет иная, чем у тех, кто отсекает свою волю и этим смиряет свой дух.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/178/index.html


[15/12/2005] Фотиния спрашивает:

    Уважаемый о.Рафаил! Дай Вам Бог здоровья! У меня 2 вопроса:
    1. Трудно сосредоточиться на молитве, особенно утром, т.к. различные домашние дела отвлекают. Даже если рано прочту правило, а потом досплю, всё равно молитва невнимательная, глаза слипаются... Вечером бывают "проблески", но когда правило уже вычитано. Тут могут и покаянные слёзы появиться, и молитва своими словами, греющая сердце. Но - правило уже вычитано, час поздний... Конечно, можно переключиться на Иисусову молитву и засыпать с ней, но какое-то неудовлетворение: молитва пошла, когда уже практически я помолилась. Надо ли всеми силами стараться удержать именно это состояние, но какой тогда должна быть эта молитва?
    2. Вы часто говорите о послушании духовному отцу. Я иногда рецензирую книжки по его просьбе, помогаю в чём-то бытовом. Является ли это послушанием или имеется в виду всё-таки послушания духовного характера, которых у меня нет, и как их получить? Я поняла так, что без послушания даже невозможна Иисусова молитва? Что подразумевается под послушанием? Приведите, пожалуйста, примеры.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемая Фотиния! 1.Очень хорошо, что после правила вы обращаетесь ко Господу своими словами. Если у вас появилось чувство умиления, значит молитва услышана. Хорошо переключиться на Иисусову молитву, чтобы удержать такое состояние. 2. Послушания могут быть и духовного и житейского характера. Послушание не выбирают, а принимают. Основа послушания – отвержение своей воли и исполнение слов духовного отца в русле христианской веры и морали.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/1499/index.html


[25/11/2005] Георгий спрашивает:

Здравствуйте уважаемый о. Рафаил. Учение свт. Игнатия Кавказского о жительстве по совету вызывает непонимание у приверженцев афонской традиции послушания. С той и другой стороны приводится множество аргументов. Несколько раз я пытался для себя примирить эти точки зрения, но не смог. Помогите пожалуйста разобраться в этом вопросе. Георгий.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Георгий! В житии преподобного Паисия Величковского, переводчика Добротолюбия с греческого на русский язык, повествуется о том, что не найдя духовного отца, он договорился с одним из преуспевающих монахов, чтобы жить вместе и отсекать волю друг перед другом. Это более долгий духовный путь, чем полное послушание, но лучше, - чем бездорожье. Если у вас нет духовного отца, которому бы вы полностью доверяли, то, по крайней мере, советуйтесь со священником или вообще, с более опытным человеком. Перед традициями Афона мы можем благоговеть, но они трудно прививаются к другой почве. Рассчитайте свои силы. Помоги вам, Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/1308/index.html


[18/12/2007] Андрей спрашивает:

Отец Рафаил! Вы посоветовали уйти от духовного отца если духовное духовное чадо не согласен с ним. Разве послушание духовному отцу и тотальное подчинение одно и тоже? Я долгое время хожу в один и тот же храм и тот священник, которого я считаю своим духовным отцом знает меня почти довольно долго. Он мне в многом помогал и поэтому уходить от него я не хочу. Может быть лучшее эму сказать (если зайдет речь), что в том или этом то я не согласен с ним? Я не всегда согласен с его богословской позицией а не с духовно-нравственными советами.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Я посоветовал бы вам откровенно поговорить с духовным отцом и рассказать ему о своих сомнениях и переживаниях. Богословская позиция тесно связано с духовно-нравственной позицией, так как нравственность имеет свою опору в догматах.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3589/index.html


[27/03/2008] Наталия спрашивает:

Помогите советом. Одолевают помыслы и мечтания (нет уже бороться, ничего не получается, просто мытарства какие-то).
Читала, что их надо исповедывать, но мой духовник не монах, и, как мне кажется, не готов еще принимать такую исповедь. Все его советы относительно моей духовной жизни стараюсь выполнить, и они мне помогают. Боюсь смутить его, если буду исповедывать свои мечтания, помыслы. Если можно, помогите, как быть.

Также сказано, что с этой напастью борются послушанием. Как можно применить это в миру?
С уважением, Наталия

Архимандрит Рафаил отвечает:

Наталия! Помыслы и мечтания надо исповедовать в общих словах, а не подробно; исповедовать как состояние своей души, а не описывать картины, которые проходят через наше сознание. Когда проскользнет нечистый помысл, то скажите: «Боже, очисти мя грешную». Наша мера – не останавливаться на мечтаниях и тем более не развивать их в своем воображении. Не иметь ни помыслов, ни мечтаний, это не наша мера, но унывать не надо. Послушание в миру можно осуществлять как отсечение своей воли перед духовным отцом и родителями, если это не противоречит христианской нравственности. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3865/index.html


[29/03/2008] Сергий спрашивает:

Отец Рафаил! Что делать, когда меч ярости направлен на самого себя, а в передышке заменяется молчаливым богохульством, когда совестливая укоризна заменяется сатанинским самоедством. Прошу Ваших слов и молитв. р. Б. Сергий (спорт. врач из Питера)

Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергий! То, о чем вы написали, является следствием скрытой духовной гордости. Гордый человек находится в постоянном конфликте с Богом, людьми и самим собой. Здесь нужны радикальные меры, чтобы смирить свой дух. Самый прямой и безопасный для этого путь – послушание. Найдите наставника и будьте перед ним как малый ребенок, который ничего не знает и ничего не понимает; откажитесь от того, что может питать самомнение, не высказывайте вслух своих знаний, если в этом нет необходимости. Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3961/index.html


[29/11/2008] Ольга М. спрашивает:

И еще один вопрос, отец Рафаил, если можно.
Дело в том, что, как я в своей жизни ни хочу быть христианкой, как ни тянусь к христианству, меня всю жизнь что-то как бы "не пускает" к Христу, я чувствую, что это как бы какая-то злая воля. И всю жизнь меня преследует находящая на меня тьма, жестокие искушения и тяжелые жизненные удары.
У меня был грех гаданий и некоторых занятий оккультизмом в юности, но они давно исповеданы, раскаяны, я прочитала множество покаянных канонов и акафистов Свящмуч. Киприану, но легче не становилось, на меня идет как будто стена тьмы и чего-то черного, и это началось еще до греха гадания.
Как мне преодолеть эту чуждую злую волю и эту тьму, которая не дает мне идти к Христу?
Сердечно благодарю Вас за ответ на мои предыдущие вопросы, они меня очень поддержали духовно.
Ольга.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ольга! На каждого человека действует злая сила, которая препятствует ему стать христианином, то есть покорить свою жизнь заповедям Евангелия, воцерковиться, прийти к Христу, как Источнику духовного света. Это – первородный грех, который как змея лежит в глубинах человеческой души и действуют через гордыню и страсти. Обычно люди не видят мистических корней греха; только когда человек вступает в борьбу с этой силой через молитву и веру, соединенную с волей, тогда этот глубинный змей начинает волноваться, шипеть и кусать его, и человек видит искры ада в своей душе, которые по временам превращаются в жгучее пламя. Это колоссальное явление – первородный грех – в настоящее время перестал быть виден большинством людей, даже христиан, именно потому, что они живут в нем и исполняют свои страсти. Так человек не видит дом, когда находится внутри него. Попытка приблизиться к Богу через молитву и изменение своей жизни дистанцирует человека от власти первородного греха, и тогда он видит его как проказу своей души. Если человек занимался оккультизмом, хотя бы теоретически, то к первородному греху прибавляются еще непосредственная демоническая сила, к которой обратился оккультист и открыл себя для нее. Для таких людей необходима долгая борьба, терпение, переживание мучительных состояний. Здесь главным лекарством является чувство смирения, которое противостоит диавольской гордыне, а самым действенным средством к стяжанию смирения служит послушание своему духовному отцу. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4562/index.html


[12/01/2009] Александр спрашивает:

Благословите о.Рафаил!
После чтения вечерних молитв, в момент сна я подвергаюсь бесовским искушениям (меня невидимый пытается раздавить, сбросить с постели, подкидывает к потолку, проваливают под землю, выносят из комнаты по воздуху вперёд ногами, обругивают матом, запугивают хриплым голосом и т.п. Иногда, это нападение повторяется до 3-х раз в разных вариантах. Очень похожее искушение описано в вашей книге "На пути из времени в вечность", случившееся с одним схиархимандритом пустынником. Это продолжается уже не один год, я уже как бы смирился, от чего это может происходить? Надо ли от этого как то стараться избавиться? Если вечернее правило пропускаю, то сплю спокойно.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! Чтобы избавиться от демонических искушений следует не уменьшить, а увеличить вечернее правило. Хорошо прочитать перед сном три раза тропарь Архистратигу Михаилу. Владыка Зиновий советовал мне молиться ложась в постель Святителю Николаю и Иоанну Воину. Когда мы не полностью погружены в сон, но начинаются искушения, то попробуйте говорить слова молитвы: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…" и т.д. Некоторые старцы советовали в течение суток прочитывать 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся". Думаю, что вам надо найти духовного отца: искреннее послушание рождает смирение, а смирение – оружие против демона.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4686/index.html


[06/01/2009] Елена спрашивает:

Здравствуйте, о. Рафаил. В апреле текущего года обращалась к вам с вопросом о тяжелом внутреннем состоянии. Вы рекомендовали молиться об обретении духовного отца. Пыталась, сначала с явным нежеланием, а потом появилась злоба и отвращение к самой мысли о каком-либо послушании вообще. Я постаралась заставить себя все же просить Бога о ниспосланиии духовного руководителя, но это получается чисто механически - я отчетливо понимаю, что никого слушаться не намерена. Кроме того, стали повторяться случаи, когда возникало состояние, похожее на депрессивное - желание умереть, и даже не умереть, а не существовать вообще, полное безразличие к себе и к окружающим, злоба и ярость. Стоит ли мне просить о том, чего я сама не хочу? Прошу ваших молитв об умирении моей злобы и гордости, а также о скорейшем увольнении из органов внутренних дел - думаю так будет лучше. Благодарна вам за ваши книги и за ответы. Простите за беспокойство - мне кажется, что своими вопросами и проблемами я отвлекаю вас от чего-то важного, чего сама понять не в состоянии. Вы оказались правы - рациональное познание в отношении духовного мира бессильно, и я спрашиваю о том, что больше меня и моих возможностей.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Елена! Даже мирские знания передаются через послушание ученика учителю – без этого учение невозможно. Но в миру человек приобретает рассудочные знания, а что касается духовных, то они требуют также подчинения воли и изменения чувств. Духовная жизнь – это постоянное преображение человека. Я советовал вам найти врача, при том не терапевта, а хирурга, который пустил бы в ход скальпель, чтобы очистить гнойную язву; а вы теперь отвечаете: "Не хочу никакого врача. Я сама могу сделать себе операцию". Нет, дорогая Елена, не сможете. Рана будет внутри гнить и заражать вашу кровь. Когда вы молитесь Богу, вопреки своим страстям и самолюбию, чтобы Он дал вам духовного отца, то это не механическое повторение слов, а борьба с самой собой, борьба за то, чтобы лучшее (дух, обращенный к Богу) победило худшее (страсти, обращенные к земле). Мы находимся в постоянной, невидимой борьбе с падшими духами, и здесь наше оружие – молитва и смирение, которых лишены демоны. Если бы солдат, стоящий на посту, отложил бы в сторону винтовку и заявил бы, что может справиться с врагами голыми руками, то такого солдата отдали бы под суд или посадили бы в карцер. Послушание рождает смирение; смирение привлекает благодать Божию, а благодать дает победу в духовной битве и преображает человека по образу Христа Спасителя. Только смирение должно быть не внешним действием, а внутренним состоянием, сокровенным от мира. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что многих духовных артистов мир прославлял как смиренных и кротких, потому что они льстили его страстям, а истинно смиренных считал гордецами, так как те не принимали его полуязыческого духа. Что касается депрессии, то редко кто избегал приступов уныния и упадка сил на духовном пути. Я помню случай из своей молодости, когда служил священником при Ольгинском монастыре. Меня охватил приступ депрессии: не хотелось никого видеть и ни с кем говорить. Игумения Ангелина, почувствовав в каком я состоянии, подошла ко мне, схватила за уши и стала крепко до боли трепать со словами: "Ты что делаешь!" – хотя я ничего не делал и молчал. Не знаю почему (наверное она молилась), но депрессия прошла – как будто рукой ее сняло. Вы спрашиваете: "Стоит ли мне просить о том, чего я сама не хочу?". Нет, Елена, этого хочет ваша бессмертный дух, который долгое время был угнетен, а не хочет страстная душа, которая разгулялась во всю. Станьте на сторону духа. Насчет увольнения из органов внутренних дел – ничего не могу сказать. Мало еще решить откуда уходить, надо еще знать – куда уходить и будет ли там лучше. У подруги моей матери был супруг по имени Борис, который в свое время работал начальником тюрьмы, затем следователем. Он был очень простым, искренним и добрым человеком. Недавно мне попалась брошюра о иеросхимонахе Стефане Кавказском. Там было написано, что Стефан (до схимы иеромонах Димитрий) в 30-ых гг. был арестован в Тбилиси, и ему, как полагалось в то время, предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Но к своему счастью иеромонах Димитрий с послушником попали к следователю Борису Николаевичу, который принял в их судьбе большое участие: не только отклонил обвинение, но освободил их тюрьмы, выхлопотал документы и устроил работать сторожами. В те годы самому следователю за такой поступок грозили серьезные последствия. Я с большим теплом вспоминаю об этом уже почившем человеке и прошу помолиться о упокоении его души. Елена, старайтесь держать в своем сердце Иисусову молитву. В ней заключены исповедание веры, покаяние, мольба о спасении и познание своей духовной нищеты. Она одновременно и молитва и присяга христианина. Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4773/index.html


[28/01/2009] Вадим спрашивает:

Батюшка, помогите мне! Как избавиться от уныния?!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Вадим! Надо отличать уныние от печали. Печаль возникает по поводу определенных негативных событий, которые тяжело переживает человек, чаще всего, когда не осуществляются его желания. Этот разрыв между желанием и осуществлением порождает чувство бессилия. Человеку кажется, что счастье достигнуть невозможно, что его надежда разбилась как стеклянная чаша, выроненная из рук.

Но, все-таки, печаль это настроение, при котором смысл жизни не исчезает. Печаль похожа на лихорадку, которая потрясает душу, но все-таки ненадолго.

Уныние – это устойчивая печаль, которая из настроения переходит в продолжительное состояние. Если печаль больше поражает эмоциональную сферу, то уныние парализует волю человека; если печаль – острая, но проходящая боль, то уныние – тяжелый камень, который давит на сердце. При унынии жизнь теряет смысл и кажется какой-то нелепостью, каким-то тяжелым, непробудным сном; человеку хочется исчезнуть, перестать существовать, уйти из этого мира. Последний этап этой болезни – отчаяние.

Есть еще один вид уныния, которое переживали подвижники. Это особое демоническое искушение, когда по попущению Божьему диавол подходит к человеку и тот испытывает не психическую, а духовную метафизическую муку: человек как бы проходит через ад, и если он перенесет это искушение, то получит духовный опыт. Он начинает понимать, как страшен демонический мир, в котором душа может остаться навсегда, как зверь, пойманный в капкан, или путник, завязнувший в топком болоте. Он убеждается, что в борьбе с демоном недостаточно человеческих сил, а необходима благодать Божия, и осознает, что сам по себе не может совершить ничего доброго. Такое состояние демонического уныния нередко бывали у пустынников.

В книге "Старец Силуан" описывается состояние богооставления, которое пережил этот афонский монах, и до самой смерти проходил науку – смирять свой дух. Когда мы говорим о бесовском унынии, которому подвергались подвижники, то следует еще упомянуть о спорадических приступах уныния у людей, находящихся в состоянии духовной прелести. Это люди, прельщенные и обманутые демоном, которые посчитали себя особыми избранниками Божьими, поверили, что они предназначены для великих дел и в сердце своем решили, что уже при жизни святы. Но все таки душу человека невозможно обмануть до конца, и по временам прельщенные чувствуют под чьей страшной властью они находятся, и тогда их экзальтация сменяется приступами тоски, настолько мучительной, что некоторые из них кончали жизнь самоубийством. Признаками состояния духовной прелести являются ненависть к послушанию, бесстыдные рассказы или намеки о своих подвигах, осуждение других, а в некоторых случаях нелепые поступки, которые прельщенный совершает по внушению демона. Известно, что демон большой шутник и любит поиздеваться над своими жертвами, как в древности короли – повеселиться зрелищем придворных шутов.

Как избавиться от уныния? Покойный митрополит Зиновий (Мажуга), вскоре после моего рукоположения в монахи, сказал: "Если хочешь сохранить в душе мир, то не привязывайся ни к кому и ни к чему – ни человеку, ни вещи, ни книге, ни месту. Когда увидишь в себе пристрастие, то тотчас отсекай его. Не приобретай много книг и даже не держи у себя много святынь, а делись ими с твоими братьями по духу. Если будешь надеяться на внешнее, то потеряешь надежду на Бога, а вместе с тем уйдет из души радость".

Другой раз он сказал: "Сильно не желай ничего кроме спасения и вверяй свою жизнь промыслу Божьему". Я считаю, что самым действенным средством от уныния является послушание, с полным отсечением своей воли. Как только человек решится на послушание, то сразу же получает облегчение; а когда пребывает в беспрекословном послушании, то печаль и уныние отходят.

Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4867/index.html


[30/01/2010] Ангелина спрашивает:

Благословите! Посоветуйте, как научиться искреннему, внутреннему послушанию, если нет доверия, может ли быть послушание выше евангельской заповеди и обличения совести?

Как отличить голос совести от самомнения? Как воспитать волю мужество и решимость, отсекая свою волю? Всегда ли нельзя себе доверять? Как можно иметь молитву сердца, внутренне безмолвие, внимание к словам молитвы при ежедневном театральном богослужении, когда постоянно поешь, читаешь, вычитываешь правило. Когда голова больше не вмещает поток слов, устает от звуков, часто фальшивых и неприятных. Простите меня.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ангелина! Послушание должно проходить в русле евангельских заповедей. Заповедь – это безусловная воля Божия. Послушание голосу совести приносит мир душе. А если мы поступили по голосу самомнения, то в душе остается тревога и сомнения.

Чтобы воспитать волю надо говорить себе: лучше умру, но не согрешу. Можно себе доверять, но проверять через совет с опытными людьми. Если вы осудили богослужение как театральное, забыв о том, что во время богослужения благодать Божия сходит на всех, в том числе и певчих, то вряд ли вы в настоящее время можете достигнуть внутреннего безмолвия. Возможно, что в служении храму вы найдете милость Божию и спасение; а, уйдя из храма, ради внутреннего безмолвия, не достигнете большего и потеряете меньшее. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5143/index.html


[14/01/2010] Ксения спрашивает:

Благоловите. Со Светлыми Рождественскими Праздниками! Часто читаю Ваши книги. Спаси Господи!

У меня получилось полное крушение в духовной жизни - разрыв с духовником.

Какое не должно быть духовное руководство я уже знаю, с горького опыта, сама виновата. Но какое оно должно быть? Или оно возможно в наше время?

Можно ли ограничится просто советом в исповедуемого батюшки, который исполнять по возможности? Как все начать сначала, с чего?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Ксения! Взаимно поздравляю вас с Рождеством Христовым!

Разрыв с духовником всегда тяжелая операция, но иногда она бывает необходимой. Послушание духовнику – евангельский совет, а не заповедь для мирских людей, поэтому сами определите для себя меру послушания. Можно начать с первой ступени – с совета на исповеди. Надо молиться, чтобы Господь послал бы вам опытного духовника.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5165/index.html


[11/04/2011] Дмитрий спрашивает:

Здравствуйте, ув. о. Рафаил!

Мой покойный духовный отец (прт. Владимир †2007) говорил незадолго до смерти (не знаю, считать ли это завещанием, в смысле обязательного исполнения), что после его ухода мне следовало бы найти другого отца (лучше монаха), т.к. я не исцелен от гордости, и легче идти под руководством. Также у нас были беседы по поводу принятия священства, но как послушание я сначала "должен защитить диссертацию и потом все бросить" (я уже вышел на защиту, но т.к. эта рубрика редко открывается, то дерзнул спросить "авансом").

Попытки найти духовного советника (отца можно ли найти? я помню, как 18 лет назад нас свел Господь и понимаю, что это была не человеческая воля) заканчивались тем, что при открытии помыслов чувствовались либо желание обладать моей волей и не только, или простая отстраненность, или покровительственное поведение (сверху вниз), или опасение.

Подскажите, батюшка, каким Вы видите мое положение. Спаси Господи, дождаться Пасхи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Смерть не разрывает духовных уз. Ваш покойный духовный отец продолжает молиться за вас и находится в невидимом общении с вами. Его благословение насчет диссертации надо исполнить, иначе это загробное общение ослабеет.

Согласен, что послушание – одно из радикальных средств борьбы с гордыней. Для этой цели надо найти строгого духовного отца, который не был бы очарован вашей интеллектуальностью и не миндальничал бы с вами, если вы допустите ошибки или высоко поднимете голову.

Вы пишете, что не могли найти духовного отца по следующим причинам:

1) что у духовника появлялось «желание обладать вашей волей». Но ведь само послушание проявляется как раз в отсечении своей воли перед старцем, так как наша воля поражена грехом, немощна и чаще всего преклоняется к страстям, а не голосу разума. Оберегая свою волю от «поползновения» со стороны старца, вы, на самом деле, оберегаете гнойник от врача.

2) «Простая отстраненность». А почему старец должен при первой встрече во всем доверять вам и чуть ли не бросаться на шею? Первая встреча это диагностирование болезни и душевная разведка, в хорошем смысле этого слова.

3) Вас задело «покровительственное поведение (сверху вниз)». Естественно, что наставник покровительствует своему ученику, а не наоборот. Здесь товарищеские и фамильярные отношения вообще неуместны. Старший передает – младший воспринимает, а вам возможно кажется, что вы и старец взаимно обогащаете друг друга. В такую уравниловку не вкладывается само понятие духовного руководства.

4. «Опасение старца». Действительно старцы опасаются, что их слова не будут исполнены, а обратятся в грех непослушания. Ведь старец отдает силы и время именно для того, чтобы его благословения и советы были бы исполнены, а не для пустой беседы. Если бы вы набрались терпения и послушно исполняли сказанное вам, то все опасения старца исчезли бы и сменились доверием.

Вы спрашиваете: каким я вижу ваше положение. Мне кажется, что это положение больного, которое ухудшается, но он не решается на радикальную операцию, боясь боли или самого врача.

Взаимно желаю вам в добром здоровье и радости встретить Святую Пасху! Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5240/index.html


[06/05/2011] Татьяна спрашивает:

Благословите, Батюшка!

1. У меня есть духовный отец, который определил мне молитвенное правило, с которым я советуюсь по другим вопросам, но на службу я хожу в другую церковь, так как мой батюшка служит достаточно далеко от города. Он благословил ходить в эту церковь, но не всегда советы священников в этой церкви совпадают с советами духовника. Это касается, например, вопроса о частоте причащения. Как в такой ситуации поступать?

2. Я уже несколько лет пишу докторскую диссертацию, но никак не могу ее закончить. Мой духовник сказал, что диссертация - это послушание. Меня мучает, что у меня плохо получается выполнить послушание.

3. Меня волнует вопрос своего духовного здоровья, можно ли самостоятельно определить свое духовное состояние или это задача духовника?

Помолитесь о рабе Божией Татиане и о Иулиании, Сергии, Алексии, Зое.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана!

1. Надо поступать согласно благословения духовного отца, а советы другого священника можно принять или не принять по вашему усмотрению - насколько они совпадают со взглядами духовного наставника. Однако, если вы исповедуетесь у другого священника и он наложил на вас епитимию, то она обязательна для вас.

2. Благословение духовного отца насчет диссертации надо исполнить. Если вам трудно, то можете не спешить, однако, не следует забрасывать работу и впадать в нерадение.

3. Мне трудно понять, что вы подразумеваете под духовным здоровьем. Все мы больны грехами, а духовное здоровье – правильное лечение. Поэтому ваше духовное здоровье это слушаться духовника, помнить его указания и советы и ничего не скрывать от него.

Помоги, Господи, вам и вашим близким. Призываю на вас Божие благословение.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5252/index.html


[05/04/2011] Татьяна спрашивает:

Если духовник заставляет поступать против совести, нужно ли оказывать послушание?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана! Если духовник заставляет поступать против совести, то соглашаться с этим не надо. Однако следует разобраться, действительно ли протестует наша совесть, а не самолюбие и страсти, которые сопротивляются послушанию.
Поэтому, в таком случае, следует посоветоваться с другим священником, или человеком, опытным в духовной жизни, чтобы разобраться в ситуации и в себе самой.

Всякое послушание должно проходить в русле православной веры и нравственности. Идти против совести, это идти против Христа. Но опасность в том, что наша совесть не совсем в порядке, поэтому лучше все проверять и делать по совету.

Храни вас Господь.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5334/index.html


[06/04/2011] Татьяна спрашивает:

По благословению духовника, но против сердца, ушла с любимой работы из-за беззаконий, которые там творились. Действовала, как робот, за послушание. Сейчас понимаю, что духовник, видимо, был прав, т.к. там события развиваются в худшую сторону, но душа все равно болит.

Устроилась на новое место, которое первое предложили и куда благословили сразу. Там много плюсов, но много и минусов. А главное, душа не обретает мира, все время сомнения, смятение, надрыв. Я не понимаю, что я должна делать и в чем воля Божия?

М.б. надо было вообще отдохнуть до Пасхи и потом уже искать работу. Великий Пост теряется, т.к. я целиком поглощена новой работой, она отнимает все силы.

Очень прошу молитв и совета. Как вернуть мир, понять волю Божию и успокоиться?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана! Причина вашего сомнения и смятения это не внешние обстоятельства, а двойственное отношение к духовнику, которому вы доверяете и, в тоже время, колеблетесь, слушаетесь и сомневаетесь – исполнить его благословение или нет.

Имейте веру, что за послушание духовнику, всякое дело после трудов и испытаний окончится хорошо.

Что касается вопроса продолжать работу в Великий пост или найти новую после Пасхи, то это зависит от ваших возможностей и благословения духовного отца. Чтобы найти себя, надо сначала отказаться от себя.

Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5336/index.html


[08/04/2011] Лариса спрашивает:

Батюшка, благословите!

У меня есть муж и двое детей. У меня состояние близкое к отчаянию. Я влюбилась в монаха... Исповедаю это грех уже несколько месяцев, но ничего сделать не могу. Продолжаю ходить в этот монастырь (хотя знаю, что нужно сменить приход - не могу физически).

Дала знать ему об этом пристрастии (страшно согрешила) ... Он сказал, что по отношению ко мне у него пристрастия нет. А у меня... Это невыносимо - постоянное желание хотя бы видеть его. На исповедь я к нему не хожу. Постоянно читаю Иисусову молитву, но ничего не помогает...

Я знаю - "претерпевший до конца спасется", но как претерпеть?... Я настолько немощна и безвольна. Простите меня.

Помолитесь обо мне грешной.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Лариса! Это искушение, которое было попущено вам из-за вашей гордости. Вы поверили в свою чистоту, в свою любовь к Богу и где-то в глубине души посчитали себя особой избранницей. Гордости свойственно падать: чем больше гордости, тем с большей высоты падает человек, тем сильнее его раны и ушибы.

Знаменитый глинский старец схиархимандрит Серафим Романцев настойчиво предупреждал духовных чад не верить в свою преданность к Богу, в свою «хорошесть», а основой духовной жизни полагать смирение.

Его духовный сын рассказал мне о таком случае. Однажды он пришел к старцу и сказал: «Отче, на молитве меня все чаще посещает умиление, и слезы сами текут из глаз». В ответ старец перекрестился и сказал: «Еще рано. Сначала потрудись». Монах продолжал: «После этих слов старец как будто иссушил мои слезы, молитва стала более трудной и сухой. Я опять сказал старцу о том, что у меня пропали слезы и нет прежней молитвы. Он снова перекрестился и сказал: «Слава Богу». Прошло много времени, пока у меня снова стали появляться слезы, но уже редкие и скудные».

Старец провидел, что монах внутренне может возгордиться своими слезами, дать высокую самооценку своей молитве как благодатной, и поэтому вовремя подрезал его еще неокрепшие крылья.

Лариса, благодать возвращается тем путем, как ушла. Выберите строго духовного отца, будьте в его послушании. Послушание дает силы, будто кровь от отца, как от донора, переливается в жилы послушника. В вашем положении я вижу только один способ победить искушение – приобрести смирение, а конкретно возложить на себя бремя послушания. Первое время это может показаться нелегким, даже мучительным, но затем постепенно вам будет все легче и легче. Когда пристрастие пройдет, то вы почувствуете себя свободно и радостно, будто исцелились от тяжелой болезни или вышли из мрака тюрьмы на простор и солнечный свет.

Призываю на вас Божие благословение. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5385/index.html


[19/07/2011] Юсупова Светлана спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил. Как быть, если настоятель требует выполнения послушания, котороее я не смогу выполнить?

Например он требует выполнения бухгалтерских отчетов, но я не бухгалтер и не умею это делать, более того, есть два человека при храме занимающихся этим вопросом.

Так же он требует, чтобы я стала чтецом, хотя я пою на клиросе. Чтение мне не дается. У меня сосудистое заболевание и часто бывает, что все "плывет" перед глазами. А настоятель считает, что я просто не хочу. А здесь дело не в "не хочу", а "не могу".

И еще, как относится к тому, когда священник ругает, что служащие храма читают акафист или канон, а он начинает ругаться, кричать: "Что вы тут в молитвенном экстазе стоите?! Лучше идите бумажки вокруг храма соберите и возмите тряпки в руки!".

Спаси Вас Господь. Помолитесь за болящую р.Б. Татиану (у нее втрой обширный инсульт, находится в очень тяжелом состоянии) и за новоприставленного р.Б. Виктора.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Светлана! Послушание в монастыре игумену и послушание на приходе настоятелю – отличатся друг от друга.

В первом случае для монаха послушание это клятва, обещание, которое он дает при постриге и должен исполнить, несмотря на все трудности.

А послушание в храме носит добровольно-нравственный характер. Люди имеют кроме храма еще свои служебные и семейные обязанности, поэтому от некоторых послушаний они могут отказаться.

Бог не требует ничего выше сил человека и поэтому, принять просьбу настоятеля или нет, надо решать перед лицом собственной совести.

Что касается крика священника: «Что вы тут в молитвенном экстазе стоите», то храм является прежде всего – местом молитвы. Но заботиться о порядке и чистоте храма, я думаю, следует каждому христианину, если есть возможность. Поэтому надо и одно делать и другое не оставлять.

Труды по уборке храма и церковного двора это вид жертвы храму. Если вы не знакомы с бухгалтерией, то браться за это не стоит, так как можете сами запутаться и дело повредить. Везде нужны определенные знания; а для церковного бухгалтера они должны быть профессиональными.

Я помню, что когда в первый год моего священства поручил вести церковные счеты свещнице – очень честной, но неумелой женщине, то она так напутала запись прихода и расхода, что потом трудно было разобраться. Если вы можете чем-либо реально помочь храму, то отказываться от посильного для вас послушания не следует.

На реплику священника обижаться не надо, так как священник тоже человек и у него бывает разное настроение. А некоторые люди говорят грубости, не осознавая этого, думая, что чем крепче они скажут – тем лучше их послушают.

Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5661/index.html


[20/03/2012] Фотиния спрашивает:

Батюшка, Рафаил! Несколько лет как воцерковилась, но до сих пор нет духовника .Был раньше священник, которого считала духовным отцом, он требовал полного послушания, некоторые его "близкие" (как они себя считают) чада повредились умом (лечились) и происходили всякие другие вещи, которые не опишешь в коротком письме.

В общем, я от него отошла. А теперь болтаюсь сама по себе в этом жизненном море, боюсь "утонуть" и нет руководителя. Как быть? С одной стороны осознаю, что духовник нужен, а с другой-боюсь повторения первого случая.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Фотиния! Неумелый врач может принести вред, но из-за этого не следует отказываться от лечения, а надо найти более опытного врача. В наше время в этом вопросе надо быть осторожной и осмотрительной. Возможно, что вы поспешно выбрали первого духовника и обожглись; а надо было сначала пообщаться с ним, присмотреться, как и чему он учит, какие плоды его наставничества.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Прежде, чем вручить себя наставнику, испытай его», то есть узнай его поближе. Наставник должен быть строго православным, придерживаться правил Церкви, руководить по духу отеческих преданий, а не по своим личным мнениям и соображениям.

Следует узнать был ли у него самого духовный отец и имеет ли он сам опыт послушания; если не был, то такой человек вряд ли может правильно руководить другими: давать то, что не приобрел, и учить тому, чему не научился. Нужно молиться Богу о даровании достойного духовного отца.

Также надо проверить и себя саму – готовы ли вы к послушанию, не перейдет ли послушание в словопрение? Лучше не иметь духовного отца, чем, имея, не слушаться его, то есть обманывать саму себя. Начните выбор духовного отца с бесед на духовные темы, спрашивайте советов в затруднительных ситуациях, посмотрите, открывается ли ему ваше сердце во время исповеди или нет, а потом уже решите, можно ли его иметь духовным руководителем.

Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5814/index.html


[04/03/2012] Станое спрашивает:

Дорогой батюшка, о. Рафаил, благословите!

1. Как бороться с унынием и помыслами страха?

2. Как помочь женщине, православной христианке, которая не может заставить себя молиться Богу и которая говорит, что не понимает смысла молитвы? Как помочь ей?

3. Каковым должно быть правильное отношение между духовником и духовным чадом, являющимся мирянином, не принявшим завет послушания? Хорошо ли думать о правильности полученного совета?

Сегодня говорят, что нужно остерегаться, поскольку есть люди в священном сане, считающие, что обладают духовными дарами (младостарцы). Как приобрести доверие к духовному отцу, имея в виду слова святого Игнатия о том, что больше нет духовников, что сегодня духовное руководство надо получать из книг? Я хотел бы понять правильно поучение Святого.

во Христе Станое.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Станое!

1. Надо клин выбивать клином, а именно, размышлять о неизбежности смерти. Обычно уныние возникает, когда наши желания превышают возможности их удовлетворения. А память о смерти учит, что все, на что направлены наши желания, кратковременно и проходяще, что надо желать того, что не в силах уничтожить и разрушить смерть.

Память о смерти также уничтожает страх: человек перестает страстно привязываться к тому, что он должен рано или поздно потерять или с кем должен разлучиться.

2. Надо объяснить женщине, что вечная жизнь это вечное богообщение; на земле оно осуществляется через молитву. Без молитвы невозможно приблизиться к Богу. Надо посоветовать ей попробовать молиться, хотя бы краткими словами, несколько раз в день. Смысл молитвы можно понять в личном молитвенном опыте.

3. Для монахов послушание – это одно из основ духовной жизни, это клятва, которую он дает при постриге. Мирянин не обязан иметь всецелое послушание к своему наставнику; он может сам выбрать форму послушания – повеления или совета. Если слова духовника противоречат Евангелию и учению Церкви, то их исполнять не следует.

Младостарцы это те, кто, не имея нужного духовного опыта, смело берутся руководить другими, при том, в форме категоричных и безапелляционных приказов. Духовный отец должен быть твердым в Православии и благочестивым по своей жизни. Что касается предостережения святого Игнатия Брянчанинова, то здесь говорится не о ненужности послушания, а об осторожности – больной не должен доверять себя всякому врачу, тем более самозванцам и невеждам.

Такое лечение вместо пользы может принести вред. Однако было бы неправильной другая крайность – совсем отказаться от медицинской помощи и стать врачом самому себе. Поэтому я думаю, что надо придерживаться совета преподобного Иоанна Лествичника: «Сначала испытай своего наставника, а затем доверься ему».

Следует сказать, что послушание не исчерпывается одним руководством, здесь происходит отсечение своей воли, то есть смирение своего гордого духа, а смирение необходимо для борьбы со своими страстями.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5945/index.html


[15/02/2012] Татьяна спрашивает:

Мама когда-то поставила условие, что пока я не уйду от своего духовного отца, она не будет ходить в храм. Претензии к нему связаны с тем, что я не выхожу замуж. Она обвиняет в этом его, хотя это было мое решение и мое стремление к монашеству, духовник только его одобрил и благословил. Благословение это было дано, когда мне было 24 года, сейчас мне 38. В обитель духовник не отпускал все это время, отчасти, из-за мамы - она бы не приняла этого.

В храм она принципиально не ходит, даже как-то нарочито отодвигает от себя все, что связано с церковью. Бывают у нее редкие проблески, тогда ее можно уговорить зайти поставить свечку, но потом опять возвращается ее неприятие. При случае напоминает о своем ультиматуме. Здоровье у нее рушится, начинается диабет - в этом она тоже обвинила меня, что это из-за того, что она за меня переживает, что я не создаю семью и не меняю духовника. Что мне делать?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана! Право выбрать замужество или монашество, принадлежит только вам. Характерно, что при венчании и при монашеском постриге, вступающим в брак или принимающим монашество, задают вопрос, добровольно ли они приняли решение и только тогда совершают таинство венчания или постриг.

Ваша мать не имеет никаких нравственных оснований требовать в этом вопросе послушание ей. Если она объявила «забастовку» по отношению к храму или к вам, то этим только показывает слабость своей собственной веры, и не стоит на такие эксцентричные поступки обращать внимания.

Духовник должен быть дороже и ближе плотских родителей, так как он помогает душе родиться в вечность. Требуя перемены духовника, ваша мать также проявляет не принадлежащую ей власть – распоряжаться вашими духовными делами. Думаю, что причина ее диабета не ваше безбрачие, а злоупотребление сладкой пищей.

Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6006/index.html


[01/07/2012] Дана спрашивает:

О. Рафаил, простите и благословите. С детства страдала неуверенностью в себе, неумением отстоять себя, иногда неуместной открытостью, излишней чувствительностью и ранимостью, мнительностью, излишней мягкостью и уступчивостью, уязвимостью перед чужой волей.

Неуверенность в себе приводила и всегда приводит к отрицательному отношению со стороны других людей, равно как и к неудачам во всех сферах жизни. Неуместная открытость приносит большой вред: не все, не всем и не всегда можно и нужно открывать, в том числе и в отношениях с мужем. С началом духовной жизни эти немощи постепенно открывались, а с ними открывался и корень зла - гордыня, тщеславие, человекоугодие и другие страсти.

Помогите советом как исправиться, как научиться защищать себя и другим не причинять вреда при этом, выработать духовно правильное отношение к жизни и к ближним. Простите за вопрос, наболело. Спасибо.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Дана! Слава Богу, что ваши немощи открываются вам: это действие благодати Божией. С собой надо бороться всю жизнь. Очищение души и обуздание страстей происходят постепенно и медленно. Эмоциональные порывы переменить свою жизнь, не подкрепленные дальнейшим трудом, бывают чаще всего кратковременными и бесплодными.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша – ее сразу не съешь». Святые отцы советовали выявить в себе главную страсть и сосредоточить все силы на борьбу с ней. Они говорили: «Чтобы убить змею, необходимо поразить ее в голову». Когда главная страсть будет несколько усмирена и взята под контроль, тогда надо переходить к борьбе со следующей страстью в том же порядке.

Имеется обширная аскетическая литература о борьбе со страстями, например, неоценимый сборник Добротолюбия, заключающий в себе опыт православных подвижников с древнейших времен.

Я считаю, что вам крайне полезно найти духовного отца и проводить жизнь под его руководством. Послушание быстрее, чем другие добродетели, приводит человека в состояние смирения. Смиренный не только защищен от ударов со стороны людей, но и другие оказываются защищенными от него, потому что смирение соединено с кротостью, потому что, когда надо противостоять злу и наказать человека, то смиренный бьет его не палкой, а цветком.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6033/index.html


[20/07/2012] Сергей спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Благословите!

Отец Рафаил скажите, пожалуйста: В повседневной жизни, принимая какой-нибудь святоотеческий совет, современные благочестивые советы или приводя на память чей-нибудь назидательный, мужественный поступок, как можно правильно оценивать лично себя: где дерзость, а где дерзновение.

Когда в душе хоть чуть-чуть появляется внутренняя свобода, то через некоторое время приходят мысли, что мол сильно-то и нельзя вольничать, что лучше отказаться от этой вольности в выборе, иначе свобода может превратиться в вольность.

Каковы признаки мнимого смирения в душе?

Отец Рафаил, дай Бог вам здравия! Спаси и сохрани вас Господи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей! Дерзость и дерзновение – различные свойства характера; в некотором смысле они антиподы. Дерзость – порождение гордости, раздутого самолюбия, переоценка собственных сил и неуважение к другим людям. Дерзость это агрессивное хамство и безрассудность, за которую человек часто расплачивается потерей друзей, распадом семьи, а иногда даже жизнью.

Для дерзкого человека нет ни авторитета, ни чинов, ни светской власти, ни духовной иерархии. Дерзкий человек перманентный бунтарь и революционер. Если дерзость соединена с отвагой, то она переходит в неистовство, а если с трусостью, – то в деспотизм по отношению тех, кто слабее. Дерзость – это дикая форма общения с людьми, при фанатичной уверенности в своих мнимых достоинствах и правоте.

Дерзновение, напротив, имеет нравственный характер: это стойкость при защите своей идеи – не своей личности, не своих амбиций, а убеждений. Поэтому дерзновение часто имеет жертвенный характер. Дерзновение, соединенное с рассудительностью, превращается в мужество.

Насчет мнимого смирения. Это – гордость, вывернутая наизнанку. Человек становится артистом смирения. Он играет в смирение, как в вызубренную роль на сцене; он жаждет, чтобы его хвалили за смирение, как рукоплещут артисту.

Ложное смирение проявляется в смиренословии и низкопоклонничестве. Старцы говорили, что смирение должно быть сокровенно, как и другие добродетели. В ложном смирении соединены лицемерие и тщеславие, оно представляет собой трудно исцеляемый вид гордыни. Образно говоря, ложное смирение – это непробиваемый панцирь на теле крокодила.

Чтобы отличить свободу во Христе от своеволия, надо очищать свой ум и сердце от страстей и стяжать дух покаяния. Смиренный видит свои грехи и достоинства других. К духовной свободе быстрее всего приводит послушание. Поэтому советую вам найти опытного руководителя и слушаться его. Тогда вы будете во многом гарантированны от ошибок, которые неизбежны при страстности ума.

Должен отметить, что в духовной свободе присутствуют любовь, покой и ясность мысли; а в своеволии – мечтательность, постоянная перемена настроений, чувство неопределенной тревоги и мутность сознания.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6057/index.html


[12/07/2012] р.б. Екатерина спрашивает:

Отец Рафаил! Как быть, если при чтении молитвы Исусовой нападает уныние, безысходность? Оставляю на время молитву Исусову, читаю "Богородице, дево, радуйся". Или "Да воскреснет Бог", чтобы отогнать беса уныния, но не всегда помогает. Или молюсь молитво преп. Марии Египетской "Я слаба, Господи, но ты силен, побори беса, борющего меня".

Может, вообще пока читать только утренние и вечерние молитвы? Посоветуйте, как быть. Чаще всего одолевают гнев, а следом за ним - уныние, мучает длительно, иногда месяцами. Знаю, что все это - спутники моей гордыни непомерной! Борюсь с этими страстями, но пока безуспешно.

Подскажите, как одолеть уныние? Через силу заставляю себя работать, что-то делать, выполнять семейные обязанности, тогда на время отступает, потом вновь нападает.

Прошу Вашего совета. Храни Вас Господь.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Екатерина! Вам нужна действенная помощь со стороны – одна не разберетесь в себе самой; а если даже бы и разобрались, то не будут силы, чтобы переменить себя. Найдите духовника или духовную руководительницу – пожилую монахиню, которая сама прошла долгий путь внутренней борьбы. Надо приобрести послушание и тогда появятся силы.

Что делать? При некоторых болезнях необходим донор. Если вы будете в искреннем послушании у своего духовного отца или духовной матери, то они добровольно станут для вас такими донорами. Между духовным наставником и учеником образуется невидимая мистическая связь, которая восполнит оскудение и недостаток. Иначе, я боюсь, что только перемена молитвенного правила в ваших обстоятельствах не поможет.

Что касается вашей личной борьбы со страстями, которую вели и ведете, то здесь вы обрезаете только верхушки, а корни остаются в земле. Кто имеет послушание в большом и малом, – того не может одолеть уныние, и даже печаль становится кратковременной, как набежавшее облачко.

Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6109/index.html

Связанные материалы