Иеромонах начитался Библии и впал в прелесть

Из письма преподобного Амвросия Оптинского.

В нашей обители восьмидесятилетний иеромонах начитался Библии и перестал было приобщаться Святых Таин, и пробыл в таком положении более пяти лет. Ничьи убеждения не могли его разуверить в ложном мнении. Одному брату пришла благая мысль отнять у него Библию, и это отъятие очень помогло делу, разумеется, с помощью Божией. При ослабевшей памяти он не мог более возражать и согласился приобщиться, а через несколько месяцев мирно скончался. Имя его Виталий. Помолитесь о нем.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart1_17/#178

Ложное толкование Евангелия Л.Н. Толстым

Святитель Феофан Затворник. "Письма".

...Разумею бредни суемудрого... Толстого, врага Божия, сына диавола.
...Прислали мне из Москвы евангелие этого Льва, рыкающего на Церковь Божию. Тут цитаты берутся из Евангелия и что против них пишется свое есть.
Он очень не любит этих догматов, ибо не любит Церкви. А почему Церковь ему не по сердцу — не видно... Одно видно, что она против его учения. Но в этом не укор, а хвала. Ибо его учение самое фантастическое... Мне представляется, что он близок к помешательству... Так у него все нелепо.

Подробнее: Ложное толкование Евангелия Л.Н. Толстым

Ложное толкование Апокалипсиса

Изречения подвижников Греции. Составитель священник Дионисий Тацис.

В монастыре на острове Патмос был один монах по имени Антипа, который полагал, что он видел Господа. Он говорил, что Господь на протяжении трех лет диктовал ему толкование на Апокалипсис, которое он записал в книгу. Многие из важных пророчеств, по словам этого монаха, уже исполнились. Старец Даниил, побеседовав с ним, убедил его сжечь это толкование.

Ложное толкование Священного Писания

Преподобный Иоанн Лествичник. "Лествица".

Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований