О плотских движениях при молитве

Письма преподобного Амвросия Оптинского. Письмо 372.

Письмо твое получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет тебе писать часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва, особенно во время смущения — и за себя, и за оскорбивших: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных". Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart2_37/#372

Об искушениях при молитве Иисусовой

Письма преподобного Амвросия Оптинского. Письмо 373.

Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особенного значения, не отвергая и не принимая, как советует преподобный Марк Подвижник духовным младенцам, как, например, то, что ты видела Христа распятого внутри сердца, и Спасителя, сидящего в темнице в красной одежде, и какой-то непонятный свет. Это, и подобное этому, предоставляй все воле Божией, говоря себе: "Бог един весть полезное и спасительное". Прочитай в "Добротолюбии" все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией. Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют, во время молитвы, смотреть внутрь сердца, а не сверху, и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть. Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келью и, лежа на постели, увидела бегущего врага, во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди, или лежи, но не уходи. Вообще знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего враг так не восстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на милость и помощь Божию. Силен Господь и Царица Небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.

Еще пишешь, что некоторые сестры у вас относятся к Афонским старцам. Но ты их не знаешь, и они тебя. Поэтому и не может быть удобно такое отношение. Еще в письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение... Вероятно, осудила кого, или попущено было к смирению и испытанию.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart2_37/#373

Святые отцы о блудных возбуждениях при прелести

Феофан Затворник. "Письма о духовной жизни".

(по Каллисту) Приходит и иная теплота от сердца, и если при этом ум нисходит в блудные помыслы, прелесть есть воистину…

Григорий Синаит. "О безмолвии и молитве".

Хотя и враг внутри чресл покушается призрачно представлять духовное, одно предлагая вместо другого: вместо теплоты наводя нестройное жжение, вместо веселия возбуждая радость бессловесную и сласть мокротную…

Подробнее: Святые отцы о блудных возбуждениях при прелести

Монах неправильно молился и скрывал это от духовника

"Великая стража". Из келейных записок иеромонаха Иеронима.

Повесть о брате, пострадавшем от бесчинного занятия Иисусовой молитвою

Известный брат Герасим (Гавриил) прибыл в обитель нашу молодым, около 20 лет. Знал нотное пение, читал и писал хорошо, нрав имел тихий и учтивый. Послушание исполнял старательно. Братство смотрело на него как на образцового молодого монаха. Таким образом он прожил лет десять, всеми был любим и уважаем, потом он начал развращаться. Из смиренного начал делаться гордым, презорливым, стал подозревать уставщиков, что они ненавидят его и мысленно плюют на него и топчут его ногами. А далее начал делать разные гримасы, и все начали удивляться его перемене.

Подробнее: Монах неправильно молился и скрывал это от духовника