О чинах отречения от оккультизма и сектантства

Монах Иоанн (Адливанкин) и игумен Ефрем (Виноградов). "Душепопечение приходящих от сект и оккультизма. Каноническая практика Чинов присоединения и отречения как инструмент духовной борьбы. Стратегии демонических сил".

https://www.youtube.com/watch?v=RTkL8bQSmm4

Монах Иоанн: В продолжение разговора, который состоялся 22 февраля в Оптиной пустыни и касался проблем душепопечения, практики чинов присоединения, где речь шла о проблемах границы Церкви и современного отношения к современным чадам, которые отпали от Церкви, мы попросили поучаствовать в нашей беседе известного современного писателя, духовника, хорошо известного православной аудитории, это отец Ефрем (Виноградов) или известный православной публике, читателям как Игумен N.

Благодарим, батюшка, что Вы согласились принять участие в этой беседе. Нам кажется чрезвычайно актуально. Те вопросы, которые возникли в этой беседе со стороны духовников, со стороны братии Оптиной, да и вообще со стороны священников, мне кажется, требуют более подробного исследования и разъяснения. Поэтому в сегодняшнем общении мы сможем дать некоторые ответы на возникающие вопросы.

Отец Ефрем, тема непростая: душепопечение людей, которые приходят с сектами, либо поврежденные от сект и оккультизма. Тема, вообще, не то чтобы новая в Церкви, но в современности она становится чрезвычайно актуальной. Вы хорошо знакомы с работой душепопечительского центра, вы знакомы с материалами, документами, мы тесно участвуем вместе в обсуждении каких-то проблем, выработкой решений, и я знаю, что и в последнее время вы часто в своей работе тоже используете канонический подход чинов присоединения и чинов отречения людей, которые по тем или иным причинам пострадали или даже отпали от Церкви. Несомненно, в огромном опыте вашей пастырской работы… Сколько времени вы уже священник, сколько вы занимаетесь духовной работой?

Подробнее: О чинах отречения от оккультизма и сектантства

Какая церковь истинная?

Священник Георгий Максимов. "Вопрос, который никогда не задают протестанты".

Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом, то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви.

Что такое Церковь Христова? Любой протестант сразу скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Тогда вопрос: когда появилась ваша деноминация? Диапазон ответов будет от прошлого года и до начала Реформации. Отлично, а где была Церковь Христова до этого времени?

У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, и тогда была Церковь апостольская. А затем, якобы уже со II века, появились искажения в учении Церкви. Многие прямо говорят, что Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла всякие ложные практики и идеи в его чистоту. Могут даже сказать, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством»[1]. И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули. Ну, с XVI века – это если «старые» протестанты: лютеране, кальвинисты. А «новые» протестанты, такие, например, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, возникли в еще более позднее время.

Подробнее: Какая церковь истинная?

О прелести оккультизма и сектантства

Беседа о выходе из прелести оккультизма и сектантства

https://www.youtube.com/watch?v=K8ot8BlTRHA

Монах Иоанн (Адливанкин), душепопечительский центр им. св. Иоанна Кронштадского.

22 февраля 2016 года в Оптиной пустыни состоялась беседа монаха Иоанна с духовниками обители о проблемах пастырского подхода к душепопечению приходящих от сект и оккультизма.

Благословите отцы. Я хочу в начале попросить ваших молитв, потому что если какая-то аномалия в нашем разговоре есть - это то что я, монах, говорю перед вами. Я подневольник, имею благословение и какие-то общие боли, общие интересы у нас имеются, поэтому я здесь стою перед вами. Так что, я надеюсь, что наше общение сегодня будет конструктивным. Я немножко расскажу о себе, о том, чем мы занимаемся, чем занимается организация, которая представляю и расскажу о поводе нашего общения. Душепопечительский центр - известная организация, возглавляет отец Анатолий Берестов уже много лет. Мы были созданы 16 лет назад как организация, в задачи которой входило, в первую очередь, душепопечение пострадавших от сект оккультизма. Сразу после организации мы стали заниматься наркоманами, алкоголиками и всеми, формами современной зависимости. Чтобы вы представили себе примерно уровень нашей компетенции, конечно везде ходят люди, везде ходят страждущие, и вы духовники об этом хорошо знаете. К нам обращается специфическая, я бы сказал так, публика. В основном это люди, которые не нашли для себя помощи не у врачей, ни в психиатрии, часто ни у духовников. Они приходят к нам как утопающие хватаются за соломинку.

Людей много. Я работаю в центре порядка 11 лет. Много лет мы тесно работали с отцом Даниилом Сысоевым убиенным. С отцом Даниилом у нас всегда было такое взаимопонимание, много сделали мы, Слава Богу. С отцом Анатолием Берестовым, батюшка уже в возрасте, он принимает участие в работе центра, мы консультируемся. Очень большую пользу оказывает и мне лично и мой духовник, и нам. Это игумен N, наверное, известен вам такой батюшка-писатель. Мы все ответы ищем коллегиально, потому что много сложных вопросов. Ну и в основном среднем вот так в месяц приходят, ну скажем так, раз на раз не приходится, но от 50 до 100 человек, тяжело больных людей. В основном это страждущие от оккультизма из сектантства. Ну посчитайте, вот за 10 лет мне пришлось потратить естественно часы и часы на общение, больше чем 6000 человек. Это не просто люди, это люди, которые настолько погрузились в какие-то проблемы, что для того чтобы помочь им, нужно обладать не малым объемом знаний, которые касаются данной специфики. Как отделить шизофрению от духовного повреждения - это очень серьезный вопрос. Сегодня невозможно однозначно ответить. Но приходит человек, мы исходим из того, что человек болен, ему нужно помочь, потому что присылают многие духовники известные, отовсюду посылают, приезжают из-за границы люди. И мы деятельно и внимательно относясь к приходящим людям пытаемся предоставить все те возможности, которыми обладает не только церковь, но в том числе и церковь в ее понимании душепопечения, синтезированная в какой-то мере, в какой это необходимо, есть возможности медицины, в частности психиатрии, потому что люди часто глубоко поврежденные, иногда уже имеющие диагнозы, лежащие, так сказать в клиниках, употребляющие препараты. И не просто решить, что нужно делать. Сначала лечить, а потом предполагаются какие-то церковные духовные меры или сначала духовное, потом лечение? Всё это принимает очень большую часть работы, и мы, в общем-то я могу сказать так, то, что касается сект и оккультизма приходящих, поврежденных в этой области, мы имеем в опыте множество здоровых людей, которые много лет будучи в церкви не могли исцелиться, 10, 20 лет у известных духовников не привело к их исцелению. Конечно, на этот вопрос также нужно было искать ответ, мы его искали и ищем, и находим часто, и как раз это предмет нашего рассуждения, потому что есть вещи, которые не открываются просто в исповеди, о них нужно знать, что слова ничего не значат, если ты о них не знаешь, что это такое. Мы разрабатываем специальные анкеты, которые позволяют исследовать глубоко, что происходит, какой был опыт.

Подробнее: О прелести оккультизма и сектантства

Сектантство

Митрополит Антоний (Храповицкий). "Исповедь".

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Если человеческая безрелигиозность, или малорелигиозность, выражается в маловерии и беспечности, то неогражден от духовных недугов бывает и благочестивый человек, если не имеет мудрого руководителя, в лице живого человека - пастыря, или в лице духовного писателя. Недуг этот называется прелестью, или духовным самообольщением, под коим должно разуметь мнимую близость к Богу или вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному.

Такому самообольщению подвергаются иногда и усердные подвижники в обителях и еще чаще, конечно, ревностные к внешним подвигам миряне. Превосходя своих знаемых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений, или, по крайней мере, благодатных сновидений; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божии или Ангела Хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга - духовной прелести.

Подробнее: Сектантство