Схиигумен Савва (Остапенко). "Основа спасения".
Надежды без терпения быть не может
«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,
в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3).
Не надейся ни на друзей, ни на богатство, ни на здоровье свое и ни на что - все это суетно, исчезает, как сон, рассеивается, как дым. Надейся на одного Спасителя и Создателя твоего. Он лучше тебя знает все твои нужды душевные и телесные и печется о тебе: по Его велению ангелы небесные хранят тебя во всех путях твоих.
Враг наш постоянно отвлекает нас от надежды на Него, на Богa, но мы, зная его бесовскую хитрость, постоянно должны отражать его злые наветы.
Надежды без терпения быть не может.
Надежда, как и вера, подвержена многим искушениям.
В несчастии потребно терпение, чтоб непозволенным образом не искать от бед избавления, но предаваться на волю Божию и ожидать от Него милости - или помогающей в терпении, или избавляющей от бед.
Нет большего искушения надежде, как когда помыслы, восстающие в совести, говорят: «Несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3, 3).
В таком тяжком искушении больше всего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, пока эта сильная непогода пройдет или облегчится.
Научись сносить с терпением недостатки и все слабости других, ибо и ты имеешь их множество.
Мы требуем, чтоб другие были совершенны, а собственные недостатки не исправляем.
Если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения.
Кто истинно и нелицемерно в сердце своем называет себя грешником, тот всякое поносное слово удобно претерпит и знака гнева не покажет, яко смирен.
Надо считать себя хуже всех и на обиду говорить: «Простите меня Христа ради»,- тогда и обиду не почувствуешь, и обижать тебя никто не станет, а то тебе слово, а ты в ответ десять. Полезем в трубу, вымажемся сажей, да и будем удивляться - откуда это? На озлобляющихся на нас или завидующих нам, гордящихся перед нами не должно внезапно озлобляться, сердиться, гордиться, как это обычно присуще нашей растленной природе, но надо жалеть их, как одержимых адским пламенем и смертию духовною, молиться о них в глубине сердца, да разженет Господь мрак души их и просветит сердце их светом Своей благодати.
Благо есть терпеть иногда от других противоречие и встречать худое и неправильное мнение, даже и о добрых наших делах и намерениях. Сие часто приводит нас к смирению и остерегает от тщеславия.
Нужно надеяться не на свои добродетели, а на Божие милосердие и на Крестную Жертву Сына Божия.
Имей всегда пример величавшего Праведника - Иисуса Христа, Сына Божия, Который при праведности Своей претерпел всякую неправду над Ним людей, вознесен на Крест и умерщвлен позорнейшею смертию.
Из всех этих злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога.
Терпеть ради Бога есть дарование, достойное большего удивления, нежели воскрешать мертвых и творить великие знамения. В последнем случае человек, приемля дар от Бога, есть Его должник, а в первом он как бы соделывает Самого Бога своим должником. Итак, должно лобызать и с благодарением нести крест, ибо он есть знамение милосердия, оставления грехов и того, что Бог не забывает тебя.
Претерпи, Господа ради, поношения, гонения и ложные злословия, чтобы возвеселиться в радости, получив многую мзду на небесах.
По отношению ко всемогущей и святой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столь же неограниченной покорности. Из этих чувств, когда они сделаются постоянным достоянием человека, составляется терпение.
Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает и и не возвращается назад, но и, найдя покой, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым - и в благоденствии, и в злополучии.
Славить Господа может кто чем: иной трудом, иной пением, иной терпением. Христос приемлет и это, так же как ангельское хваление. Великая добродетель - терпение и упование на милосердие Божие, а отчаяние - тяжкий грех.
Милосердная любовь и верность Христова заблуждающихся прощает, изменников восставляет и укрепляет колеблющихся и падающих. Будем же возлагать твердое и непоколебимое упование на любовь и верность нашего Спасителя! Если волны искушений и смущений дойдут до нашей души и нам неоткуда будет ожидать любви, утешения и помощи,- тогда воззовет к нам верный глас Христа: «Не бойся! Я искупил тебя. Я призвал тебя к Себе, ты - Мой!».