Человек, открывающий помыслы нерадиво, не получит пользы

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

40. Тот же старец в подтверждение добродетелей закона и в наше назидание рассказал нам следующее: два брата, жившие в одной лавре каждый в особой келлии, ходили друг к другу. Однажды один из них сказал другому: мне хочется сходить к авве Зинону и открыть ему некоторый помысл. На сие и другой сказал: я также желаю открыть ему свой помысл. И они пошли вместе. Каждый, наедине, поведал старцу о своем помысле, но один припал к старцу, со слезами умоляя его, и тот сказал ему: иди, не предавай себя, никого не осуждай и не неради о молитве своей. И брат сей возвратился, уврачевавшись. Другой же брат, открыв помысл, не просил старца преболезненно, а лишь сказал: молись обо мне. Спустя некоторое время, братья увиделись, и один спросил другого: когда мы ходили к старцу, открыл ли ты помысл, о котором желал поведать? Тот ответил: открыл. Брат снова спросил: получил ли ты пользу, открыв его? Он сказал: получил; молитвами старца Бог уврачевал меня. А я хоть и открыл, – признался другой, но никакого не почувствовал облегчения. Тогда уврачевавшийся говорит: как просил ты старца? И брат рассказал, что просил помолиться о нем, ибо имеет такой-то помысл. На сие уврачевавшийся брат сказал: а я, открываясь ему, омочил ноги его слезами моими, умоляя его помолиться обо мне, и молитвами его исцелил меня Бог. Потому, – заключил свой рассказ старец, просящий кого-нибудь из отцов о помыслах должен с болезненностию и от всего сердца просить его, как Бога, и тогда получит помощь; а открывающий их нерадиво или даже искушающий, не только не получит пользы, но еще и осудится.

Связанные материалы