Для монахов главная прелесть - самочиние

Письма преподобного Амвросия Оптинского.

Наставление монашествующим

Приветствую вас о Господе, матери и сестры!

Единомысленный сонм сестер, желающих по силе и возможности жить по учению и наставлению святых отцов, в откровении совести и в совете духовном! Получаю от вас письма, но не имею возможности отвечать каждой порознь, по немощи моей и недосугу; особенно не спорится мне, паче обычного, с сырной недели и доселе; поэтому умыслил написать вам всем общее мое братское слово и благожелание, прося и молитв ваших ко вразумлению от Господа, — да не заблудим от пути истинного, но да управляем житие наше по слову и учению Евангельскому, как объясняют оное исполнившие самым делом и благоугодившие Господу древние святые отцы. Святой Лествичник говорит, что для вступивших в монастырь первая и главная прелесть вражия есть самочиние, самоверие и самоуправство. Каждая из вас да прилагает это к себе, оставляя всех прочих действовать, как им угодно и как благоизволяют; каждый сам о себе даст ответ Богу. Далее святой Лествичник выставляет три главные страсти, борющие находящихся в повиновении: чревоугодие, гнев и похоть плотская. Последние приемлют силу от первой; похоть возгорается от чревоугодия и покоя телесного, а гнев — из-за чревоугодия и покоя телесного. Весь же этот злой собор рождается и происходит от самолюбия и горделивого расположения души. Посему Господь и повелевает во Евангелии отвергнуться себя и смириться. Понуждением себя и смирением привлекают милость и помощь Божию, с которыми человек силен бывает уклоняться от зла и творить благое. Если по примеру древних подвижников не можем мы поститься, то со смирением и самоукорением да понуждаемся хоть к умеренному и благовременному воздержанию в пище и питии. Подобным образом да поступаем касательно сна и бесед, и прочего. Вообще, да помним слова апостола: Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 26). Зависть вреднее всего. Святой Исаак Сирин пишет: "обретый зависть, обрете с нею диавола. Кто допустит диавола к душе своей, то какого он смущения, мятежа и крамолы не наделает? Да избавит нас Господь от сей пагубной страсти, также и от осуждения других, которое делает нас лицемерами пред Богом. Вот, я написал вам как разумею, а вы молитесь, — да не будет мне это во осуждение, глаголющему и не творящему. Кто пожелает, да спишет себе. Мир вам. Многогрешный И.А.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart1_11/#115