О надежде из "Словаря библейского богословия"

НАДЕЖДА

В религиозной жизни народа Божия Н. на счастливое будущее — к к-рому призваны все люди (1 Тим 2.4) — занимает довольно значительное место. *Обетования Божии постепенно открыли избранному народу великолепие этого будущего, к-рое будет не реальностью мира сего, а «*отечеством лучшим, т. е. небесным» (Евр 11.16): «жизнью вечной», в к-рой ч-к будет «подобен Богу» (1 Ин 2.25; 3.2).

Упование на Бога и на Его *верность и вера в Его обетования дают уверенность в осуществлении этого будущего (ср Евр 11.1) и дают возможность как–то предвосхитить его величие. Поэтому верующий и может желать этого будущего, точнее говоря, надеяться на него. Ибо участие в этом несомненном будущем остается субъективно проблематичным, т. к оно зависит от верной и терпеливой *любви, а это требование для греховной *свободы трудно исполнимо. Следовательно, верующий никак не может положиться на свои силы, чтобы достичь этого будущего. Он может только надеяться на него в уповании на Бога, в К-рого он верит, К-рый — и только Он — может дать его свободе способность любить. Укоренившись в вере и уповании, Н. может раскрыться будущему и своим динамизмом вдохновлять всю жизнь верующего.

Т. обр., вера и упование, Н. и любовь представляют собою различные стороны сложной, но единой духовной установки. В евр. языке эти различные понятия часто выражаются словами, происходящими от общих корней; тем не менее корни кавах, яхал и батах выражают преимущественно понятие Н. Переводчики передали его так точно, как могли, по–греч. (ελπίζω, ελπίς, πέποιθα, ύπομένω…) и по- латыни (spero, spes, confido, sustineo, exspecto…). Триада: вера — надежда — любовь установилась вполне ясно только в НЗ, по всей вероятности впервые у Павла (1 Фес 1.3; 1 Кор 13.13; Гал 5.5 сл.).

ВЗ

Таинственное обетование, с самого начала данное Богом согрешившему ч-ству (Быт 3.15; 9.1–17), показывает, что Бог никогда не оставлял его без Н.; однако история библ. надежды по–настоящему начинается лишь с *Авраама. Удостоверяемое *обетованием будущее просто: это определенная земля и многочисленное потомство (Быт 12.1 сл.; *чадородие). В течение многих веков предметы израильской Н. остаются того же земного порядка: «земля, где течет молоко и мед» (Исх 3.8, 17), благополучие во всевозможных его формах (Быт 49; Исх 23.27–33; Лев 26.3–13; Втор 28).

Этот мощный порыв к благам этого мира не делает, однако, израильскую религию простой моралью благосостояния. В представлении Израиля эти земные блага являются *благословениями (Быт 39.5; 49.25) и *дарами (13.15; 24.7; 28.13) Бога, проявляющего т. обр. Свою верность Обетованию и Завету (Исх 23.25; Втор 28.2). Поэтому, когда верность по отношению к Ягве того требует, надо без колебания жертвовать этими земными благами (Ис Нав 6.17–21; 1 Цар 15); жертвоприношение Исаака было примером совершенной Н. на обетование Всемогущего (Быт 22). Это положение позволяло предвидеть, что однажды Израиль познает «лучшую надежду» (Евр 7.19), к к-рой Бог постепенно приведет Свой народ.

Это постепенное осознание лучшей Н. было делом прежде всего пророков, к-рые, очищая и поддерживая Н. Израиля, открыли ему новые перспективы.

1. Ложная надежда. — Израиль часто забывал о том, что счастливое будущее есть дар Бога *Завета (Ос 2.10; Иез 16.15 слл). Он подвергался искушению обеспечить себе это будущее так, как это делали *языч. народы: формализмом в *культе, *идолопоклонством, *могуществом и *союзами. Пророки обличают эту обманчивую надежду (Иер 8.15; 13.16). Без верности нет Н. на *спасение (Ос 12.7; Ис 26.8 слл; 59.9 слл). *День Ягве — «тьма, и нет в нем сияния» (Ам 5.20); это будет «день *гнева» (Соф 1.15 слл). Иеремия (1–29) дает яркий и типический образец этой стороны пророческого служения.

2. Подлинная надежда. — Порою кажется, что будущее закрывается перед Израилем, и он подвергается искушению сказать: «погибла надежда наша» (Иез 37.11; ср Плач 3.18). Согласно пророкам, Н. тогда как бы закопана в землю (ср Ис 8. 16 сл.), но она не должна исчезнуть: некий *остаток будет спасен (Ам 9.8 сл.; Ис 10.19 слл). Т. обр. продолжение осуществления замысла Божиего станет возможным. В час *наказания возвещение этого будущего, исполненного Н. (Иер 29.11; 31.17), возвещается Израилю (30–33; Иез 34–48; Ис 40–55), дабы он получил *утешение и дабы Н. его не погибла (Пс 9.19). Даже неверность Израиля не есть препятствие к Н.: Бог его простит (Ос 11; Плач 3. 22–33; Ис 54.4–10; Иез 36.29). Приход спасения может быть замедлен (Авв 2.3; Соф 3.8, 9), но никогда не подлежит сомнению, ибо «надежда Израиля» — Ягве, *верный и *милосердный (Иер 14.8; 17.13 сл.).

3. Новая надежда. — Представление о будущем у пророков очень сложно. Они возвещают *мир, *спасение, *свет, *исцеление, *искупление. Они провидят дивное и окончательное возобновление *рая, *Исхода, *Завета, или же *царствования *Давида. Израиль «насытится благами» Ягве (Иер 31.14; Ос 2.23 сл.; Ис 32.15; Иер 31) и к нему притечет *богатство народов (Ис 61). Пророки, близкие к чаяниям древнего Израиля, в центре будущего ставили Израильский народ и его земное благо *блаженство).

Но они жаждут также того дня, когда Израиль преисполнится *познания Бога (Ис 11.9; Авв 2.14), так как Бог обновит *сердца (Иер 31.33 слл; Иез 36. 25 слл), а *языч. народы обратятся (Ис 2.3; Иер 3.17; Ис 45.14 сл.). Наступит время совершенного *богопочитания (Иез 40–48; Зах 14), в к-ром будут участвовать и языч. народы (Ис 56.8; Зах 14.16 сл.; ср Пс 85.8 сл.; 101.22 сл.). Вершина же богопочитания — созерцать Ягве и обитать с Ним (Пс 62; 83). Согласно пророкам, Н. Израиля и всех народов это — Сам Бог (Ис 60.19 сл.; 63.19; 51.5) и Его царство (Пс 95–98). Однако, счастье Израиля, ожидаемое в будущем, еще связано с землей и, за нек–рыми исключениями (Иез 18), оно остается коллективным, между тем как верность, от к-рой зависит его наступление, индивидуальна.

ВЗ-ная Н. достигает нового этапа в размышлении *благочестивых и *мудрых в пределах веры в личное возмездие. Перед их верой вставала проблема *страдания *праведника. Вероятно к концу Вавилонского плена или немного позднее один из пророков учил, что это страдание должно порождать Н., а не препятствовать ей, ибо оно имеет *искупительную силу (Ис 53). Но это предвосхищение будущего осталось в ВЗ без последствий. Напр., Н. Иова, несмотря на нек–рые прозрения (Иов 13.15; 19.25 слл), не могла преодолеть мрака (42.1–6).

В опыте мистиков Н., полностью утоленная *присутствием Бога, достигает цели: страдание и смерть теряют свое прежнее значение (Пс 72; 48.16; ср 138.8, 16). Вера мучеников порождает Н. на *воскресение (Дан 12.1 слл; 2 Макк 7), а Н. общины обращается к *Сыну Ч-скому (Дан 7). У Мудр. Н. обращается к *миру (Прем 3.3), *покою (4.7), *спасению (5.2), к-рые уже не на земле, а в бессмертии (3.4), у Господа (5.15 сл.). Так Н. становится личной (5.5) и получает направленность к миру грядущему. Иудейские чаяния времени Иисуса различались соответственно религ. течениям того времени. Отражая различные формы и последовательные этапы жизни Израиля, они были направлены к будущности одновременно и материальной и духовной, сосредоточенной и на Боге, и на Израиле, и земной, и вечной, коллективной и индивидуальной. Этой Н. предстояло еще более очиститься, дабы принять то будущее, к-рое должно было осуществиться во Христе.

НЗ

Иисус возвещает пришествие в этот мир *Царства Божия (Мф 4.17). Но это царство — духовная реальность, доступная только вере. Поэтому исполнение Н. Израиля могло осуществиться только через отказ от всего материального в своих ожиданиях: от Своих учеников Христос требует приятия, вслед за Ним, *страдания и смерти (Мф 16.24 слл). С другой стороны, царство, уже присутствующее в настоящем, есть в то же время царство грядущее. Следовательно, Н. продолжается, но устремленная, однако, уже единственно к *жизни вечной (18.8 сл.), к славному пришествию *Сына Ч-ского, К-рый «воздаст каждому по делу его» (16.27; 25.31–46).

В ожидании этого *дня Церковь, сильная обетованиями (16.18) и присутствием Христа (28.20), должна закончить осуществление Н. пророков, открывая всем народам Н. на Царство (8.11 сл.; 28.19).

Н. Церкви есть Н., исполненная в вере. Дарование *Духа завершило *исполнение *обетований (Деян 2.33, 39). Поэтому вся сила Н. Церкви сосредоточивается на ожидании возвращения Иисуса (1.11; 3.20). Называемое пришествием («парусией) (Иак 5.8; 1 Фес 2.19), *днем Господним, *посещением, *откровением, это будущее представляется совсем близким (Иак 5.8; 1 Фес 4.13 слл; Евр 10.25, 37; 1 Петр 4.7), так что даже удивлялись его замедлению (2 Петр 3.8 слл). В действительности оно придет «как тать ночью» (1 Фес 5.1 слл; 2 Петр 3.10; Откр 3.3; ср Мф 24.36). Эта неопределенность требует бодрствования (1 Фес 5.6; 1 Петр 5.8) с непоколебимым *терпением в *испытаниях и *страдании (Иак 5.7 слл; 1 Фес 1.4 сл.; 1 Петр 1.5 слл; ср Л к 21.19).

Н. Церкви радостна (Рим 12.12) даже в страдании (1 Петр 4.13; ср Мф 5.11 сл.), ибо слава так велика (2 Кор 4.17), что ее отблеск распространяется на настоящее (1 Петр 1.8 сл.). Она порождает трезвость (4.7; 1 Фес 5.8) и отрешенность (1 Кор 7. 29 слл; 1 Петр 1.13; Тит 2.12): что такое земные блага по сравнению с Н. стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1.4)? Питаемая *молитвой и братской *любовью в настоящем (1 Петр 4.7 сл.; Иак 5.8 сл.) и в то же время уже утвержденная в мире грядущем (Евр 6.18), она одушевляет всю хр–скую жизнь.

Павел живет этой Н. Церкви, и богатство его мысли и его духовной жизни вносит в общую сокровищницу очень ценные элементы. Таково, напр., значение, к-рое он придает «*искуплению тела нашего» (Рим 8.23), и когда речь идет об изменении живущих (1 Кор 15.51; ср 1 Фес 4.13–18), и особенно когда оно означает — *воскресение мертвых. Не верить в это воскресение значит, по ап Павлу, «не иметь надежды» (1 Фес 4.13; 1 Кор 15.19; ср Еф 2.12).

Слава увенчает только «постоянство в добром деле» (Рим 2.7 сл.; ср Евр 6.12). Между тем, ч-ская *свобода непрочна (Рим 7.12–25): следовательно, может ли хр–нин надеяться на настоящее участие в обещанном *наследии (Кол 3.24)? — Да, он может и должен, как *Авраам, «надеяться вопреки всякой надежде», в силу своей *веры в *обетования (Рим 4. 18–25) и своего упования на *верность Бога, К-рый утверждает верность ч?ка (1 Фес 5.24; 1 Кор 1.9; ср Евр 10.23), с момента обращенного к нему призыва (*призвания) и до *прославления (Рим 8.28–30).

Исполнение обетований в Иисусе Христе (2 Кор 1.20) является основоположной темой в учении Павла. Ожидаемая слава представляет собою реальность уже нынешнюю (2 Кор 3.18–4.6), хотя и невидимую (2 Кор 4.18; Рим 8.24 сл.). Тот, кто крещен, уже воскрешен (Рим 6.1–7; Кол 3.1) в Духе, К-рый дан ему как залог (2 Кор 1.22; 5.5; Еф 1.14) и *начаток (Рим 8.11, 23) грядущего мира; он владеет уже этим миром и т. обр. «обогащается Н-ою» (15.13). Бог даровал *благодать *оправдания людям, вовлеченным Адамом в *смерть; тем более (ср Рим 5.9) их единение с Сыном Его приведет их к *жизни. Это исполнение во Христе Н. Израиля составляет полноту откровения об основе хр–ской Н.: здесь такая *любовь, от к-рой ничто и никто не может отлучить хр–на (Рим 8.31–39).

Переживание самим Павлом этой Н. на личном опыте представляет собою замечательный пример. С крайней напряженностью Н. растет в его душе. Она стенает оттого, что еще не исполнена (2 Кор 5.4 сл.; Рим 8.23), и ликует при мысли о грядущем (1 Кор 15.54 слл). В свете такой Н. меркнут самые естественные житейские Н. (Флп 3.8). Хотя эта Н. опирается только на Божию благодать, а не на *дела (1 Кор 4.4; 15.10; Рим 3.27), она воодушевляет своим динамизмом «простирание вперед» (Флп 3. 13 сл.) и подвиг (2 Тим 4.7), совершаемые Павлом для выполнения своей миссии, предохраняя его в то же время от того, чтобы «остаться недостойным» (1 Кор 9.26 сл.). И тогда она — но уже в Господе — порождает новые чаяния (Флп 2.19; 2 Кор 1.9 сл.; 4.7–8). Когда смерть кажется ему близкой, он ожидает «почести вышнего звания», т. е. победного венца (Флп 3.14), к-рым будет награжден его подвиг (2 Тим 4.6 слл; ср 1 Кор 3.8). Он знает, что его награда — Сам Христос (Флп 3.8). Его Н. — прежде всего быть с Ним (1.23; 2 Кор 5.8). Апостол не ожидает больше личного счастья; он ищет лишь Того, Кого любит. Глубочайшее бескорыстие его Н-ды проявляется также в его заботе к спасению «других» (2 Тим 4.8; 2.7), как христиан (1 Фес 2.19), так и язычников, к-рым он хочет открыть Христа — «упование славы» (Кол 1.24–29). Т. обр., Н. у Павла следует замыслу Божию во всей его широте (ср Рим 8.19 слл) и отвечает любовью (2 Тим 4.8) на любовь Господа.

В Еванг. и в Посл. Ин. Н. — это постоянное ожидание возвращения Господа (Ин 14.3; 1 Ин 2.18), воскресения и суда (Ин 5.28 сл; 6.39 сл). Еще более характерно для нее спокойное обладание вечной *жизнью, уже дарованной верующему (3.15; 6.54; 1 Ин 5.11 слл), к-рый уже воскрешен (Ин 11.25 сл.; 1 Ин 3.14) и уже прошел через суд (Ин 3.19; 5.24). Переход хр–на к вечности будет всего лишь мирным проявлением (1 Ин 4.17 сл.) уже существующей реальности (1 Ин 3.2).

В Откр. Ин. перспектива совершенно иная. Иоанн видит воскресшего Агнца, окруженного хр–нами (5.11–14; 14.1–5; 15.2 слл), уже торжествующего на небе, откуда сходит и Церковь, Его *Невеста (21.2). Но в то же время эта Невеста пребывает и на земле (22.17), где в исторических борениях разыгрывается драма хр–ской Н. Кажущиеся победы сатанинских сил грозят обессилить ее. В действительности же, непобедимое Слово сражается и царствует со Своими (19.11–16; 20.1–6), и решительная *победа близка (1.1; 2.5; 3.11; 22.6, 12). Поэтому Н. хр-н должна восторжествовать до наступления «новой вселенной», в к-рой, наконец, полностью и окончательно осуществятся ВЗ-ные пророчества (21–22).

Откр. Ин. заключается обещанием Жениха: «Гряду скоро». И ответным призывом Невесты: «Гряди, Господи Иисусе!» (22.20). В этом призыве звучит арамейская молитва Церкви первых дней: «Марана фа!» (ср 1 Кор 16.22). Это лучшее выражение хр–ской Н., ибо в сущности своей она не что иное как пламенное желание любви, алчущей присутствия Господа.

JDu

https://predanie.ru/book/217381-slovar-bibleyskogo-bogosloviya/