Митрополит Иларион о лжестарчестве

Иеромонах Иларион (Алфеев). "Лжестарчество и тоталитарность".

Митрополит Иларион (Алфеев)

«Серьезной проблемой остается так называемое “младостарчество” – явление, связанное не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике. 28 декабря  1998 года Священный Синод принял весьма важное определение по данному вопросу, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, встречающимся у отдельных духовников. К сожалению, мы до сих пор не имеем информации о том, что это определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (из доклада на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа2000 г).

Было бы ошибкой критиковать исключительно современный секуляризм и деятельность сект, скрывая недостатки приходской жизни Православной Церкви, хотя они вовсе не являются следствием православного учения, а есть скорее нездоровый атавизм, следствие человеческой греховности и заблуждений. Об одном из этих недостатков и пойдет речь в статье.

Многие из читателей еще могли не слышать о том, что такое «лжестарчество» или «младостарчество», и дай Бог, чтобы они никогда не столкнулись с подобным, начав вести регулярную церковную жизнь (т.е. часто посещать богослужения, исповедоваться и т.д.).

Несмотря на то, что рассматриваемое явление пока еще не доминирует в Церкви, тем не менее, оно вызвало беспокойство у священноначалия РПЦ, которое на заседании Священного Синода от 28 декабря1998 г. рассматривало вопрос «о злоупотреблениях в духовнической практике, негативно сказывающихся на состоянии церковной жизни».

Подробнее: Митрополит Иларион о лжестарчестве

Митрополит Антоний Сурожский о лжестарчестве

Беседа митрополита Сурожского Антония с корреспондентом журнала «Церковь и время»[1].

Митрополит Антоний (Блум)

- Владыко, как Вы оцениваете определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года, посвященное «участившимся случаям злоупотреблении в духовнической практике, негативно сказывающимся на состоянии церковной жизни»?

- Значение этого документа трудно переоценить. Давно пора было такой документ написать. И главное, недостаточно удовольствоваться просто призывом к людям безответственным или греховно настроенным, или обезумевшим от своего «величия», связанного с саном, - надо принимать какие-то меры. Это определение совершенно справедливое и нужное, но я думаю, что за ним должны бы следовать действия. Духовники, которые своими поступками разрушают церковную жизнь, разрушают человеческие души или вносят соблазн в среду своих духовных чад, должны бы подвергнуться строгим дисциплинарным мерам. Некоторых следовало бы просто лишить права исповедовать, оставив за ними только право совершать Божественную Литургию; никакого духовного руководства они не должны никому предлагать. В случае же нарушения такого правила они должны быть окончательно запрещены в служении, потому что здесь речь идет не о том, как духовник ведет свою работу, а о том, как он строит или разрушает чужие души.

Поэтому определение Синода своевременно и очень важно, хотя оно могло быть и более резким, но за ним должны следовать дисциплинарные меры по отношению ко всякому священнику или епископу, который разрушает человеческие души, - каков бы ни был его уровень или сан. Речь не идет о том, чтобы он разрушал Церковь как таковую. Церковь - купина неопалимая, никто ее пламени не погасит; но люди могут погибнуть от таких духовников.

Подробнее: Митрополит Антоний Сурожский о лжестарчестве

О лжестарчестве

Игумен Нектарий (Морозов). Лжестарчество: откуда оно и как не попасться?

Игумен Нектарий (Морозов)

Не подменять собой Господа

Духовное руководство – одна из самых сложных задач священника. Поэтому и он сам, и приходящий к нему за советом человек всегда должны помнить о мерах предосторожности. Даже трудно сказать, для кого они важней.

Каждый из нас, священников, должен очень хорошо понимать свою собственную духовную меру и отдавать себе отчет в своем личном христианском и общечеловеческом несовершенстве. Тогда мы осознаем, насколько нужно быть аккуратными во всех своих действиях по отношению к тем людям, которые ждут от нас слова о Боге и наставления в следовании за Ним.

Ведь священнослужитель даст перед Господом ответ не только за себя, но и за тех, кого Бог Сам ему вверил, и порой даже более строгий ответ. Положить в протянутую руку вместо хлеба камень или дать вместо рыбы змею – это очень страшно!

Что же касается человека, который пользуется советами того или иного священника, ему нужно, наверное, смотреть прежде всего на то, насколько священник самому себе доверяет.

Если в какой-то трудной жизненной ситуации или в каком-то сложном духовном вопросе он говорит: «Смотри, вот что об этом сказал в Евангелии Господь, святые отцы. Давай мы с тобой вместе разберемся, как тебе в этой ситуации поступать». Или же предлагает поступать так-то и так-то, но не потому, что это его пастырское мнение, а потому, что весь закон духовной жизни говорит об этом.

Священник не открывает обратившемуся к нему верующему каких-то тайн, а просто разворачивает его лицом к закону Божиему. Самому человеку не хочется смотреть в глаза собственной совести, всматриваться в свое сердце, а священник помогает ему это сделать. Но выполнить что-то за кого-то пастырь не может.

Если он пытается вас вести за собой: «Делай так, как я сказал», «Слушай меня», «Я сказал – и всё», «Почему ты меня не слушаешь?», то это и является главным основанием для того, чтобы насторожиться.

Ведь мы приходим в Церковь, чтобы научиться исполнять волю Божию. И хотя дар разумения воли Божией дается прежде всего человеку, но очень страшно бывает, когда тот, кто должен нас к Богу вести, встает между нами и Ним, пытается собой Господа подменить.

Подробнее: О лжестарчестве

Лжестарец снимал венцы безбрачия

Беседа с епископом Паисием в эфире телеканала "Союз".

– Но иногда говорят: «Вот, живет старец, ты должен к нему съездить – он тебе откроет всю твою жизнь».

– В этом случае надо быть осторожнее. Такой лжестарец был и у меня в епархии. Он снимал венцы безбрачия и тому подобное. Это был совершенно необразованный человек, и, к большому сожалению, он пошел не туда. Прошло уже более 50 лет, как он был рукоположен в священники, и вот он начал «чудотворить».

http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-efir-ot-11-oktyabrya-2015g