Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.
ПРЕЛЕСТЬ
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). С минуты преслушания заповеди Божией в раю человек отпал вольной волей от любви Божией и перенес извращенную любовь на самого себя (самолюбие, эгоизм) и на предметы земные, весь облекся в прелесть вражию и эту прелесть обратил на себя, прельстился своим разумом, отпав от разума Божия, впал в тысячи прелестей, в прелесть всяких земных наслаждений и в сердце не оставил места для Бога, Которого следует любить всем сердцем, всем существом, прославлять, благодарить, чтить жертвами богоугодными в знак признательности и благодарности (4).
* * *
Характер настоящего, временного жития – прелесть (6).
* * *
Если столь нелеп и безсмыслен, смертоносен грех, то почему мы не гнушаемся им, не перестаем слушаться его, творить волю его? По причине прелести его великой, по обаянию его, обману непрестанному, по причине временной сласти и временного удовлетворения самолюбия человека грешного, по причине омрачения, напускаемого грехом. Так, есть прелесть гордости, прелесть злобы, прелесть пьянственная, прелесть чревная, прелесть чресл или блудная, прелесть лености и бездействия, прелесть сонная, прелесть своенравия и непослушания, прелесть сребролюбия и златолюбия, прелесть жестокосердия, прелесть тщеславия, роскоши, прелесть конских ристалищ, прелесть зрелищная, прелесть художественная, особенно жанровая, когда выставляет напоказ наготу одного из полов человеческого рода. С такой многообразной прелестью греха требуется христианской верой всегдашняя неотложная неослабная борьба и для победы над нею особенная благодатная помощь Божия, призываемая искушающимся (10).