Симфония по творениям святителя Василия Великого.
ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ
Да прекратится злоба грешников (Пс. 9:10). Приносящий эту молитву явно есть ученик Евангельских заповедей; он молится за творящих напасть (см. Мф. 5:44), прося положить предел и конец злобе грешных, подобно тому, как если бы кто-либо, молясь о страждущих телесно, сказал: «Да скончается болезнь страждущих». Чтобы грех, как пожирающий огонь в членах, распространяясь дальше и дальше, не занял большего места, пророк молит Бога остановить дальнейшее разлияние греха и положить ему предел, – молит, ибо любит врагов своих, желает добро творить ненавидящим его и потому молится за творящих напасть (2).
* * *
Кто те враги, которых велено нам любить? И как любить нам врагов, благодетельствуя ли им только или и самым расположением? И возможно ли это?
Врагу свойственно вредить и злоумышлять. Поэтому всякий, кто делает кому ни есть и какой ни есть вред, может быть назван врагом, по преимуществу же – согрешающий, потому что сколько зависит от него, различным образом вредит и злоумышляет против всякого, кто только живет или встречается с ним. Поскольку же человек состоит из души и тела, то будем любить таковых как по душе, изобличая их и вразумляя и всяким образом доводя до обращения, так и по телу, благотворя им, когда нуждаются в необходимом для жизни. А что любовь состоит в расположении, это известно всякому. А возможность показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании до смерти (Флп. 2:8), ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует апостол, говоря: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8); и нас увещевает к тому же, говоря: подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (Еф. 5:1, 2). А Благой и Справедливый не предписал бы этого, если бы не даровал к тому способности. И Он привел в ясность, что такая способность необходимо вложена в нас в самом естестве. И звери естественно любят благодетелей. Но оказывает ли друг столько благодеяний, сколько враги, которые доставляют нам ублажение от Господа, сказавшего: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11, 12) (5)?