Варсонофий и Иоанн об учительстве

Преподобные Варсонофий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни".

Вопрос 286, того же к тому же. Когда брат спросит меня о каком-либо слове или деле, которого я не знаю, отвечать ли ему или нет? Также когда меня и не спрашивают, но я сам вижу, что нехорошо делают что-нибудь, — нужно ли хоть один раз сказать о сем тому, кто делает дурно, или нет?

Ответ. На все сии вопросы один ответ: остерегайся, чтобы не сказать по тщеславию, но говори со смирением и страхом Божиим. Во всех случаях (о коих ты спрашивал) скажи и напомни, если нужно, однако в своем только монастыре, а не в другом месте, потому что живущие в одном общежитии суть как бы одно тело. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем; но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.

Исаак Сирин об учительстве

Преподобный Исаак Сирин. "Подвижнические наставления".

166. Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником, чтоб в состоянии быть тебе избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении.

Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения благословение.

Во всяком деле почитай себя скудным, чтобы учить, — и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Не сообщай другому, чего сам не испытал, чтоб не было тебе стыдно себя самого, и по сличении жития твоего не открылась ложь твоя.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн об учительстве

Преподобные Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. "Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников".

Вопрос 466. Хорошо ли всегда рассказывать назидательные повествования из Писания и жития отцов, или нет?

Ответ. Что мед сладок, это известно всем; но небезызвестно также и то, что сказал премудрый: мед обрет яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши (Притч. 25, 16). Мехи бывают разные: есть мех, который вмещает один модий [106] а другой вмещает в себя три модия; если же кто захочет в тот мех, который в один модий, вместить три модия, то (очевидно), что он не может принять в себя столько. Так и в настоящем случае: мы не можем сделать равными всех людей, потому что один может беседовать без вреда, а другой не может. Но молчание лучше и удивительнее всех (повествований). Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились. Показывая его изящество и осуждение, происходящее от беседы, Иов говорил: руку положу на устех моих (Иов. 39, 34). И бывший перед ним патриарх Авраам после беседы, состоявшей из добрых прошений (ко Господу), сказал: аз же есмь земля и пепел… Господи, аще возглаголю еще единою (Быт. 18, 27, 32), показывая тем свою тщательность после сего. Но как мы, по причине нашей немощи, еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем (по крайней мере) беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотской не может рассудить духовного, ибо сказано: писмя бо убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: от многословия не избежиши греха (Притч. 10, 19). Если и скажет помысл: «Слова сии или повествования хороши», то вспомним, что мы не делатели того, что говорим, а полагаем, что назидаем и других, говоря оное, тогда как, не будучи делателями, скорее навлекаем на себя осуждение. Но мы не воспрещаем посему беседу по Богу, ибо лучше беседовать о сем, нежели о чем другом неприличном; но дабы не впасть в высокомудрие или самохвальство помыслов, мы должны признавать (как то и есть на самом деле), что не исполнивши делом того, что говорим, говорим сие лишь на осуждение самим себе. И о сем, равно как и о других согрешениях, помолимся Богу, говоря: «(Господи!) Не осуди меня, говорившего сие!»

[106] Греческий: хлебная мера, содержавшая 1/3 амфоры.

Иосиф Исихаст о том, что надо давать советы только когда спрашивают

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение духовного опыта".

Из письма 41.

Пишешь мне, чтобы я послал письмо нашим знакомым. Но поскольку нет вещества, готовности души, как мне трудиться? Они должны захотеть познать, и тогда я им скажу. Иначе мы бьем наугад, по воздуху. Один хочет писать, но не спрашивает о своей душе, о грехах, о своих ошибках, как их исправить, а только говорит: "Что нового?" Другой пишет, какая погода. А иные совсем не спрашивают. Так вот, даже Господь не велит отвечать, когда тебя не спрашивают, а говорит: "Просящему тебя дай". Не говорит: "Не просящему".

Есть тысячи душ, которые просят, чтобы мы дали. И Бог от нас требует. А непросящим полезна, пожалуй, молитва, чтобы мы молились о приходе их в чувства. И тогда и они спросят. И тогда и мы с радостью и любовью легко отдадим им от подаваемого нам Богом.

Из письма 45.

Когда опять захочешь [получить от меня] письмо, то не ленись и напиши, тогда я снова окажу тебе послушание. Ибо Господь говорит: "Просящему тебя дай", а не не просящему.

Об учительстве из Патерика

Древний Патерик.

Глава 8.

17. [Авва Пимен] Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой.

Глава 10.

70. [Авва Пимен] Сказал еще: человек, научающий других, а сам не исполняющий того, чему учит, подобен источнику, который всех напояет и омывает, а сам себя не может очистить, так что всякая грязь и нечистота остаются в нем.

100. [Святая Синклитикия] Сказала также: опасно учить других человеку опытно не прошедшему деятельной жизни. Ибо как имеющий ветхий дом, если примет к себе странников, может погубить их в случае падения дома; так и те, которые сами предварительно не построили прочного здания, вместе с собою погубляли и пришедших к ним. Ибо хотя словами они призывали ко спасению, но худой жизнью более вредили своим последователям.

154. [Некто из отцев] Он же сказал: нужно духовное дело - на сие мы пришли; и весьма трудно учить устами, когда тело не совершит этого дела.

Подробнее: Об учительстве из Патерика

Самовольные советы - явная гордость и самообольщение

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "О прелести". О жительстве по совету.

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это - послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания: ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему, и со благодарением благоговеть перед ним.

Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великаго. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно, и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий: у одного напился он воздержанию, у другого - кротости, терпению, смирению, у иного - строгой бдительности над собой, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно (Четьи-Минеи, 17-го января.).

Подробнее: Самовольные советы - явная гордость и самообольщение

Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

Преподобные Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

230. Один из младших братий, имея веру к тому же брату, часто приходил к нему для пользы душевной, (при этом) исполнял иногда и потребности его, прислуживая ему. А брат сей, не поняв, полезно ли сие будет ему, ничего не спрашивал Старца. Старец же, познав это от Бога, как прозорливый, пишет ему от себя следующее.

Увещание Варсануфия. Брат! По долготерпению Своему, за молитвы Святых и твоего Аввы, Бог простил тебе прежние твои согрешения, к явлению плодов правды, дабы исполнились на тебе слова Писания: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). Зачем допускаешь огню снова войти в твою дубраву? Враги не допускают тебя познать, что тебе полезно, пока не возьмут тебя в руки свои, и тогда исполнят на тебе волю свою. Это дело заключает в себе не пользу, а беду; будь внимателен; внушая самооправдание, они делают из тебя учителя, чтобы навлечь на тебя запрещение Апостола, который говорит: научая инаго, себе ли не учиши (Рим. 2:21). Послушай, брат, разве ты расслаблен, что соизволяешь на то, чтобы другой служил тебе? Разве не знаешь, что это обращается в осуждение особенно юному, который еще может послужить и другим? Верь мне: я, худейший, пока Бог не возвестил мне безмолвствовать, сам себе служил и в болезни сам приготовлял себе немного вареной пищи и теплоту. Не поступай так (как поступал доселе), иначе умрешь злою смертью. При встретившейся же надобности не говори никому ничего, кроме нужного: ибо тот, кто не устроил и своей келлии, как устроит келлию другого? Или ты не знаешь, что сказал Господь: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф.20:28). Не прельщайся и не совращайся чрез то (с пути): зане кровь твоя на главе твоей (Иез.33:4). Но скажи со смирением (как то и действительно есть) спрашивающим тебя о чем-либо: "Простите меня, я (сам) заблуждаюсь, ибо спрашивал и услышал, что юный юному не принесет пользы, если и силу всего Писания подаст ему вместо пития". Если потрудишься посильно, то я даю тебе слово пред Богом, что ты не будешь изглажен из моего сердца, но я сделаю по силе моей, моля Бога, да изведет Он тебя из прелести демонской в познание Христово, из второй смерти греха в жизнь вечную. Если хочешь спастись, не презирай сказанного. О, да увижу я тебя приносящим плод в вертограде Владыки нашего Иисуса Христа, в тридцать, шестьдесят и во сто (крат), во славу Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Подробнее: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры

Архимандрит Лазарь. Гордыня склоняется к учительству... Из книги «О тайных недугах души».

(Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры)

На почве недуховной ревности по гордости, тщеславного разгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время каждому наставлять и нравоучать ближнего, хотя очень часто учителями становятся те, кто сам еще не сделал даже нескольких шагов в христианскую жизнь, а только заглянул в нее через приоткрытую дверь. Как часто теперь бывает, что человек, проведший всю жизнь в неверии и грехах, после того как покаялся и несколько переменил образ жизни, несколько раз сходил в церковь или пробыл несколько дней в монастыре, узнал некоторые законы и воззрения христианские, ознакомился с некоторыми правилами и порядками церковными, — незаслуженно этим возгордился — и тут же начинает учить, обличать своих близких — друзей, родственников, упрекать их в неверии, в нецерковности, даже обвинять их в служении сатане и т. п. Часто наблюдаются такие случаи, что этот новообратившийся, начавший исправлять близких, усиленно обращать их к вере, спасать их души, сам вскоре претыкается, падает и возвращается к прежней греховной жизни. А те, кого он обличал, видя его в таком жалком состоянии, приписывают самому христианству безполезность и немощность, еще более отвращаются от Церкви, от Бога.

Подробнее: Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры

Об учительстве старец Иоанн (Крестьянкин)

Письма старца Иоанна (Крестьянкина).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Дорогой о Господе Б.!

Благодарите Господа за Его милость, но гордынькой не отвергайте ее от себя.

Не беритесь учительствовать, это ведь козни того врага, который опекал Вас раньше и гнал от заблуждения к заблуждению. Теперь он придумал для Вас другую наживку, чтобы сбить со спасительного пути. Не учительствуйте. Помните: из какой бездны воззвал Вас Господь, и помните, что Ваш ум только и мог водить Вас по путям погибельным. Господь Вам не поручал спасать других, Он их сам спасет имиже весть путями. А Вы идите своим, терпеливо неся епитимию болезней и благодаря за нее Бога.

Чаще молитесь краткими молитвами: "Господи! благослови!", "Господи! помоги!" - приучаясь все в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А еще примите к сердцу такую молитву:

"Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь".

Божие благословение Вам и пожелание крепко держаться за драгоценную жемчужину веры, дарованную Вам Богом.

Что бывает из-за недозволенного учительства

Преподобные Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

346. Брат, слышав от одного из братии о брани, сколько мог, посоветовал ему полезное, тогда как сам еще не достиг в эту меру, и вдруг брань восстала на него. Видя себя отягощенным, он познал, что сие попустилось ему за то, что не поведал брату своей немощи и того, что о сем должно лучше вопросить Отцов. Он объяснил сие обстоятельство другому Старцу.

Ответ Иоанна. Брат! Нет другого пути кроме того, чтобы человек укорял себя за то, что он говорил, и Бог простит ему. После сего брат вдруг получил облегчение от брани и благодарил Бога.

Беседа об учительстве

Священник Олег Стеняев. "Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова". Беседа пятая. Часть 1.

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).

В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.

Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.

Подробнее: Беседа об учительстве

Об исцелении епископа от учительства

Схиархимандрит Иоаким (Парр). "Беседы на Русской земле".

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Я расскажу вам еще одну историю. Я стал монахом на Святой Горе Афон, в Ильинском скиту. Недалеко от этого скита есть место, где живут пустынники, называется оно Капсала. Там, наверное, около сорока келий, которые располагаются в лесу, в каждой из них живет примерно по четыре-пять монахов. Однажды я служил всенощную под праздник Воздвижения Креста Господня. Когда я вышел на каждение в храм, я увидел благообразного, очень просто, но аккуратно одетого старого монаха. Все, кто был в храме, подходили и брали у него благословение. Я подумал, что это священник. Во время канона он зашел в алтарь и попросил выслушать его исповедь. Я согласился. И когда он начал исповедоваться, выяснилось, что он епископ. Чуть позже я предложил ему послужить вместе, но он отказался и сказал, что больше не служит, так как по приезде на Святую Гору принял великую схиму и теперь он просто монах, хотя и в епископском сане.

На следующий день после Божественной литургии и трапезы он попросил разрешения остаться в монастыре на пару дней. Мы начали беседовать, и я попросил его рассказать о себе.

Епископ ответил:

— У меня жизнь такая же, как у всех остальных. Я грешник, продолжаю грешить и пытаюсь остановиться.

Тогда я его спросил:

— Как получилось, что вы, епископ, оказались на Афоне?

И он рассказал следующее.

Подробнее: Об исцелении епископа от учительства

О недопустимости мирянину произносить публичные проповеди догматического содержания

Епископ Никодим Милош. "Правила Вселенских Соборов".

Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора).  

Правило 64.

Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12:27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другий иным чем либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею? почто делаешися главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5:1); не распростирайся убог сый с богатым (Притч. 23:4); не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго.

(Трул. 33; VII Всел. 14).

Подробнее: О недопустимости мирянину произносить публичные проповеди догматического содержания

Толкования различных авторов на послание Иакова (об учительстве)

Архиепископ Аверкий (Таушев).  "Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова". Глава третья.

Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1-14

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры.

"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. "Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды", он "оскверняет все тело и воспаляет круг жизни" (3:5-6).

Подробнее: Толкования различных авторов на послание Иакова (об учительстве)

От учительства отступает благодать

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Известно, что когда один страстный станет учить другого страстного, то благодать сразу отходит от первого и он впадает в то же самое. Ибо прежде "делания" не дана ему эта привилегия.

Не учи других, не испытав сам

Преподобный Симеон Новый Богослов. "Слово 83".

…если ты сподобился получить Божественную благодать, то учи свободно о том, что касается благодати, и богословствуй беспрепятственно о Боге по естеству и о сынах Божиих по благодати, говори и ты, не запинаясь, что святые человеки суть рабы славы Божией.

Подробнее: Не учи других, не испытав сам

Опасно учить, не испытав на опыте

Святитель Афанасий Великий. "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV веке".

Опасно приниматься за учительство тому, кто сам не испытал деятельной жизни. Подобно тому, как некто, имея обветшалый дом и принимая в него странников, причинит им только вред, если жилище рухнет, так и те, которые не выстроили надежного здания (своей души), вместе с собой губят и пришедших к ним. Ведь изложение (учения Христова) одними только словами подобно картинкам, написанным недолговечными красками, которое в самое краткое время уничтожаются порывами ветра и смываются дождевыми каплями. А деятельное научение (учение, основанное на опыте и делании) и весь век (сей) не может уничтожить. Ведь слово (такого научения), врезаясь, (словно резец), в твердый камень души, дарует верующим вечное изображение Христа