Ложная радость

Категория: Ложная радость
Преподобный Амвросий Оптинский

Письма преподобного Амвросия Оптинского. Письмо 243.

Слава и благодарение Господу, что всесильного ради ходатайства и молитвенного предстательства Владычицы нашей Пресвятой Девы Богородицы мрачные твои помыслы хотя несколько прояснились. Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно; а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие, и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: "Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, — это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло".

Отчасти ты сама испытала это, собственным опытом, потому будь осторожна и рассудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны: но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты, по неопытности и неосторожности, принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую.

Посидеть дома, в обители, и в своей келье нынешний год, и никуда не отлучаться советую и я тебе. Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых Ангелом Хранителем, данным нам при Крещении. Не вотще древними отцами говорится: "Сиди в келье твоей, и та всему тя научит". Особенно же прилично это сидение человеку слабому силами, как телесными, так и душевными. Тут уже странствия и труды телесные неуместны и не вовремя. Старики и старухи в детское училище уже не ходят, так как это неприлично, да и неблаговременно, ради ослабевшей их памяти и сил телесных. Старым и слабым прилично смиряться и готовить себя искренним покаянием ко исходу в вечность.