Священник тоже может впасть в прелесть

"Пастырское богословие. Учебник для бакалавриата теологии". Под общей редакцией митр. Илариона (Алфеева).

Безблагодатные «плоды» неправильного духовного устроения пастыря. Прелесть и самообольщение.

Путь прелести и самообольщения являет более опасную, по сравнению с пастырским «выгоранием», альтернативу итога духовного развития пастыря в неправильном направлении.

Имея разные формы, в общем и целом этот путь представляет собой такое укоренение ложного образа пастырского служения в сознании и жизни пастыря, которое не ослабевает, но, напротив, увеличивает в пастыре силы и энергию, — правда, лишь человеческие. Сила Божия, напротив, отступает там, где человеческое довлеет и преумножается в этом «самодовлении». По мере отступления силы Божией такой пастырь утрачивает и духовное зрение, и способность критической самооценки. Впавшие в подобный недуг пастыри пребывают в уверенности правильности именно своего пути, своих методов и своего духовного состояния.

На деле подобные состояния представляют собой смесь нерассудительной ревности, гордости, невежества и самомнения, в любом случае исключительной опоры на собственные мнения, полагаемые таким пастырем мерилом церковности, православия и правильных отношений человека с Богом. Для состояния пастыря, находящегося в «прелести», характерны также немирность, гневливость, своеволие, вера в безошибочность своей «интуиции», разного рода ложные откровения и т. д. [1]

Вывести пастыря из такого состояния бывает чрезвычайно сложно (ср.: Мф. 12:32). Сравнительно легкие формы прелести могут быть излечены обстоятельствами жизни, вразумлением Божиим или мудрыми действиями со-пастырей, — в любом случае, при помощи извне. Особенно тяжелые формы практически неизлечимы.

Пастыри, пребывающие в состоянии прелести, могут приспосабливаться (часто лишь до поры) к существованию внутри Церкви, хотя это существование ей и чужеродно; но нередок и, в принципе, закономерен, особенно в крайних формах развития прелести, уход таких пастырей из Церкви, образование ими собственных сект и расколов или примыкание к уже существующим расколам.

При этом все пасторологи, затрагивающие эту тему, согласны, что к состоянию прелести ведет пастыря неправильное понимание им характера пастырского служения, упование на собственные силы «вместо признания себя орудием Христа, опирающимся на благодать Божию»[2], — так пишет об этом епископ Вениамин (Милов), а митрополит Вениамин (Федченков) заключает: «Итак, пастырь всегда и во всем должен помнить о своем главном назначении, представительстве Бога, о благодатном посредничестве; всё — от Бога, а он — слуга и иконом Его, действующий Его же силой»[3].

[1] См., напр.: Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. С 107-108.

[2] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие. С. 139.

[3] Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. С. 148.

Связанные материалы