"Я люблю всех". Воспоминания об архимандрите Павле (Груздеве).
Вспоминает Анатолий Павлович Суслов.
Каждое слово старца имело великую силу. Отец Павел никогда ничего не объяснял, а просто говорил — будет так, и точка. Если кто-то просил его благословения и святых молитв на то или другое дело и он его благословлял, то просящий, по своим трудам, усердию и с помощью Божией, обретал искомое. Если же старец говорил, что лучше этого не делать, то правильнее всего было выполнять его наказ. В противном случае зря потратишь время, измучишься сам, измучишь других и будешь мучиться до тех пор, пока не поймешь, что надо было послушаться. Со мной такое случалось весьма часто.
Скажет старец: «Толянко! Езжай от Рыбинска на автобусе!» Добравшись до Рыбинска, смотрю в окно вагона — тьма египетская, зима, холодина, а до автовокзала хорошим шагом минут 30-40. Да поеду я на паровозе! Проехали одну станцию, остановились в чистом поле и стояли часа полтора. А потом этот поезд еще три часа тащился до Ярославля. Домой прибыл к 23.30 вместо обычных 21.00.
Приехал семинарист из Московских духовных школ с вопросами. Приятный такой, в беретике. Старец ему говорит: «Погоди жениться — будешь архиереем». А еще один приехал жениться. Батюшка и ему велел погодить. Потом оказалось, что его избранница беременна от другого. Парень еще раз приезжал благодарить.
Жена моего друга рассказывала, что лет 30 назад ее подруга собиралась замуж за хорошего человека. Все шло к законному браку. Но где-то она увидела отца Павла, подошла к нему и попросила благословение на брак. Но старец сказал, что выходить замуж ей не надо. Удивительно, но девушка послушалась старца, и свадьба не состоялась. В то время уже открывались монастыри, и случилось так, что избранник этой девушки поступил в монастырь. А она состарилась в одиночестве и об этом не пожалела.