Послушание в миру

Мы получаем огромную пользу, когда соглашаемся с ближними и исполняем их волю

Игумения Домника (Коробейникова). Ново-тихвинский монастырь, Екатеринбург.

Игумения Домника (Коробейникова)

Старец Силуан, как мы знаем, достиг высокого духовного преуспеяния, совершенства. И его преуспеяние проявлялось, в том числе, и в особой деликатности, любви. Однажды в праздничный день он прогуливался с одним монахом по монастырскому лесу. Монах предложил отцу Силуану пойти к известному на Афоне старцу, отцу Амвросию. Старец Силуан немедленно согласился. Они пошли. Когда они шли, монах полюбопытствовал, о чем отец Силуан будет спрашивать старца Амвросия.

— Я ни о чем не думаю спрашивать старца, — ответил отец Силуан. — У меня сейчас нет никаких недоумений.

— Тогда зачем же ты идешь? – удивился монах.

— Я иду, потому что ты так хочешь, – ответил отец Силуан.

— Но ведь к старцам ходят ради пользы, – возразил монах.

На это старец Силуан сказал:

— Я отсекаю мою волю пред тобой, и в этом моя польза, большая, чем от какого бы то ни было совета Старца.

Так и мы получаем огромную пользу, когда соглашаемся с ближними и исполняем их волю. И этот, казалось бы, малый подвиг удивительно преображает нас. Все вы, наверно, замечали: когда человек, любящий поспорить, вдруг начинает смиряться, уступать, соглашаться, то мы как будто видим перед собой другого человека, ангела! И своим поведением такой человек вдохновляет всех окружающих.

Источник

Самая распространенная неправильность по отношению к духовному отцу

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов. Из статьи "О месте принципа послушания в современной аскетической практике".

Самая распространенная неправильность духовных чад по отношению к духовному отцу - это замена послушания стремлением постоянного общения. В некоторых случаях послушание превращают в предлог для встреч и бесед с духовным отцом. Получается не то духовный вампиризм, не то желание удовлетворить свои потаенные отрасти. Здесь духовная любовь заменяется «платонической» любовью с примесью мечтательности и романтики, а самое главное, что такие люди бесцельно отнимают время и силы, и как бы стремятся захватить себе все, что должно принадлежать всем. Где пропадает духовный страх к своему наставнику, там пропадает духовная любовь к нему.

Статья полностью

Старец Николай старался не ввести человека в грех непослушания

Светлана Галаева. "Стопы мои направи по словеси твоему..." Памяти старца протоиерея Николая Гурьянова.

Протоиерей Николай Гурьянов (1909 - 24.8.2002)

Мать и дочь из Питера брали благослове­ние — дочке поступать в мединститут. В августе, тем же летом, вернулись на остров благодарить за поступление. Старец наш говорит дочке:

— Замуж-то не надо тебе выходить, муж бить будет.

А они за своей радостью Батюшку не слы­шат:

— А у нас есть жених, такой хороший!

— Ну ладно тогда, Бог благословит,— го­ворит старец.

Еще через год видела я на острове этих жен­щин, лица были грустные. Мне было жаль их, но спросить, как сложилась жизнь, я по­стеснялась.

Отец Николай никогда не настаивал на своем, чтоб не ввести человека в грех непо­слушания старцу, что на Руси считалось гре­хом. Батюшка снисходил к нашим немощам, учитывал, что времена «послушников» ми­новали...

Три формы послушания в современной практике душепопечения

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Архимандрит Рафаил (Карелин). Из статьи "О послушании монахов и мирян".

Христианин должен быть послушен Богу через исполнение заповедей, послушен священнику в том, что касается храмовой жизни и христианской нравственности, но у него остается свободная воля и выбор действий, на основании совести и нравственного чувства. У него два ориентира: внешнее учение Евангелия и внутренний голос совести. Этот путь для всех, но здесь человек сталкивается со сложностями и определенными опасностями: как исполнять евангельские заповеди в конкретных обстоятельствах, как отличить голос совести от тайного желания нашей страстной души, так как зло часто прячется под маской добра. Здесь возникает потребность, чтобы более опытный человек оценил бы наше духовное состояние и ситуацию, в которой мы находимся, помог бы нам бороться со страстями и правильно решать, хотя бы с нравственной стороны проблемы, которые возникают перед нами. Поэтому послушание это реальная необходимость, но возникают  вопросы, недоумения и ошибки в каких формах должно проходить само послушание. 

Если бы Адам спросил Господа, вкусить ли плод, он бы не согрешил

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 24.9.1938)

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Дух Святой, сказано, поставил в Церкви епископов пасти стадо Господне (Д. Ап. 20, 28); и если бы люди понимали это, то любили бы пастырей до великой любви, и радовались бы душою при виде пастыря. Кто носит в себе благодать Святого Духа, тот знает, о чем я говорю.

Один смиренный и кроткий муж шел с женою и тремя детьми. Встретился им архиерей, который ехал в карете, и когда крестьянин стал с благоговением кланяться ему, то увидел благословляющего архиерея в благодатном огне.

Но кто-нибудь спросит: «Если Дух Святой поставил епископов и управляет ими, то почему же нет у нас мира и мы не преуспеваем?»

Послушание и выбор духовного руководителя

Профессор Николай Пестов. "Путь к совершенной радости".

Н.Е. Пестов (1892-14.1.1982)

«Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» (Флп. 2,8). Человек создан для свободной воли, но значит ли это, что человек совершенно свободен в своих желаниях, намерениях, решениях и поступках? И законны ли его самоволие и самочиние? Нет — по Божиим законам, на которых зиждется мироздание, человеческая воля была ограничена. Бог указывал Адаму, что ему дозволяется и что запрещается.

По терминологии святых отцов, послушание есть то же самое, что и благочестие. Так преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть ни что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а все остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

Как пишет старец Силуан со Старого Афона: «Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь. Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие».

Женщина не послушалась старца Кирилла (Павлова)

Старец Кирилл (Павлов) (1919 - 20.2.2017)

Вопросы священнику, ТВ Спас, 16.10.23, 12:25.

В студии отец Михаил Дудко:

Бывает, что человек дает обет, и, вот, заболел. Не нужно исполнять во время болезни те обещания, которые были до того, как человек заболел.

Я расскажу один случай. Он не очень хороший, но очень вразумительный. Была одна женщина, которая приехала в монастырь, к определенному монаху, т.к. слышала, что он очень вразумительно говорит и может решить какой-то вопрос для нее. Она не знала его совершенно, но кто-то, видимо, ей посоветовал. Она приехала в этот монастырь, рассказала о своей проблеме, и он дал ей епитимью. Епитимья состояла в том, что она  должна была 100 поклонов в день делать на протяжении какого-то определенного времени. За какой-то, видимо, серьезный грех.

Что делать, если не можешь выполнить благословение

Протоиерей Владимир Воробьев

Ответы протоиерея Владимира Воробьева, ректора ПСТГУ (о духовниках).

Если не можешь выполнить благословение, насколько это страшный грех?

Бывает по-разному, смотря какое благословение. Вообще-то настоящее благословение дается такое, которое можно выполнить.

Беседа полностью

Из беседы с протоиереем Алексием Уминским.

– Какова мера ответственности духовного чада перед духовником и самого духовника перед Богом? Что может ожидать человека в случае ослушания?

– Есть разные степени ослушания. В какой-то степени каждый человек в детстве не слушался родителей, нарушал их запреты. Исходя из этого, он сам мог видеть, чем это для него оканчивалось. То же самое и в отношении с духовником. Есть указания категоричные, когда духовник явно запрещает человеку совершать греховный поступок – говорит ему, «ты должен это прекратить», «ты не имеешь права совершать такой поступок, иначе поступишь против Евангелия». Такие вещи человек не может не исполнить. Если он ослушается таких вещей, то за такого человека страшновато, он лишается не только молитв духовника, но и чего-то большего. А есть ситуации менее критичные. Мы ведь привыкли поступать по-своему, и все немножко склонны истолковывать слова духовника в свою пользу. Но это сулит не такие неприятности, ведь у каждого есть мера свободы.

Пример послушания старцу Иосифу

Из жития старца Иосифа Оптинского.

Один господин, служащий на частной железной дороге, захотел переменить своё место на более выгодное. Относившись ранее к старцу Амвросию, он теперь очень скорбел, что нет больше наставника, у которого можно спросить совета. Жена предложила поехать к отцу Иосифу, но он отвечал: «Зачем я поеду к отцу Иосифу, я к нему веры не имею, и потому не могу спрашивать его совета». В конце концов, жена уговорила его хотя бы попросить благословения у отца Иосифа перейти на другое место службы.

Когда господин начал просить это благословение, преподобный Иосиф ответил: «Я вам не советую переменять место службы: здесь вы можете получать награды и заслужить пенсию, и потому это место выгоднее той должности, какую вам предлагают». Господин возразил: «Но какая же тут может быть пенсия, ведь служба моя неказённая». Старец спокойно сказал: «Нет, всё-таки подождите немного». Чиновник этот вышел от старца в большом волнении и смущении и говорит жене: «Чего же я буду ждать? Только выгодное место упущу!» Но жена уговорила его послушаться старца и немного подождать.

И что же? В скором времени эта железная дорога становится казённой, а служба государственной, и господин этот получает награду и право на пенсию. Слова старца исполнились в точности: место это сделалось гораздо выгоднее той должности, которую ему предлагали.


Монахиня В. была подвержена тоске и унынию. Однажды она приехала к старцу и, рассказав, что не находит места от гнетущей тоски, просила отпустить её к брату в Америку, где он занимал видное положение. Батюшка сказал ей на это: «Нет, давай лучше будем с тобой почаще приобщаться; куда нам в Америку! – ближе пойдём и то не дойдём! Ведь нам с тобой немного осталось жить». Эта монахиня, всегда боявшаяся смерти, видимо, по молитвам батюшки, приняла слова старца спокойно и стала готовиться к переходу в другой мир. Через два месяца она пошла в храм к вечерне и на службе внезапно скончалась».

Старец сказал, что впервые увидел человека, который его послушался

Профессор Алексей Ильич Осипов отвечает на вопросы телезрителей. 9 июня  2010 года.

– Галина Мирзоева, село Малая Сердоба, Пензенская область: «Алексей Ильич, как правильно организовать свою жизнь при выходе на пенсию? Почему для многих пожилых людей этот промежуток времени становится бессмысленным, почему многие из них жалуются на свою ненужность? Объясните им, чем они должны заниматься в свои годы».

– Должны, наконец, понять, выходя на пенсию, о чем пишет святой Исаак Сирин: «Того назову разумным, только того, кто помнит, что есть предел его жизни». Пора подумать хоть теперь-то: для чего я живу, что мне нужно сделать, чтобы, повторяю, войти в вечную жизнь достойно. Достойно, а не как разбойники, с которыми расправляются. Поэтому здесь надо, выходя на пенсию, заняться, наконец-то, чтением хорошей, доброй литературы: аввы Дорофея, Игнатия (Брянчанинова), его творений, его писем, того же Марка Подвижника, Исаака Сирина, Антония Великого, таких подвижников, как игумен Никон (Воробьев). И если вы хотите, чтобы жизнь была заполнена, наконец надо взяться за себя и учиться молиться.

Последствия непослушания родителям

 
Протоиерей Георгий Бреев (1937 - 29.4.2020)

Из интервью с протоиереем Георгием Бреевым.

– За несколько лет до принятия Святого Крещения Господь посетил меня тяжкой болезнью, вызванной моим непослушанием родителям и врачам. В Москве вспыхнула эпидемия кори. Мест в детских больницах не хватало. Помнится, привезли меня с высокой температурой и разместили в мрачном коридоре без окон. Через две недели врач говорит: «Ваш ребенок быстро выздоравливает, опасность миновала, не хватает мест для поступающих тяжелобольных детей. Не выходя из дома, ему нужно две недели отлежаться».

Женщина послушалась неожиданного предложения старца

Случай со старцем Михаилом (Питкевичем) из книги "У пещер Богом зданных".

Было это в 1954 (или 1955 году, точно не помню). Летом приехала к старцу одна вдова из города Вильманстранда. Она была впервые на Валааме и, много наслышавшись об отце Михаиле, пошла к нему. Поговорив с ним, хотела через два дня уехать обратно, т[ак] к[ак] у нее были дела со своим домом, взяла и обратный билет на понедельник. Была суббота.

О[тец] Михаил ей неожиданно сказал: «Не уезжай в понедельник, отложи, дело важное – я должен тебя постричь». Она пришла в большое недоумение от этого, не готовилась, хотя против монашества не имела ничего, но ответила, что с домом дела неотложные, будут ее ждать, отложить нельзя, а на следующее лето приготовится – и тогда пусть о[тец] Михаил ее пострижет. Но батюшка настойчиво уговаривал не откладывать: «Так надо, теперь же, – говорит, – если ты не можешь отложить, то я это сделаю завтра же, в воскресенье; все достанем, но откладывать нельзя». После настойчивых уговоров она согласилась; она была пострижена с именем Анны.

Женщина не послушалась старца Иоанна (Крестьянкина)

Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые и другие рассказы".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

Жила в те годы в Москве необычайно интересная и своеобразная женщина — Валентина Павловна Коновалова. Казалось, она сошла с полотен Кустодиева — настоящая московская купчиха. Была она вдовой лет шестидесяти и директором большой продуктовой базы на проспекте Мира. Полная, приземистая, Валентина Павловна обычно торжественно восседала за большим канцелярским столом в своей конторе. Повсюду на стенах, даже в самое тяжелое советское лихолетье, у нее висели внушительных размеров бумажные репродукции икон в рамах, а на полу под письменным столом лежал большущий целлофановый мешок, набитый деньгами. Ими Валентина Павловна распоряжалась по своему усмотрению — то отправляя подчиненных закупить партию свежих овощей, то одаривая нищих и странников, во множестве стекавшихся к ее продовольственной базе.

Подчиненные Валентину Павловну боялись, но любили. Великим постом она устраивала общее соборование прямо в своем кабинете. На соборовании всегда благоговейно присутствовали и работавшие на базе татары. Частенько в те годы дефицита к ней заглядывали московские настоятели, а то и архиереи. С некоторыми она была сдержанно почтительна, с другими, которых не одобряла «за экуменизм», резка и даже грубовата.

Диавол не мешает послушанию человека тому духовнику, который ошибается

Беседа протоиерея Валериана Кречетова. В чем смысл послушания духовнику.

Протоиерей Валериан Кречетов

Послушание обычно предполагает ограничение себя, своих желаний – значит, ущемление прав и свобод. Но человек создан свободным – он единственный из всего творения, кому Бог дал этот дар. Как же сочетать свободу и послушание?

По мнению настоятеля храма Покрова Богородицы в Акулове, старшего духовника Московской епархии протоиерея Валериана КРЕЧЕТОВА, одна из главных задач духовника – научить свое чадо думать. А духовного чада – учиться ответственности за свою жизнь.

В чем свободен послушник?

Возможно, вопрос о послушании и свободе поднимается в связи с тем, что сущность вещей постепенно стала непонятна. Как сказал святитель Николай Сербский, первые люди немного знали, но все понимали. Постепенно стали знать больше, но понимать меньше. Видимо, мы придем к тому, что будем все знать, но ничего не понимать. Эта тенденция наблюдается и в вопросе отношений духовных отцов с чадами. Сейчас много начитанных, но мало духовных. И понятия духовные остаются для людей недоступны.

Последствия послушания и непослушания старцу архимандриту Павлу (Груздеву)

"Я люблю всех". Воспоминания об архимандрите Павле (Груздеве).

Архимандрит Павел (Груздев) (1910 - 13.1.1996)

Вспоминает Анатолий Павлович Суслов.

Каждое слово старца имело великую силу. Отец Павел никогда ничего не объяснял, а просто говорил — будет так, и точка. Если кто-то просил его благословения и святых молитв на то или другое дело и он его благословлял, то просящий, по своим трудам, усердию и с помощью Божией, обретал искомое. Если же старец говорил, что лучше этого не делать, то правильнее всего было выполнять его наказ. В противном случае зря потратишь время, измучишься сам, измучишь других и будешь мучиться до тех пор, пока не поймешь, что надо было послушаться. Со мной такое случалось весьма часто.

Скажет старец: «Толянко! Езжай от Рыбинска на автобусе!» Добравшись до Рыбинска, смотрю в окно вагона — тьма египетская, зима, холодина, а до автовокзала хорошим шагом минут 30-40. Да поеду я на паровозе! Проехали одну станцию, остановились в чистом поле и стояли часа полтора. А потом этот поезд еще три часа тащился до Ярославля. Домой прибыл к 23.30 вместо обычных 21.00.

Старец переставал давать советы тем, кто не слушался

"У пещер "Богом-зданных". Псково-Печерские подвижники благочестия XX века.

Старец иеросхимонах Михаил (Питкевич).

Всегда он [отец Михаил] терпел за своих «сироток», и все покрывал молчанием, но… требовал полного послушания: от тех, кто своевольничал, несмотря на свою любовь ко всем, он решительно отказывался, переставал давать им советы… «Теперь только тот хорош, кто по головке гладит», – он, бывало, скажет…

Последствия непослушания матушке Варваре

Протоиерей Владимир Чугунов. "Матушки. Московская праведница". О жизни схимонахини Варвары (1910-1997).

Самочинная поездка в Турцию

Владимир Иванович (большой начальник в УВД г. Москвы, что на Петровке, 38), муж Валентины Ивановны Гавричевой, перед поездкой в 1994 году в Болгарию по настоятельному требованию матушки Варвары вместе с женой, шестилетним сыном Ваней и дочерью Юлей первый раз в жизни исповедовались и причастились. После службы они всей семьёй зашли к матушке. Она встретила их такими словами: «Какой сильный ангел у Ванечки!». А когда благословляла на поездку, по своему обычаю несколько раз крестя и призывая «угодничков Божиих» на помощь, настоятельно сказала: «Только в Болгарию и никуда больше, ни в какую другую страну». Особого значения её словам ни Владимир Иванович, ни Валентина Ивановна, очевидно, не придали, поскольку по приезде в Болгарию, по предложению пригласивших их на отдых знакомых, поехали на туристическом автобусе в Турцию. Позже Владимир Иванович так описывал этот ужасный случай. «Автобус был ночной. Мы с сыном сидели на третьем ряду сидений справа по ходу автобуса, супруга с дочерью сзади нас. Сын сидел у окна, я возле прохода. Ночью проехали серпантин и вышли на открытую местность. Было раннее утро, примерно за десять минут до аварии сын вдруг неожиданно проснулся и стал проситься на моё место. Я говорю: «Сиди, где сидишь». Но он вдруг так раскапризничался, что супруга, наконец, сказала: «Да пересади ты его, а то весь автобус подымет». И мы поменялись местами. Я сажусь у окна, Ваня на моё место, причём, он уже не сел, а лёг, положив ноги мне на колени. Все в автобусе спали. И солнце такое яркое, воздух дрожит. Скорость километров 120. Я тоже дремал. Вдруг открываю глаза и вижу, что мы стремительно приближаемся к фуре. Я сразу понял, что водитель уснул. И надо бы крикнуть, и не могу. Видимо, водитель в последний момент проснулся, вильнул влево, но уже было поздно. Правой стороной автобус ударяется о фургон. Двумя передними сиденьями мне придавливает ноги, разбивается стекло, алюминиевая стойка, отрываясь, чиркает мне по шее, я теряю сознание. Когда прихожу в себя, слышу крик, стоны, из шеи течёт кровь, ноги придавлены. Я, пытаясь освободить ноги, давлю на спинку переднего сиденья, но слышу женский крик. Те, кто сидел на переднем сиденье, сразу погибли, кому-то оторвало ногу, почти у всех ранения, и только мы и ещё одна верующая семья с двумя детьми отделались лёгкими ушибами и испугом. Когда мы вернулись из поездки, матушка встретила нас вопросом: «Почему вы не слушаетесь?». Потом сказала: «Запомните на всю жизнь: всегда поступайте так, как благословили».

Вопросы о послушании в миру

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину) (всего 25 вопросов).

Архимандрит Рафаил (Карелин)

[24/06/2005] Роман спрашивает:

Здравствуйте о. Рафаил, благословите. Является ли послушание, такой же нужной добродетелью в миру? Имею ввиду, исполняя терпеливо – “Иди туда, принеси то…” нужно ли отсекать свою волю, или стоит в данном случае поступать “по разуму”? Т.е когда видишь, что действительно нужно помочь - помог, а когда идёт перегиб палки - извинился и занялся более нужными делами. Заранее благодарю.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Роман! Послушание в миру должно быть с рассуждением.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/571/index.html


[23/03/2005] Александр спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Прочитал Вашу беседу состоявшуюся в сестричестве во имя святителя Игнатия Ставропольского.По поводу внутренней сердечной Иисусовой молитвы Вы говорите:”Если монахи и миряне будут считать Иисусову молитву главным деланием своей жизни, я надеюсь, что тогда совершится чудо Божие…”, следовательно, как я понял, творить эту молитву нужно как монахам, так и мирянам. В тоже время вы предупреждаете: “Но для молитвы необходимо послушание”( иначе новоначальный может повредиться ). Послушание для монаха понятно – это подчинение своей воли воле духовного наставника. Относительно миряна (православного, живущего церковной жизнью) непонятно: в чем должно выражаться послушание, если нет духовного наставника и если его в принципе никак не найти ? Можно ли пытаться творить непрестанную сердечную Иисусову молитву такому мирянину?
Спасибо

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Александр! Монаху и мирянину необходимо творить Иисусову молитву. Но без послушания духовному отцу молитва не достигнет той сердечной глубины, которая открывается послушнику как дар Божий за послушание. Если нет духовного отца, то надо руководствоваться духовной литературой и стараться жить по евангельским заповедям. Но степень Иисусовой молитвы все равно будет иная, чем у тех, кто отсекает свою волю и этим смиряет свой дух.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/178/index.html

Священник не послушался блаженной Любушки

Блаженная Любушка Сусанинская (1912 - 11.09.1997)

Из воспоминаний о блаженной Любушке Сусанинской

Рассказывает Александра Игнатьевна Воронова. (г. Сергиев Посад).

Отец Константин был настоятелем храма в Сусанино. Мы потом однажды были там в то время, когда он умер. Он поехал причащать кого-то в Дом престарелых, а Любушка ему и говорит: «Батюшка, не надо, не езди!» Но, как говорится, «пророка в своем отечестве нет», он не послушался и поехал. И вот, где-то поскользнулся в автобусе, упал, и у него, по-моему, случился разрыв сердца. Мы были на его отпевании, которое совершал Владыка Арсений, а похоронили его за алтарем сусанинского храма. Он был очень хороший батюшка.

Источник

Женщина проявила своеволие и не послушалась старца Павла

Из воспоминаний о старце Павле (Груздеве).

Архимандрит Павел (Груздев) (1910 - 13.1.1996)

Вспоминает Николай Борисов.

Однажды подходит к батюшке в церкви женщина и говорит: «Отец Павел! Дочка зовет к себе, хочет, чтобы я дом продала и жить к ней переехала. Благословите?» Он на нее так строго поглядел и отвечает: «Полно тебе, дура! Сиди, лягушка, в луже, а то будет хуже!» И не благословил ее. Но женщина эта батюшку не послушала, поступила по-своему, уехала к дочери. Сначала вроде каким-то рукоделием там занялась, а потом стали ее заставлять ходить и милостыню просить. Стыдно ей это стало, вернулась назад в Никульское, приходит в церковь: «Батюшка! Не послушалась я Вас, уехала к дочке, а теперь вот не нужна ей стала. Простите меня за своеволие!» – «А я что тебе про лягушку в луже говорил?» – отвечает он. Заплакала она. Тогда он взял ее за голову, прижал к себе, спрашивает: «Дом-то хоть не продала?» – «Да нет...» – «Вот и живи потихоньку, с Божией помощью и сама перебьешься».

Нужно ли брать благословение духовника на поездку к старцу

Из беседы со священником Алексием Уминским.

– Бывают ситуации, когда человек обращается к старцам, а потом обращаются к духовникам, и те говорят нечто противоположное сказанному старцем… Как быть в этом случае?

– Мне кажется, что поездка к старцу и разговор с ним не должен совершаться помимо духовника. Нельзя перешагивать «через голову» человека, который взял на себя ответственность за тебя. Нельзя не поставить его в известность – в этом есть страшное неуважение и недоверие к тому священнику, который за тебя молится. Человек может думать «что там мне какой-то священник низкого ранга, кто он по сравнению с о. Николаем (например)». И получается не столько даже конфликт, сколько то, что закрывается от него воля Божия даже через старца.

Мне приходилось часто видеть такое, что человек едет к старцу помимо духовника, а старец ему говорит вещь, которая не соответствует действительности, которая не решает проблему, а только сильнее ее запутывает. Такое бывает, если человеку не нравится ответ духовника, он думает, «а поеду-ка я к старцу». Мне кажется, что поездка к старцу должна оговариваться с духовником. Так поступают и сами священники. Прежде чем обратиться к старцу, они советуются со своим духовником.

Источник

Чем отличается послушание от рабства?

Вопрос священнику.

Спрашивает: Читатель сайта, Вятские Поляны

Чем отличается послушание от рабства?

Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте, уважаемый Читатель! Христос Воскресе!

Через грехопадение в лице прародителей весь род человеческий «променял» Божие благословение на проклятие. Заповедь о невкушении плода с Древа познания добра и зла по сути и являлась послушанием. Господь желал, чтобы воля человека согласовывалась с Его волей. Но преслушание — грехопадение именно и произошло тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога. Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал угнетать природу человека. Послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был уврачеван . «Слово делается послушным Отцу чрез то, что Оно стало подобно нам и чрез то, что приняло от нас (наше), врачуя наше непослушание и становясь для нас образцом послушания, вне котораго невозможно получить спасение» (преподобный Иоанн Дамаскин). Вот почему добродетель послушания так важна. Послушание — это исполнение воли Божией, а не чьей-либо другой, например, человеческой.

Протоиерей Павел ни разу не встретил человека, который всерьез готов был бы жить по послушанию

Журнал Московской Патриархии. N 10, 2022. "Выше поста и молитвы. О послушании духовнику в приходской практике".

Приход — не монастырь, и духовничество — не старчество

Требовать от мирянина исполнения монашеских правил — значит искажать отношения духовника и пасомого, считал протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском († 29.04.2020). Вполне достаточно, если мирянин будет исполнять принятое молитвенное правило, благочестиво вести себя дома, воспитывать детей в христианском духе — а требование от семейного человека, чтобы он жил по-монашески, противоречит самой природе, это будет лжемонашество, говорил отец Георгий.

Старчество — уникальный, особенный тип духовного руководства, сложившийся именно в монастырях, причем там, где были по-настоящему опытные в духовной жизни иноки, напоминает митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Алфеев). Да и в монастырях речь шла не о бездумном подчинении. Человек, желающий поступить в монастырь, приходил, например, на Афон, посещал разные монастыри и выбирал тот, который более всего подходил именно ему. Найдя место, выбирал старца, которому был бы готов полностью доверить свою жизнь, отсечь свою волю перед ним.  И только затем человек поступал в монастырь и добровольно (!) принимал на себя подвиг беспрекословного послушания старцу.

Последствия непослушания старцу Павлу (Груздеву)

Из воспоминаний о старце Павле (Груздеве) (1910 - 13.1.1996)

Архимандрит Павел (Груздев)

Вспоминает игумения Евстолия (Афонина).

С батюшкой в моей жизни и жизни нашей семьи связана одна достаточно говорящая история. Как-то, когда отец Павел жил уже в Тутаеве, приехала ко мне погостить моя мама. А в Тутаеве жила наша родственница, моя двоюродная сестра. Поехали мы ее навестить. А уж там в Тутаеве, я маме говорю: «А теперь обязательно сходим к отцу Павлу!»

И вот мы пришли. Он очень ласково ее принял, благословил иконкой, наговорил много хороших слов. Тогда мы решали вопрос, надо ли ей из Питера переезжать ко мне. Переезжать ее он не благословил, а в конце вдруг говорит: «А треть своей пенсии отсылай дочке». И повторил это как-то так отчетливо, даже с нажимом.

Пример послушания старцу Иоанну (Крестьянкину)

Из воспоминаний о старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине) (1910-2006).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

Вспоминает Анна Соколенко.

Здравствуйте! Хочу поделиться историей, которую мне рассказала моя бабушка.

В 80х годах она со своей сестрой поехала из Краснодара в Псково-Печерский монастырь.

Приобрести билеты на поезд было не так легко в те времена, поэтому купили все заранее и сразу на обратный путь взяли билет.

Пробыли они там несколько дней и вот уже за день до отъезда бабушка моя пришла на исповедь к о. Иоанну Крестьянкину. Расписала на листе всё, о чем душа наболела, все грехи, всё, о чем раскаивается. О. Иоанн прочитал и сказал: «у тебя очень глубокая исповедь, приходи ещё завтра». Бабушка ответила: батюшка, у меня завтра поезд, я уезжаю уже. А он ей в ответ: а ты не езжай, послезавтра поедешь.Бабушка начала рассуждать: как же послезавтра? А билеты? Мы ведь заранее всё купили, так сложно было их достать, да и деньги потратили. Но о. Иоанн всё же настоял на своём.Что поделать? Пришлось сдавать билеты и оставаться ещё на один день в монастыре.

Спустя день бабушка узнала о том, что поезд, на котором они должны были возвращаться домой, сошёл с рельс и было много пострадавших. Вот так о. Иоанн Крестьянкин уберёг мою бабушку от возможной гибели. Заранее зная о беде, он отговорил её ехать в тот день без объяснения причины.

О послушании для мирян

Игумен Игнатий (Душеин). "Что такое послушание".[*]

“... наставник, охранись от начинания греховнаго!
Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога”.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) [1]

[*] Данная статья относится к 2007 году, а в 2012 году автор уклонился в раскол и в нем с тех пор пребывает.

Не секрет, что для церковной жизни настоящего времени характерна утрата живой преемственности подлинного духовного опыта, правильных духовных ориентиров. Ситуацию эту можно сравнить с положением разведчика, сброшенного в незнакомую местность с картой в руках. На карте указано куда идти, где что находится, где дорога и где опасность, но разведчик ни разу не ходил по этой местности, не может отличить гору от реки и дорогу от пропасти, и замечательная карта для него - китайский иероглиф.

Повторим, за последнее столетие духовная преемственность прервалась почти полностью. Духовный опыт жизни во Христе, реальный опыт спасения дошел до нас не в живых личностях, а в книгах ими написанных. “Всякая книга, хотя бы исполненная благодати Духа, но написанная на бумаге, а не на живых скрижалях имеет много мертвости: не применяется к читающему ее человеку! Потому-то живая книга – бесценна!” [2]. Так писал в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов). Истинность этих слов стала очевидной особенно сейчас.

Как ни парадоксально, но исполненные благодати Духа Божия книги Святых Отцов могут повредить современному читателю. Пользоваться рецептами Отцов, живших в древности и писавших для людей другого духовного уровня, без учета особенностей нашего времени, без учета состояния душ современных христиан, очень опасно. Некоторые вещи, в прежние времена много похваляемые от Отцов, сделались просто невозможными в наше время, что, в свою очередь, также было обосновано Святыми Отцами.

Одним из подводных камней в духовной жизни очень многих современных православных христиан становится вопрос о духовном руководстве и послушании.

Бог строго спросит с тех, кто не выполнит слова священника

"Вы в сердце моем, и эта любовь навечно". Воспоминания семьи Правдолюбовых о старце Иоанне (Крестьянкине).

Вспоминает протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов. Что ему запомнилось из беседы его отца со старцем Серафимом (Романцовым).

– Пожалуйста, не говорите со своими прихожанами в повелительном наклонении и избегайте четких требований в чем-либо. А лучше советуйте: «Можно сделать вот так-то, а вот некоторые поступали вот так-то. Хорошо бы и вам, если получится, сделать так…» Потому что Бог строго спросит с тех, кто не выполнит слова священника. Уж лучше не спрашивать, а если спросил – выполнять беспрекословно. И чтобы не было греха на батюшке, надо стараться говорить советуя, а не повелительно.

Последствия непослушания старцу схиигумену Савве

Из жизнеописания схиигумена Саввы (Остапенко). Примеры молитвенной помощи людям.

Схиигумен Савва (Остапенко) (1898 - 27.7.1980)

Отец благословил поехать в Пюхтицкий монастырь с одними людьми вместе через три дня. На другой день говорю ему: «Отец, три дня ждать долго, я вот с этими поеду». - «Что же, поезжай!»

Приехала в Пюхтицы, меня парализовало, отнялась вся правая сторона, купаться в источнике было нельзя, и сколько хлопот было через меня врачу-монахине. Ровно три дня болела - конечно, за своеволие, как поняла позже.

Однажды отец благословляет нас с Е. оформить прописку: «Завтра поезжайте». Е. ему в ответ: «Нет, послезавтра поедем».- «Хорошо»,- говорит он. Поехали мы послезавтра, в этот день тот, кто нам был нужен, отлучился. Мы прождали целый день; было холодно, перемерзли, рассорились и приехали ни с чем.

***

Мой сын, тоже духовное чадо отца, еще при жизни его взял без разрешения грузовую машину на работе и приехал ко мне в Печоры. Ему нужно было вовремя вернуться на работу, а бензин кончился. Я обошла всех знакомых шоферов, но бензина не достала, на базе без талонов тоже не давали. Я побежала к отцу со слезами. Келейница меня не пускает, не хочет его беспокоить. Я не ухожу, ведь на него одна надежда. Отец услышал мои слезы, велел келейнице узнать, в чем дело, и сказал, что купить бензин можно, но пусть сын до утра не уезжает. Дал два апельсина - сыну и мне.

Сын получил бензин, по святым молитвам отца, но нарушил благословение, понадеялся на свой разум и тут же уехал, за что и получил большие скорби. Его остановила милиция, выясняли, почему ночью едет на государственной машине без путевки. После проверки отпустили, но пошел сильный снег, занесло дорогу, машина дальше идти не могла, и ему пришлось ее бросить и идти 15 километров по пояс в снегу. Вот что значит своеволие.

Девушка тяжело заболела из-за непослушания родителям

Протоиерей Владимир Воробьев. "Иеромонах Павел Троицкий".

Иеромонах Павел Троицкий (1894-1991)

Рассказывает игумения Иулиания

Письмо о. Павла, прозорливого старца, после того, как девушка Маша тяжело заболела.

“Дорогая моя Машенька! Радость моя, получил твое письмо, но не огорчен твоей болезнью. Тебя Господь послал на заслуженный отдых и на вразумление себя. Зачем ты слишком много на себя взяла, а силенок очень мало, вот Господь видит, что ты неисправима, и уложил тебя на длительное время. Как тебе быть со Св. Причастием? Пусть о. Александр сам об этом подумает. Машенька, сокровище мое, ты подумай хорошо, ты не слушалась родителей своих, они тебя очень просили, чтобы ты отдыхала после ночной смены, а ты бежала в церковь, ты обслуживала своего духовника. Этого делать было совсем не нужно. Твоя молитва была неугодна Богу. Ты знаешь, что пишут св. Отцы: послушание паче поста и молитвы. Увы, этого самого главного у тебя и нет?.

Радость моя, старайся жить о Господе, делать все с благословения только слушаться. Я уверен, что о. Александр бережет твое здоровье и не благословляет после дежурства идти в церковь, а ты бежишь и домой приходишь часа в три дня. Так нельзя. Ты, моя радость, живешь только как ты хочешь... Нужно вылечиться, выздороветь. Хорошо продумать о послушании, это полезно... Надеюсь, что ты мое письмо получила. Храни тебя Господь. Любящий о Господе иеромонах Павел. 28/15.04.1986 г.”

Последствия непослушания слову старца

Из жития преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита.

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906)

Случалось, что данное старцем благословение неточно исполнялось или же совсем не исполнялось испросившими его и последствия ослушания бывали печальными.

Московский купец М-в просил благословения выдать замуж дочь за известного ему человека. Старец Варнава не дал благословения и притом прямо сказал М-ву, что придется ему взять троих, если не послушает теперь и отдаст дочь. Так и случилось: пришлось взять к себе и содержать дочь с двумя детьми, поскольку замужество ее оказалось не из счастливых, молодая женщина разошлась с мужем и переселилась к отцу.

Женщина через послушание старцу Симеону спаслась от крушения поезда

Петр Малков. "У пещер Богом зданных". Псково-Печерские подвижники благочестия XX века".

Спасение от гибели рабы Божией Марии (по рассказу матушки Александры)

Некая Мария приехала на несколько дней в обитель во время отпуска. Чтобы вернуться по его окончании на работу, она должна была выехать в определенный день. Мария пришла к батюшке, чтобы благословиться на выезд вечером, а старец сказал: «Поедешь завтра». Она стала батюшку уговаривать, убеждала, что завтра должна быть уже на работе, а отец Симеон опять говорит: «Ну и что же – завтра поедешь».

Тогда Мария пошла к матери Александре и стала просить ее, чтобы она уговорила батюшку благословить ее на выезд. Они начали старца вместе уговаривать, но батюшка спокойно сказал: «Поедешь завтра». Мария послушалась отца Симеона, осталась до завтра; утром и получила благословение на отъезд. Через несколько дней она прислала письмо, в котором сообщила, что с поездом, на котором ей не было благословения ехать, случилось крушение. Дорогой наш пастырь и отец следил за своими овцами – поэтому он так мил и дорог нашим сердцам, поэтому и стремятся к нему душою и телом за тысячи километров.

Старица Феодосия могла знать заранее, что ее не послушаются

Игорь Евсин. Рассказ о матушке Феодосии Скопинской

 «У тебя свой умок-то есть?» – частенько говорила матушка Феодосия Скопинская тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

– Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

– Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

О правильном и неправильном послушании

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Часть 1.

Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

Вот недавно было письмо мне, залитое слезами. Некто распорядился двум солидным супругам жить как брату и сестре, через весьма короткое время потребовал развестись, и на всё согласился с болью в сердце любящий супруг. Ну а финал такой, что у него на старости лет всё же появилась другая утешительница. Дети взрослые осудили материнский подвиг и ушли с отцом. А духовник в конце концов изгнал ее от себя. И после всего этого мне она написала подробное письмо обо всём этом с вопросом: «Что же делать?»

Дорогая моя, бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее – этой свободы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Протоиерей Александр Ильяшенко

-Что такое послушание? И что такое правильное и неправильное послушание?

Правильное послушание — когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.

А неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла. Например, ночью, во время пасхальной службы подходит мать с чадом: «Он исповедовался на Вербное Воскресенье, надо ли ему сейчас исповедоваться?» Ну что можно требовать от ребенка, который толком еще не проснулся? Какие у него грехи, чтобы он их ночью исповедовал, да еще когда идет служба и время дорого, и ни в коем случае службу задерживать не надо. И мама считает, что поступает по благословению… Подвели бы, причастился – и с праздником!

Это пример совершенно неправильного понимания того, что такое послушание. А вот если велеть человеку сделать что-то, что действительно требует усилий, то найдется миллион причин, по которым человек это сделать не сможет и откажется.

- Как различать эти моменты?

Это очень трудно: вся система современного воспитания противоположна тому, чтобы научиться этому.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: «Если я командую направо, а надо налево – меня не слушать».

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира — это настоящее послушание, Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Суворов в такой косной структуре, какой является армия, наоборот требовал активного, сознательного участия каждого в общем деле. То есть требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, творческого отношения к делу. Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

До послушания надо дорасти

Большинство книг о духовничестве написаны монахами. Универсальны ли их советы, применимы ли они к мирянам? Возможно ли в миру абсолютное послушание духовнику? С этими вопросами мы обратились к духовнику города Москвы, настоятелю храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерею Георгию Брееву.

Протоиерей Георгий Бреев

– Отец Георгий, в чем смысл послушания духовнику?

– В доверии. Подлинные отношения между людьми невозможны без доверия. Тем более в духовной жизни. Только если человек почувствует, что пастырь понимает его душу, ведет его ко Христу, он поверит ему и постарается исполнить его совет. Но многое зависит и от мирянина, от его запросов. Иногда исповедуешь пятьдесят, сто человек. И после исповеди поражаешься: только один или два из заданных всеми ими вопросов были духовного порядка. То есть те вопросы, для решения которых пастырь и поставлен Богом. И радуешься, что человек задает такие вопросы – значит, ему открылся духовный путь, он хочет в нем ориентироваться! Но многие обращаются с бытовыми проблемами, с которыми люди нецерковные идут к психологу или адвокату. Такие вопросы ложатся на пастыря неблагодатным бременем. Священнику ли решать, как тебе разменять квартиру, разделить имущество с родственниками, переходить ли на другую работу? Это же не духовные вопросы. Однако мы не можем их игнорировать, раз человек спрашивает нас. Одна женщина в присутствии молодого иеромонаха пожаловалась преподобному Амвросию Оптинскому, что у нее мрут индюшки. Он посоветовал ей, чем их кормить. Когда женщина ушла, иеромонах спросил преподобного, стоило ли тратить время, отвечая на совершенно бытовой вопрос. Старец Амвросий ответил ему: «Знаешь ли ты, что в этих индюшках вся ее жизнь?» Когда я это читал, удивлялся, как же преподобный правильно рассудил! Женщина ушла от него радостная – она знала, что нужно делать.

По-человечески понятно, почему и для решения бытовых проблем верующие обращаются за советом к священнику. Но велика вероятность, что в этом случае совет даже очень опытного священника будет не таким удачным, как его же ответ на духовный вопрос. Когда мне задают такие вопросы, вспоминаю слова Спасителя: «…Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 14). Задача священника – помочь человеку прийти ко Христу, а не решать за него бытовые проблемы.

Когда поступали вопреки слову старца Иосифа

Из жития преподобного старца Иосифа Оптинского.

Так велика была сила молитв старца Иосифа, что доверившиеся ему люди избегали опасностей и шли путём спасения. И сам старец, несмотря на свою мягкость и доброту, был всегда твёрд в своих решениях, действуя по внушению Святаго Духа, обитавшего в его чистом сердце. И те, кто поступал вопреки совету старца, впоследствии горько пострадали и мучились поздним раскаянием.

Лучше поменьше, да добровольно

Так послушница О.М. рассказывала: «Мой брат, служа на заводе, повредил правую руку. Начальство добровольно предлагало ему пятьсот рублей вознаграждения и должность контролёра. Но он не захотел – ему посоветовали судиться. Я спросила у батюшки, который сказал: «Да, присудят и больше, а всё же руки не дадут, лучше поменьше, да добровольно получить». Но брат не послушался и вот уже десять лет, как он судится, а ничего ещё не получил.

Может проторговаться

Одна посетительница спрашивала батюшку, чем заниматься родственнику – он хотел торговать вином. Старец ответил: «Нет, он может проторговаться и попасть в тюрьму». Родственник же поступил вопреки совету старца. Вскоре он действительно проторговался, и пришлось продавать дом, чтобы выплатить долг и не попасть в тюрьму.

Послушание — путь к свободе

Послушание — предмет непростой. С одной стороны, все слышали, что это одна из главных христианских добродетелей, иначе говоря, одно из главных требований к личности христианина. С другой — слишком часто это слово вызывает больший или меньший, осознанный или неосознанный протест. Потому, может быть, что в нерелигиозной жизни многие именно через непослушание обретают — как, по крайней мере, кажется — себя. Или потому, что в каждом человеке действуют механизмы самозащиты и сопротивления принуждению. Кроме того, услышав слово «послушание», многие сразу предполагают крайний вариант — полный отказ от собственной воли. И считают, что послушание — это только для монахов. Так что же такое послушание, каким образом оно должно присутствовать в нашей жизни? Об этом — очередная наша беседа с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым).

Игумен Нектарий (Морозов)

— Как и почему возникло само понятие послушания? Как получилось, что оно стало именоваться одной из главных христианских добродетелей? Каково его духовное обоснование и духовное значение?

— Здесь надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно — с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку — о невкушении плода с Древа познания добра и зла. Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл? Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей. Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение. Это повлекло за собой извращение природы самого человека, искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания.

Но святые отцы говорят: каким путем благодать уходит, таким путем она и возвращается. Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал властвовать над природой человеческой; послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был преодолен. Вот почему добродетель послушания так важна.

Собственно, что такое для нас христианская жизнь? Это жизнь по Евангелию. А Евангелие — это не только Благая Весть, это и те новозаветные заповеди, которые Спаситель нам дает. Не только заповеди блаженства, но и огромное количество заповедей, повелений, а иногда, может быть, советов Иисуса Христа каждому из нас и всему роду человеческому. Исполняя эти заповеди, мы оказываем послушание Богу.

Если старец называет свои слова волей Божией

Вопрос митрополиту Илариону (Алфееву).

Вопрос: Когда-то я по совету своей знакомой побывала у старца, который дал мне наставление. При этом он назвал эти наставления волей Господа. Признаюсь, его слова меня сильно смутили, озадачили и даже напугали. Мой вопрос: обязательно ли все сказанное этим священником сбудется и можно ли вымолить у Бога другой путь, другой исход?

Митрополит Иларион: Я с большой осторожностью отношусь к тем старцам, которые выдают свои высказывания за волю Бога. Я написал книгу «Святые наших дней», где рассказываю о шести старцах, с которыми лично общался, которых лично знал. Четверо из них сегодня причислены к лику святых. Могу сказать, что ни один из этих старцев никогда ни в беседе со мной, ни, насколько я знаю, в беседе с другими людьми не настаивал на том, что то, что они говорят, является волей Божией.

Подлинные старцы всегда уважают свободу человека. Они могут дать совет, рекомендацию, но они всегда оставляют конечное решение за самим человеком. Поэтому я не знаю, о каком именно старце здесь идет речь, был ли этот священник действительно старцем, но я бы с большой осторожностью советовал относиться к тем людям, которые говорят: «Я тебе говорю волю Божию и либо ты поступишь так, как я тебе скажу, либо Бог тебя накажет». Это нехристианский подход и это не подход истинного старца.

Источник

Примеры непослушания старцу Иоанну (Крестьянкину)

Из воспоминаний о старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине) (1910-2006).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

Воспоминания Валентины Георгиевны Медведевой, г. Печоры.

Иногда приходилось приходить к о. Иоанну с вопросами от других людей. Батюшка как-то сказал: «Мы скажем, а нас не послушают.» О таких непослушаниях Татьяна Сергеевна рассказывала: Один паломник из Питера, проживающий там в маленькой комнате в коммуналке, приехав в Печоры, поселился в большом доме, хозяева которого жили в Эстонии. Отец Иоанн много раз говорил Татьяне Сергеевне: «Найди его и скажи, чтобы уезжал обратно домой.» Татьяна Сергеевна все передавала, но в ответ было только недовольство и недоверие. В конце концов он по неосторожно спалил этот дом и потом окончил свою жизнь, бросившись под поезд.

Еще один случай: гостили в Печорах священник со своей мамой. Им тоже батюшка велел как можно быстрее уезжать. Опять не послушались. В результате сначала мама подавилась рыбной костью, да так, что пришлось в больнице вытаскивать, а потом священник отравился чем-то, что сильно повлияло на голову, и священником он уже служить был не в состоянии.

Источник

Благодать приходит в душу человека только через послушание

Архимандрит Рафаил (Карелин). "Послушание - основа спасения".

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Тление и смерть человеческого тела это образ греха, который он носит в своей душе. Но этот трагизм греха вовсе не означает обреченности человека. Христианин должен возвратить себе благодать тем же путем, которым он потерял ее. Святые отцы говорят, что причиной греха Адама была гордость. Гордость лишила человека самопознания. Гордость родила мечтательность – иллюзорное восприятие себя и мира, и уверенность Адама, что он готов взойти на высшие ступени созерцания и стать равным Богу. Гордость лишила Адама самопознания в свете благодати, а во тьме иллюзорных мечтаний он услышал голос демона: «Будешь как один из богов». Адам захотел насильно вырвать у Бога то, что было обещано ему за послушание, и богоподобие превратить в богоравенство. Нам кажется, что глубже всего о падении Адама пишет святитель Григорий Богослов: «Адам потерял рай не только тогда, когда он был изгнан из Эдема, но когда через грехопадение потерял благодать». В душе его открылся другой иллюзорный рай, а на самом деле – преддверие ада. Эти чувства, выродившиеся в страсти, наполнили душу человека, как искры, вылетевшие из преисподней. Адам потерял радость в Боге; и человек ищет наслаждения в удовлетворении своих страстей. Адам видел в запретном плоде талисман, благодаря которому он получит божественную силу; он хотел стать богом через владение внешним предметом. Теперь человек ищет счастья во внешнем. Адам потерял благодать; человек находится в поле собственных страстей. Адам потерял мир в Боге; человек живет в вечном беспокойстве, в постоянной тревоге.

Как бороться человеку со страстями, как приобрести потерянную благодать, не только потерянную праотцем, но постоянно теряемую нами через грехи?

Первым грехом Адама было непослушание. Но это еще не все. Непослушание в Бога превратилось в свой негатив – в послушание демону. Как войти в новый союз с Богом, который восстановил Христос, как войти в этот союз? Условия союза со стороны человека открыты в Евангелии; они воплощены в жизнь Церкви, но само Евангелие учит христианина послушанию: «Принимающий (слушающий) вас Меня слушает; отвергающий вас Меня отвергает» – говорит Христос. Благодать приходит в душу человека только через послушание: послушание Церкви, послушание иерархии и послушание духовному наставнику, которого должен выбрать христианин, чтобы под видом добра не исполнять своих собственных скрытых страстей.

Последствия непослушания старцу Нектарию при благословении на брак

Преподобный Нектарий Оптинский (1853-12.5.1928)

Из жизнеописания преподобного старца Нектария Оптинского.

Из воспоминаний Косаревой Е. М. О послушании.

В 1965 году я работала в столовой ПТУ № 29, располагавшемся на территории монастыря Оптина Пустынь. У нас работала уборщицей Мария Белякович и она рассказывала следующее.

В 1915 году она вместе со своим женихом приехала в Оптину к старцу Нектарию брать благословение на брак и привезла венчальные иконы и полотенце.

Когда они вошли к Старцу, то он сказал, что воли Божией на их брак нет. Тогда она заплакала и призналась, что уже беременна и другого пути у нее нет, а старец Нектарий говорит ей: «Разверни венчальное полотенце». Она развернула и к ужасу своему увидела, что оно наполовину черное. «Вот видишь,– сказал Старец, – жизнь твоя с ним будет до половины, он умрет первым. И будет у тебя пять детей. Но это не твой муж».

«Мы с мужем не поверили и решили поступить по-своему. Повенчались и жили вместе. У нас действительно родилось пять детей, и когда пятому ребенку было полтора месяца, мертвого мужа к дому в телеге привезла наша лошадь. Я убивалась – голод, как остаться с детьми, да еще с малыми, и хотела детей отравить и сама утопиться. Ночью мне во сне явился Старец и сказал: «Не унывай, все будет хорошо. Замуж больше не выходи, молись Богу, а детей вырастишь». Что и случилось, детки все мои вышли в люди. Два сына военные, а дочери хорошо живут замужем». (Записал 1.09.95 г. иеромонах Михаил.)

 

Что значило благословение старца Иоанна

"Вы в сердце моем, и эта любовь навечно". Воспоминания семьи Правдолюбовых о старце Иоанне (Крестьянкине).

Вспоминает протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов. 

Как я ударил в грязь лицом

Отец Иоанн умел вовлечь всех вокруг себя в деятельное служение Богу и храму. По его благословению все начинало совершаться, украшаться, ремонтироваться, невозможное – осуществляться. Те, кто знал старца давно, усердно трудились во славу Божию, радуясь возможности послужить великому делу, а те, кто только начинал, впервые узнавали, сколь благодатно послушание старцу и утешительно его исполнение. Самый первый такой случай остался для меня памятным на всю жизнь.

Бывая в Касимове два раза в неделю на уроках в музыкальной школе, я имел возможность зайти в дом к отцу Иоанну благословиться и поговорить о насущном. Но я не смел этого делать. Несмотря на свои шестнадцать лет, я был ужасно стеснителен, малоразвит, не умел общаться, не умел выражать свои мысли ни устно, ни на бумаге (что сохранилось отчасти и до сих пор). Но отец Иоанн привлекал всех, невзирая на способности, к тому полезному, что нужно и можно было сделать для Бога в данном месте и в данное время.

Дочь без согласия родителей поехала учиться

Игумен Марк (Лозинский). "Отечник проповедника". 

654. Преждевременная смерть девицы, непослушной родителям

Достопочтенный петербургский протоиерей А.П. Васильев сообщил интересные подробности об одной печальной кончине, невольным свидетелем которой он был. “Начало моего иерейского служения, – рассказывал он, – я полагал в одном селе под Петербургом на месте своего тестя. Однажды я вошел в вагон поезда для обычной поездки в Петербург. Вагон оказался переполненным пассажирами, и мне пришлось стоять. Окидывая взором сидящую публику, я обратил внимание на одну миловидную девушку. Она, заметив мой взгляд, радостно встрепенулась, как бы увидев во мне родного человека. Ласково улыбаясь, она затем подвинулась и уступила немного места, чтобы мне присесть. Усевшись, я спросил ее: “Откуда и куда вы едете?” Она отвечала, что едет из города Орёл в Петербург, чтобы поступать на высшие женские курсы. Мы разговорились. Она оказалась дочерью священника, и звали ее Ольга Яковлевна Смирнова. Я спрашиваю ее: “Что же, вы с согласия родителей приехали учиться?” – “Нет, – отвечала она, – мои родители были против поездки, но мне так хочется учиться, что я решила без их согласия уехать.” Я по поводу такого своеволия неодобрительно заметил ей: “Ах, как нехорошо, что вы решились без родительского благословения пускаться в такой долгий и опасный путь.” Когда поезд прибыл в Петербург и мы вышли из поезда, я увидел, что Ольга Яковлевна растерянно и беспомощно стоит, не зная, куда ей идти. При наблюдении за ней мне пришла мысль, что, пожалуй, она так легко может попасть в руки недобрых людей. Я тотчас оторвал листок из записной книжки и написал записку своим родным с просьбой приютить на время Ольгу Яковлевну, пока она найдет квартиру. Ольгу Яковлевну приняли, как родную, и она прожила у моих родственников около трех месяцев до того, как подыскала себе комнату.

Священник не послушался совета не отпевать самоубийц, и сам совершил самоубийство

Из интервью с протоиереем Николаем Немцевым.

Как-то раз пришел ко мне один священник, кажется, его звали Пётр, и сказал, что он отпевает самоубийц. Многие говорили ему, что не нужно так делать. А через какое-то время я узнал, что однажды летом он работал в саду, и, когда его родная мать стала звать на трапезу, а он не отвечал, за ним пошли и увидели, что он повесился. Пришли за ним эти самоубийцы…

Что было главной ошибкой отца Петра? Он не послушал преподающихся ему советов от мудрых и духовно опытных людей. Поэтому, как мне кажется, священники обязательно должны между собой общаться. Младшие со старшими.

Источник