Должен ли священник открывать неисповеданные грехи

Спрашивает иерей Валерий Загорцев, с. Стремилово.

Должен ли священник указать человеку на неисповеданный грех, о котором ему достоверно известно? Человек не называет на исповеди грех, о котором достоверно известно священнику. Должен ли священник указать на это исповеднику? И как это лучше сделать?


Ответы.

Протоиерей Константин Островский, Красногорск.

Тут, на мой взгляд, не может быть жёсткого правила. Мы знаем, что иногда прозорливые преподобные отцы(например, Серафим Саровский, Лев Оптинский и другие) открывали людям забытые ими грехи и тем приводили их к искреннему, глубокому покаянию. Известны случаи, когда святые архиереи не допускали до причастия грешных царей, которые открыто нарушали заповеди Божии и не хотели каяться. В первом случае обличение было как бы скальпелем в руке Божественного Хирурга, а во втором — мечом Божиим, отсекающим от Тела Церкви мёртвый член.

Каждый из нас, пастырей, берясь за скальпель обличения или, тем более, за меч отлучения, пусть остережётся, чтобы вместо духовного врача или воина не оказаться духовным убийцей.

Пусть человек на исповеди свободно выскажется. Если я предполагаю, что он плохо знает, какие бывают грехи, можно его спросить, не было ли, скажем, нарушения супружеской верности или ещё каких-то тяжких падений. По всякому может развиваться беседа на исповеди. Может быть, Бог пошлёт человеку познание какого-то его греха или греховного состояния и человек покается — и слава Богу. Но мы не должны превращать исповедь в следствие.

И ещё вот что важно. У каждого из нас, в том числе благочестивых и опытных священников, есть глубина греховности, которую мы сами до конца не видим. Не видим, потому что в эту жуткую бездну страшно заглянуть: с ума можно сойти или впасть в отчаяние. Это относится вообще ко всем людям, кроме пришедших в совершенную меру святости. Потому Бог и не открывает нам всю нашу греховность разом, а постепенно ведёт путём покаяния. Мы сами нуждаемся в осторожном обращении с нашими душами, будем же бережны и с душами тех, кто приходит к нам на исповедь.

Протоиерей Димитрий Смирнов, Москва.

Мне кажется, не должен.

Но я допускаю, что возможна такая ситуация, когда можно среди прочих намекнуть («а не было ли у тебя вот такого греха? такого?») на тот [грех], про который кажется, что он точно известен. 

http://priest.today/questions/213