Умная молитва несовместима с утаиванием помыслов

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Старец Иосиф Исихаст

Сердечная молитва не боится прелести. Кроме как если кто-нибудь страстный и сам по себе прельщенный. При сердечной молитве, как только ум войдет в сердце, сразу просвещается, тотчас становится мирным, утишается, радуется, услаждается, останавливается, очищается. Радуется и делается, как малое дитя, чистое от страстей. Члены тела, соблазняющие человека, тогда становятся спокойными, смиренными, как рука, нос и остальные телесные члены.

Поэтому кто хочет, пусть попробует этого меда, и сделается внутри него источник радости, веселья.

Кроме тех, кто лукав, лицемер, завистник, сребролюбец, сластолюбец, тщеславный, вообще страстный. И хочет и молиться, и добровольно оставаться в своих страстях — нераскаянным, неисправленным. Такой явно презирает действие молитвы и милость Господа. Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться, а Бог, в соответствии с произволением человека, подает Свою благодать.

У всякого молящегося умной молитвой и некающегося либо молитва прекратится, либо сам он в прелесть впадет.

Прежде всего женщины легче преуспевают в умной молитве, благодаря самоотречению и послушанию, которое оказывают своему духовному наставнику. Однако сколь быстро преуспевают, столь легко впадают в прелесть, если ведут себя безрассудно и без внимания.

Надо не только молиться, но и быть внимательным. Бдеть в помыслах, управлять ими с большим искусством. Иначе станут управлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.

Не видел я, чтобы преуспевала душа, молящаяся умной молитвой, без чистого откровения тайных помыслов.

Хочешь, дитя мое, сокрушить главу змея? Скажи чисто свои помыслы на исповеди. Внутри лукавства помыслов находится сила диавола. Ты их держишь при себе? Она прячется. Выносишь их на свет? Исчезает. И тогда радуется Христос, продвигается умная молитва, и свет благодати исцеляет, успокаивает твой ум и сердце.

Связанные материалы