Человек стал молиться, чтобы на него сошла благодать

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть". О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати.

Приведу два примера: один из своего личного опыта, другой — из опыта моего знакомого. Когда я впервые прочитал беседу преподобного Серафима Саровского, она меня потрясла и заставила в значительной степени изменить свою жизнь. Это было очень давно, я тогда еще не молился Иисусовой молитвой и не общался с отцом Андреем (Машковым). Прочитав это произведение, я понял, что подлинная христианская жизнь состоит не только в том, чтобы ходить в церковь, молиться, креститься и не совершать тяжких грехов. Христианская жизнь должна быть благодатной. Но в тот момент я понял это примитивно. Впоследствии, читая других святых отцов, я стал относиться ко всему разумнее. А тогда я принялся молиться о том, чтобы на меня сошла благодать. Как нужно правильно молиться, я не знал, об Иисусовой молитве не слыхал, поэтому без конца повторял «Отче наш» и еще какие-то молитвы.

Подробнее: Человек стал молиться, чтобы на него сошла благодать

Святитель Нектарий об ожидании даров от Бога

Святитель Нектарий Эгинский. "Путь к счастью". Рассуждение.

Святитель Нектарий Эгинский

Желаю вам иметь рассуждение и мудрость. Избегайте крайностей. Строгость жизни сообразуйте с мерой [вашей] добродетели. Тот, кто [сразу] желает состязаться с совершенными и жить так, как [жили] святые подвижники, скорее всего, возгордится и падет. Так что подвизайтесь разумно и не вводите тело в изнеможение от чрезмерного труда. Помните, что обуздание плоти это только средство, помогающее душе достичь совершенства, а главное – духовная брань самой души.

Не налагайте на себя более, чем можете понести. Помните, что Бог не по принуждению подает дары Свои, но когда Сам того хочет. Все, что Он дает вам, вы получаете незаслуженно, [исключительно] по Его милосердию.

Не думайте, что получите высокие дары и добродетели за свои большие труды, – [думая] так, вы рискуете впасть в гордыню. Тот, кто ищет божественных даров и озарений, при этом будучи погружен в страсти, пребывает в глупом и гордом заблуждении. Прежде всего необходимо трудиться над очищением себя. Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей. И получают они ее тихо, и в час, о котором не знали.

Нельзя домогаться даров Божиих раньше времени

Преподобный Исаак Сирин. "Слова подвижнические". Слово 55.

Одним из святых написано: "Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом". Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением (Лк.17:20) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь. Да и как нам домогаться высоких Божиих дарований, когда Павел хвалится скорбями и высоким Божиим даром почитает общение в страданиях Христовых.

Монах, пожелавший получить дары

Преподобный Неофит, затворник Кипрский. "Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году[1], индикта 3-го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал".

1. По слуху, как это говорится, я слышал на основании слов из отеческих книг о некоторых, которые были обольщены и введены в прелесть уловками сатаны, который, будучи обольстителем и злодеем, всегда обольщает человеческий род. Теперь же и в наши дни произошло нечто такое, и даже еще более бедственное, чем случившееся в древности, так что величиною наваждения оно затмило собою и превзошло то, что случалось раньше. И об этом узнал я от одного правдолюбивого и живущего по Богу монаха, который немалое время прожил вместе с оным (обольщенным диаволом монахом) и из его уст слышал ту прелесть, в которую тог впал, и сам еще точнее расспрашивал его о ней, с одной стороны, любопытствуя относительно диавольских ухищрений, а, с другой стороны, на основании случившегося беспокоясь о своей собственной стойкости, по написанному:

«Да плачевопльствует питис[2], зане паде кедр» (Зах. 11, 2). И, вот, этот брат, разрываясь сердцем, рассказал мне все то, что он слышал от обольщенного. И я, с моей стороны, пришел в большое огорчение и весьма опечалился таковому несчастью и сатанинскому злодейству.

Подробнее: Монах, пожелавший получить дары

Царствие Божие не приходит с соблюдением

Письма преподобного Макария Оптинского.

О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты уже есть и прелесть: Царствие Божие не приходит с соблюдением (Лк. 17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее смирение, познавая и видя свою немощь; и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже безопасно от обольщения вражия и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности; а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостью и обольщался...

Ожидание получения даров от Бога к празднику Архистратига Михаила

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский

Пишешь, что накануне дня святого Архистратига Михаила вражий помысл обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска, и в сильной степени стал тебе стужать помысл о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия! Помысл шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный и безмолвный старец, который всю жизнь страдал этой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять: "Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет". Господне же изволение — спасти и помиловать всех верующих. Еще можем иногда отвечать врагу так: "Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю вся дни живота моего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь".

Подробнее: Ожидание получения даров от Бога к празднику Архистратига Михаила