Не скрывайте своих помыслов

Cхимонах Иосиф Ватопедский. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского.

Поучения старца Ефрема

Не скрывайте своих помыслов

Старец Ефрем Катунакский

«Исповедуйте свои помыслы старцу и избегайте тайноядения и осуждения. Внимательно относитесь к обличениям совести. Если ты, как человек, согрешил, сказав брату что-нибудь или приняв какой-либо плохой помысл, смирись, положи поклон и постарайся исправиться. Ежедневно каждый из вас пусть испытывает себя, потому что старец не может видеть каждый ваш проступок и обличать вас. Если у тебя есть помыслы против старца, то совесть твоя не может быть спокойной. Нужно постоянно исправлять самих себя и понимать, где мы находимся. Но чтобы все это было возможно, необходимо одно фундаментальное условие: послушание.

Если монах скрывает свои помыслы и мысли, то это указывает на его эгоизм и самодовольство. Если бы Ева сказала своему мужу, что ей сказал диавол, то не послушала бы диавольской клеветы и мы бы избежали падения. Если Павел, этот «избранный сосуд» (Деян. 9:15), с которым беседовал Дух Святой, указывая ему, что делать, не доверял самому себе, чтобы не впасть в прелесть, и разыскал иных апостолов и предложил им Благовествование, которое он проповедует, чтобы понять, «не напрасно ли он подвизается» (см. Гал. 2:2), — то что же такое скрытность, если не диавольская болезнь эгоизма?».

Самоиспытание

«Пусть самоиспытание не покидает никого из вас. Отцы передали нам: каждый вечер после вечерни мы идем отдыхать. Если ты благоразумен и понуждаешь себя, то испытаешь себя: как я провел день? Может быть, я празднословил? Может быть, я сотворил преслушание и предпочел свою волю? Может быть, во время службы я был рассеян и дремал? Испытывая себя таким образом, на следующий день ты будешь более внимательным, потому что с нас спросится и за одно праздное слово.

Каждый вечер я буду подводить итог: как прошел мой день. Буду проводить скрупулезный анализ, потому что диавол, которого называют “мравольвом” [82], малые упущения делает большими, а большие — малыми и незначительными, чтобы я не сказал того своему старцу [83]. Потому и самое ничтожное и смешное я не буду скрывать от своего старца, чтобы диавол не обрел во мне места для своей постройки. От нынешнего момента, когда ты начинаешь, зависит все твое будущее шествие. Если положишь доброе основание, то и все твое последующее шествие будет добрым. Но если начнешь с ленцой, если не будешь понуждать себя и станешь принимать хотя бы и самое малое, что посевает диавол, то это малое постепенно, по прошествии десяти-двадцати лет вместо преуспеяния приведет к крушению всего твоего строения, потому что не было у него крепкого основания. Остерегайтесь скрытности. Ничего не скрывайте от старца, потому что одного лишь этого достаточно для диавола, чтобы ввергнуть вас в искушение, исход которого неизвестен».

[82] Мравольв (мраволев; греч. μυρμηκολέων) — мифическое животное, полулев-полумуравей. Символически изображает также «двоедушного» человека, грешника, идущего двумя путями, погибающего из-за своей двойственной природы.

[83] Малые упущения диавол представляет подвижнику как великие грехи, желая ввергнуть его (если он человек чувствительный) таким образом в уныние. Большие же, напротив, заставляет почитать чем-то мелким, не стоящим внимания, чтобы так привести к нерадению.

Связанные материалы