В данном разделе описываются случаи, когда люди исцелялись от прелести, и даются общие рекомендации, как не впасть в это состояние. Следует заметить, что выйти из прелести очень сложно. "Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы — гордость самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушимая — признание действий самообольщения действиями благодатными." (Святитель Игнатий Брянчанинов).

"Чтобы выйти из прелести, нужен богомудрый наставник, который мог бы вовремя заметить прелесть и исторгнуть ее плевелы из души, если же прелесть укрепилась в душе, нужен дерзновенный пастырь-молитвенник, который своей молитвой мог бы отторгнуть духов тьмы от души прельщенного и вывести ее из области лжи к Свету и Истине - Христу". (Игумен Марк Лозинский).

"Легко покаяться грешнику, но не человеку, который находится в прелести, если только диавол не будет изобличен. Диавол, если его обличат, сразу убегает". (Старец Даниил Катунакский).

"Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! "А в церковь-то хоть ты ходишь?" - спрашиваю. "Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил". – "А ты хоть когда-нибудь исповедовался?" - спрашиваю снова. "Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил". – "Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться – если ты имеешь на это благословение своего духовника, - а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь, что есть и иная жизнь и к ней необходимо приготовиться?" - "Послушай-ка, отец, - возражают в ответ такие люди, - все то, о чем ты говоришь – церкви, иная жизнь и тому подобное, - нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты". Представляете, что творится!" (Старец Паисий Святогорец).

Признаки начала прелести

Профессор Н.Е. Пестов. "Современная практика православного благочестия".

Н.Е. Пестов

Начало прелести можно узнать по следующим признакам:

1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю старцу или духовному отцу и авторитету церковного сознания.

2) Устремление на себя — "эгоцентризм" или "ауто-эротизм" — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).

3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.

Подробнее: Признаки начала прелести

Прелесть есть следствие гордости и самомнения, уменьшается прелесть черными работами

Письма преподобного Иосифа Оптинского

Преподобный Иосиф Оптинский

Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. - Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то проклятая гордость хотя несколько сбивается черною работою. Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и пр. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует. Ибо, как вы заметили, от этого она должна совсем с ума сойти.. Часто сообщаться Св. Таин ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала склонил ее к смирению и самоуничижению.

***

Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. - Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию св. отцев, "смирение непадательно".

Преподобный Нифон исцелил монаха от прелести

Из жития преподобного Нифона афонского, просиявшего в XIV веке

Другой монах-келлиот понадеялся на себя и на свои знания, поэтому и не стал открывать свои помыслы более опытному духовному отцу. Так он и жил, как подсказывал ему помысел. Вследствие этого несчастный впал в прелесть и принял ангела тьмы за Ангела света. Наученный им множеству непристойностей, монах впал в гордыню и думал, что своими добродетелями превосходит всех. Однажды он пришел к святому Нифону. На вопрос, зачем он пришел, тот отвечал:

- Посмотреть на тебя, который знаменит добродетелью.

Святой на это заметил:

- Как это ты, такой великий и дивный, снизошел до того, что пришел ко мне, ничтожному и убогому?

- Бог оказал мне благодеяние, и дар, который я имею - от Бога.

- Брат, дар Божий есть смиренномудрие. Помысел от Бога - думать о себе, что ты самый последний из всех, помысел от Бога - достичь великих добродетелей и думать, что ты хуже всех. А то, что ты возомнил о себе, это прелесть от сатаны, который тебя и научил всему.

После таких слов святого монах как бы пришел в себя и сказал:

- Отче, если гордыня моя от лукавого, то прогони ее, прошу тебя, своей молитвой и избавь меня от высокомерия.

Возвысив душевные свои очи к небесам, блаженный Нифон сказал:

- Господи, Иисусе Христе, взыскавший и обретший заблудшую овцу и сопричисливший ее прочим незаблудшим, прогнавший мысленного волка, искавшего погубить ее, и показавший нам путь спасения. Ты, Владыко, раба Твоего сего, который по простоте своей и по коварству диавола-обольстителя впал в прелесть, избавь от высокомерия бесовского, - да познает Тебя, Истинного Бога, ради нас крест и смерть претерпевшего, и да прославит имя Твое святое во веки. Аминь.

Так молился преподобный, и тотчас же с очей брата спала как бы пелена, и он ясно познал, в какое зло он, несчастный, впал. С тех пор, избавившись от сатанинского высокомерия, он с благоразумием и смирением стал проводить богоугодную жизнь.

Смиренным прелести нечего бояться

Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуск 4. Из письма 322.

Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися... кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть коней совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным. Всяко, лучше всего, никогда не почитать себя достигшим чего-либо, а всегда видеть себя нищим, нагим, слепым и никуда не годным.

Прелесть наиболее опасна в начале духовной жизни

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве.

Старец Иоанн (Крестьянкин)

Путь ко спасению начинается с момента обращения к Богу с чувством и сознанием своей погибели. Это сознание заставляет искать Спасителя и многих приводит теперь в Церковь. Вот тут на пороге Церкви у источника спасения и лежит первый камень преткновения для пробуждающегося к духовной жизни человека и для духовника, принимающего духовного младенца к детоводительству. Окрыленный новыми ощущениями, человек, входя в Церковь, своим сознанием устремляется прямо в Царство Небесное, к высоте тайн, сокрытых под непроницаемой завесой Божия откровения. И в этот момент духовник и духовное чадо вступают в единоборство с темной силой, которая готова лестью свернуть новообращенного со спасительного пути.

Прелесть вражья будет преследовать человека и потом всю жизнь, предлагая ему вражью сладость, но особенно опасна она в этот период становления, ибо она еще очень созвучна и сродна плотскому человеку и находит в глубине его души сочувствие и отклик. Сила духовника в этой брани - в молитве и в любви к возжелавшей спасения душе чада. Покров же чада - в доверии духовнику и в сознании своей греховности и в недоверии себе.

Для женщины была опасность в случае пострига впасть в прелесть

Из жития преподобного Амвросия Оптинского (составитель архимандрит Агапит Беловидов).

Преподобный Амвросий Оптинский

“Пять лет, - так рассазывал сам покойный старец, - собирался я ехать в Киев, с намерением кстати заехать и на родину для того, чтобы постричь мать свою старушку тайно в мантию, но никак не пришлось поехать.”

Прибавим к сему, что старец Амвросий во все время жительства своего в монастыре по причине болезненности никуда далеко из него не ездил. Был только раз в Белеве (в 40 верстах от Оптиной) и то за послушание, по поручению старца Макария.

“Мать моя, продолжал рассказывать покойный Старец, - всегда была слабая, больная. Помню, что она и летом сидела все на печке, но прожила дольше отца, несмотря на то, что он был крепкого здоровья. Отец скончался в 60 лет, а мать 75. Она жила благочестиво, спасалась по-своему. Но если бы я ее постриг, то она могла бы спутаться и никуда бы не попала (ни в мирские, ни в монахини). И я благодарю Бога, что мне не удалось это сделать.”

Увидишь свет - не принимай

Григорий Синаит. "О безмолвии и молитве".

10. О прелести

Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой, – Христа, например, – или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души.

– Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением, и утверждающая сердце несомненным удостоверением. Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то, или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага. Когда также увидишь ум свой во вне или в высоту влекомым от некоей невидимой силы, не верь сему и не попускай уму великому быть, но тотчас понудь его на дело его. – Что от Бога, то само собою приходит, говорит св. Исаак, тогда как ты и времени того не знаешь. Хотя и враг внутрь чресл покушается призрачно представлять духовное, одно предлагая вместо другого, вместо теплоты наводя жжение нестройное, вместо веселия радость возбуждая бессловесную и сласть мокротную, и успевает укрывать себя за сими прельщениями от неопытных, но время, опыт и чувство обыкновенно обнаруживают его пред теми, коим не безызвестны его злые козни. Гортань брашна различает, говорит Писание. Так и вкус духовный все ясно показывает, как оно есть, не подвергаясь прельщению.

Прелесть - от самомнения и самочиния

Письма преподобного Макария Оптинского

Преподобный Макарий Оптинский

...Сколько могу иметь понятия о ее болезни, или паче о бедственном душевном устроении: она впала в сильнейшую прелесть, которой действия на ней происходят. Она, войдя в обитель, думала молитвами и другими подвигами, что благоугождает Богу, чем и обольстилась. А о смирении, терпении и самоукорении нимало не имела попечения. Выпишу вам из учения молдавского старца Василия, который был старцу Паисию старец; пиша о делающих добродетели с добрым разумом и предложением, кои познавали, аще кую добродетель проходят, говорит: "неции же подобострастнии и нерассуднии, и не точию не имуще в себе, ни поне едино чувство, паче же реши дарование от предреченных, но ниже познавающе когда таковая: поревноваша пост и труды святых не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседай же диавол, яко пес к ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения; от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; якоже день от дне устрояющеся, предает таковых совершенной гордыне; еяже ради попускается от Бога области сатаниной". Самое сие и она пострадала; подобных примеров довольно есть. Недавно одна девица, еще мирская, лет 19-ти, принялась за подвиги: молилась, постилась и прочее, и года в два до того расстроилась, что родители не знают, что и делать с нею; тоска, грусть, скука, плачет, кричит, делать ничего не может от расслабления нерв, и понести какое слово еще менее: как что не по ней, так и сделается беда. Родители думают, что испорчена; а мы полагаем напротив: некому, да и не за что ее портить. Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, — но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной — смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов.

Диавол очень боится исповеди старцу

Архимандрит Ефрем Святогорец. "Отеческие советы".

Архимандрит Ефрем Святогорец

Услышанный тобой голос, сказавший тебе: «Христос очистил тебя от греха и умертвил твои страсти», — от диавола. Это первая ступенька, которая ведет человека к прелести и погибели. Если человек послушает диавола, обратит на него свое внимание, если сердце его усладится и согласится с тем, что эти диавольские слова — истина, тотчас сатана приходит более ощутимо и постепенно-постепенно берет власть над человеком. Тогда нужен великий труд, чтобы освободиться от него.

Посему, чадо мое, ты хорошо сделал, что не обратил на то внимания и укорил себя. В другой раз, если услышишь что-нибудь подобное, скажи:

— Я передам это своему старцу, и что посоветует он, то я и сделаю.

Диавол очень боится исповеди старцу, ибо знает, что так будут расторгнуты все его сети!

Знай, чадо мое, что в тебе пророс помысл возношения, то есть гордыни, потому и случилось это с тобой. Будь осторожен, имей многое смирение, каждый день молись, чтобы Бог даровал тебе дух смиренномудрия. Как не прорастает ничего на утоптанной тропинке, так и на «тропинке» смиренномудрия не прорастает никакая прелесть.

Письмо человеку, попавшему в сети прелести вражией

Письма преподобного Макария Оптинского. Письма к мирским особам. Письмо 445.

Преподобный Макарий Оптинский

Достопочтеннейший о Господе N. N.

Письмо Ваше, посланное в марте месяце настоящего года, я получил и немало удивился, что Вы, не зная меня, пишете ко мне о своем устроении и странных действиях, бывших с Вами, и просите на все Ваши действия и недоумения от меня разрешения. Я, зная свою немощь душевную и телесную и в таких вещах скудоумие, не смею взять на себя, от своего разума или искуса, говорить о столь важных предметах, выше моего устроения, и хотел было совершенно отказаться отвечать на Ваши вопросы; но видя Вашу веру, с которою вопрошаете, и сожалея о Вашем бывшем и настоящем описанном устроении, решился (посоветавшись с некоторыми из наших отцов и призвав в помощь Бога, могущего вразумить и бессловесных на пользу Его создания словесного) написать Вам от отеческих учений и представить действие прелести вражией в предостережение, чтобы не следовать оной, хотя она и представляется ложно под видом истины.

Вы, описывая действия, случившиеся с Вами, между прочим говорите, что и сами уже познали, что попали в сети прелести вражией, а при свете учения святых отцов Вы можете еще яснее познать и увериться в сей истине и, отложив лжу, последовать с опасным разумом учению святых отцов, которые отчасти Вам выписываю.

Подробнее: Письмо человеку, попавшему в сети прелести вражией

Обычный человек не сможет понести истинных видений от Бога

Вопрос протоиерею Димитрию Смирнову в студии радио Радонеж. 29 октября 2006 года.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Вопрос.

Спрашивает Раб Божий Сергий: В житии старца Паисия Святогорца есть примеры, как ложными видениями лукавый может ввести человека в прелесть. Старец, конечно, справлялся. А как нам, православным христианам, избежать введения в эту прелесть? Спаси Господи.


Отвечает протоиерей Димитрий.

Нет ничего проще. Надо все видения отвергать. И все. Потому, что мы с вами не старцы, мы не святогорцы, мы не молитвенники, мы не святые, мы - обычные грешные люди. Поэтому какие видения нам если будут, то это от лукавого. Очень просто. И не надо тут как-то очень долго мудрствовать. Потому, что если человек сподобляется какого-то духовного видения, это только в одном случае - когда он может это понести. Вот. А обычный среднестатистический человек сразу начинает превозноситься. Поэтому от Бога, Который знает все, не может быть таких видений, которые вводят человека в какие-то такие страшные состояния.

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-41975/?stt=400

Прелесть от недоверия духовнику

Архиепископ Феофан (Быстров). "Письма".

Феофан, архиепископ Полтавский

78. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?) 

Просьба о благословении на принятие иночества.

Досточтимый друг!

Отвечаю на главный Ваш вопрос. Если имеете желание принять иноческий сан и если есть на это согласие и благословение Ваших родителей, то, конечно, и я не имею ничего против Вашего желания. Но считаю своим долгом дать Вам совет: предварительно тщательно испытать себя: можете ли Вы проводить иноческое житие в условиях настоящей Вашей жизни? Лучше все предусмотреть раньше, чем терпеть огорчения от непредвиденных неожиданностей. Не возражая Вам по существу, я только предостерегаю от поспешности. Но в конечном итоге этот вопрос придется решать не мне, а Вашему епархиальному архиерею.

На первых порах иноческой жизни особенно необходимо опытное, мудрое руководство. В качестве руководителя, если такового не имеется на месте, я мог бы указать Вам на афонского иеросхимонаха, хорошо известного Вам о. Лота. Советую Вам иметь доверие к этому руководителю: иначе помыслы Вас могут запутать. И от этого может быть большой вред духовный.

Арх. Феофан. 1931. V. 3. Кламар.

О самооправдании как причине прелести

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни.

Игумен Никон (Воробьев)

* * *

1949 г.

Мир тебе, честная мать Мария!

Письмецо твое я получил. Ты сознаешь себя неправой во многих отношениях. Я рад этому. Человек, который упорно себя оправдывает, а других винит — находится на ложном пути: он или не сделает никакого успеха в духовной жизни, или неминуемо будет в сетях прелести. Наше спасение не в подвигах, а в сознании, глубоком, искреннем, сердечном сознании своей греховности, испорченности, бессилия самому исправиться. Из этого сознания родится сокрушение, плач и некоторое смирение и т.д.

Если же нет этого сознания, да еще (Боже сохрани!) есть самооправдание — то всуе будут все труды и даже породят высокоумие и гордыню. Итак, в малом и большом, в житейских делах и в духовном, сама с собой и в сношениях с людьми старайся себя ставить на последнее место (по Евангелию: не садиться на первое место) — и тогда получишь мир душе своей и прочее, что выше говорилось, а с ними или через них и спасение.

Поклон и благословение Божие тебе, Кате и всем знакомым.

Прости меня за обиды тебе и прочим. Наши тебе кланяются. Бог тебя простит за все, и я прощаю.

От отсутствия трезвения и покаянного чувства новоначальные впадают в прелесть

Вопрос в эфире телеканала Союз 8 декабря 2013 года.

Протоиерей Димитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, ведущий протоиерей Александр Березовский.

Вопрос: В отеческой литературе и в Ваших проповедях часто упоминается трезвление как крайне желательное состояние для успеха в христианской жизни. Раскройте этот термин в применении к современной жизни мирянина, если возможно, с примерами.


Отвечает протоиерей Димитрий:

Трезвение – производное от рассудительности. А можно рассматривать трезвение как некую ступень. Рассуждение – очень высокая добродетель, которую многие Святые отцы ставили даже выше, чем любовь, потому что любви может достичь каждый, а рассуждения – не все. А вот первая ступень рассуждения – трезвение , должен в этом как-то преуспевать каждый христианин. Потому что, к сожалению, очень часто, особенно на первых порах христианской жизни, человек впадает в такую некую эйфорию. Объяснить ее очень просто. Потому что, во-первых, человек открывает для себя новый мир, и это всегда так бывает. Он испытывает такое некоторое очарование – вполне законное – тем, что он окунается в двухтысячелетнюю традицию. Он начинается осмысленно читать Священное Писание, потому что для человека, далекого от традиции, это вообще закрытая книга. В-третьих, он сразу сталкивается с новыми, ну можно сказать, объектами: храм, священник, облачения, хор, иконы. И чтобы исследовать каждый, нужны десятки книг. Он начинает в это погружаться, и, конечно, его это переполняет. Очень многие люди, вообще когда уже сталкивается так с церковностью, даже перестают читать светские книги – все кажется пресным. И еще один аспект. Это соприкосновение с миром церковным, а ведь есть еще и благодатная жизнь. И благодать Божия воздействует не только на наш дух, но и на душу и на тело. Человек и внешне преображается – он весь лучится, в его жизни каждый день совершаются десятки чудес, и он чуть ли не летает. А летать еще не умеет. И многое из того, что он воспринимает как непосредственно действие благодати Божией, на самом деле нет – это есть душевное восприятие действительно прикосновения его к благодатной жизни. То есть опосредованно. Поэтому всегда есть опасность принять одно за другое.

Подробнее: От отсутствия трезвения и покаянного чувства новоначальные впадают в прелесть

Послушник избежал погибели только по молитвам старца

Архимандрит Иоанникий (Коцонис). "Афонский отечник".

Много лет назад на южной окраине Катунак жил один весьма благоговейный старец со своим послушником по имени Спиридон. Вначале Спиридон был исполнительным и послушным во всем. Однако со временем невидимый червь тщеславия начал разъедать его монашеское жительство. Он творил чрезмерные подвиги, увеличил поклоны, количество молитв по четкам, бодрствовал больше времени, не взяв на это разрешение и благословение своего духовного отца. Себя он стал считать куда выше прочих монахов и мало-помалу, творя свою волю, дошел до того, что им совершенно овладел дух гордыни.

Однажды ночью он услышал, как кто-то стучится к нему в келью, говоря: “Молитвами…”. Он открыл дверь и увидел перед собой Ангела. Но это был Ангел лишь по виду, а не по существу.

- Я послан Самим Вседержителем Богом возвестить тебе о том, что Ему угодны многие твои подвиги и добродетели, - сказал ему лжеангел. – Итак, Бог, чтобы вознаградить тебя, зовет тебя взойти сегодня со мной на вершину Афона, куда он придет с Ангельскими Воинствами и с ликами святых, чтобы ты поклонился Ему.

Так сказал явившийся в виде Ангела диавол, а Спиридон, поскольку был ослеплен тьмой гордости, не помолившись, последовал за ним, оставленный благодатью. Дело было зимой, во время обильных снегопадов. После многочасового шествия они поднялись на вершину Афона. Тот, кто притворился светлым Ангелом, с радостью говорит Спиридону:

- Посмотри туда. Видишь, Христос идет?

Подробнее: Послушник избежал погибели только по молитвам старца

Доверять нужно не чувствам, а заповедям Божьим (аудио)

Протоиерей Димитрий Смирнов. Ответы на вопросы слушателей радио Радонеж. 2000 год.

- Я находилась в глубокой прелести, а теперь не доверяю своим чувствам в понимании воли Божьей. Что посоветуете?

Протоиерей Димитрий Смирнов

 





Различение прелести от благодатного дара

Митрополит Антоний (Храповицкий). "Учение о Пастыре, Пастырстве и Исповеди".

Значение молитвы для пастыря

Состояние прелести, являющееся плодом и иного рода уклонений от правильного прохождения подвига молитвы и вообще духовной жизни, познается по следующим своим проявлениям.

  1. Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божьего, или проповеди, или доброго дела, вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира, чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнения, или раздражение, или осуждение других, вообще — внутреннее расстройство, не сопровождающееся однако духом самоукорения и покаяния.
  2. Не должно полагаться и на такие молитвенные и иного рода подвиги, личные и общественные (напр., богослужебные), которые удовлетворяя вкусу подвижников, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом, злобу и ссоры. Таково, например, слепое следование Уставу в совершенно неподготовленном приходе, резкие обличения в проповеди на первых же шагах пастырства, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т.п.
  3. Не спасительна молитва, если подвижник услаждается не содержанием ее, а только продолжительностью, видя в ней доказательство силы своей воли и взирая на молитву, как на заслугу перед Богом, вопреки словам Христовым.
  4. Не спасительна она и в том случае, когда молящиеся, а особенно пастырь, отделяя себя от общества, вопреки словам апостола (Евр. 10:25), и считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляют собственные правила для келейной и даже церковной молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, самочинных молитвенных правил, вместо положенных старцем. Бывает, что к таким подвигам является особенно беспримерное усердие, но оно поддерживается не чистой совестью, а тонким помыслом гордыни.

Подробнее: Различение прелести от благодатного дара

Истинно кающийся не впадает в прелесть

Иеросхимонах Сергий Веснин. "Письма святогорца".

В прелесть впадают самочинные.

Иеросхимонах Сергий (Веснин)

Вот что пишет г. Д.:

3) «Никто не смеет ни из любви, ни по состраданию нарушать уединения (афонских) отшельников, которые, как должно полагать, оканчивают иногда сумасшествием свое продол­жительное покаяние» (с. 162).

Истинно просвещенный, добрый человек, кажется, не только скажет, но побоится и думать о подобной несправедливости в отношении к каю­щимся, а не то чтобы печатать о ней. Бывали ли примеры в нашей церковной истории, в наших отеческих книгах, в наших глазах, чтобы отшель­ники глубоких пустынь, среди подвигов созер­цательной жизни достигая ангельской чистоты и непорочности, ставши выше своей собственной бренной природы, считая все страхования демона и ужасы пустыни за ребяческую игрушку, могли там, в пустыне, окончить дни свои сумасшест­вием?

Ужели Бог так строг и несправедлив, что истинное покаяние кого бы то ни было из нас, труды и подвиги самоотвержения, из любви к Нему, из детской доверчивости к Его Евангелию, увенчает сумасбродством и помешательством?(*) Если кто из вас может признать заблуждение г. Д. за истину, известите меня, и мы возьмем­ся за нее исторически и посмотрим на мнение г. Д. со всех сторон.

Подробнее: Истинно кающийся не впадает в прелесть

Исправление прельщенного

Старец Паисий Святогорец. "Слова". Tом III. Духовная борьба

Старец Паисий Святогорец

— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщенные идеи, вернуться в нормальное состояние?

— Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику всех своих помыслов и послушание духовнику во всем, что он говорит. Такой человек должен постоянно просить милости Божией, чтобы к нему снова возвратилась Божественная Благодать. То есть, для того чтобы вернуться в нормальное состояние и спастись, ему необходимо смириться.

И погляди: суды, советы Божии есть бездна. Ах, Его любовь не имеет границ! Один человек с головой, набитой прельщенными идеями, часто приезжал на Афон и приходил ко мне в каливу. Что бы я ему ни говорил, он ничего не слушал. Все истолковывал шиворот-навыворот. А покинув Святую Гору, он начинал проповедовать и наносил людям большой [духовный] ущерб. Он говорил, будто бы я поручил ему проповедовать, и таким образом морочил людям голову. Когда-то давно я дал ему в благословение несколько книг, так вот даже эти книги он показывал людям, чтобы они поверили в то, что он со мной советуется. Но однажды, во время одной такой "проповеди", на какое-то мгновение Божественная Благодать его совершенно покинула и он начал самыми грязными словами хулить Христа и Пресвятую Богородицу. Услышав такие богохульства, люди ужаснулись и разбежались. Потом приехала полицейская машина и его отвезли в психиатрическую лечебницу. Видите, до какой степени доходит любовь Божия! Бог попускает быть хулимым даже Своему Имени — лишь бы Его создания получили помощь и избежали зла!

— Геронда, а если какой-то прельщенный, поняв, что находится в прелести, покается, то покаются ли его последователи?

Если его покаяние настоящее, то он должен смириться, сказать своим последователям, что он заблуждался, и постараться вывести их на правильную [духовную] дорогу. Однако, когда прельщенные идеи такого человека станут известными, а сам он будет продолжать оставаться в прелести, его последователи должны быть мягко, аккуратно просвещены и предупреждены. Ведь некоторые прельщенные доходят до того, что распространяют свои идеи внутри Церкви. А поэтому есть опасность, что последователи таких людей, внезапно узнав о том, что то, чему их учили, было прелестью, соблазнятся и оторвутся от Церкви.

Исповедь ослабляет прелесть

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Духовная брань во многом похожа на обычную войну; и в этой нашей брани также нужно быть мужественным. Духовное мужество состоит в крепком уповании на милость Божию. Мужественный подвижник если и попадет в грех, или прельстится и собьется с доброго пути, или даже поклонение воздаст бесу,- не теряется, но сейчас же с полным упованием обращается к Богу с покаянием, и тем побеждает врагов; а немужественная душа - смущается, отчаивается, и так пропадает…

Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление.

Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются.

Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют.

Как распознать прелесть (видео)

Священник Максим Каскун

Начало прелести - леность к молитве и богослужению

Преподобный Исаак Сирин. "Слова подвижнические". Слово 2.

Начало помрачения ума (когда признак его начинает открываться в душе) прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих. А также, как скоро душа делается беспечною к делам добродетели, непременно увлекается в противное тому. Ибо переход с какой бы то ни было стороны есть уже начало стороны противной. Доброделание есть попечение о душевном, а не о суетном. Непрестанно открывай немощь свою пред Богом и не будешь искушаем чуждыми, как скоро останешься один без Заступника своего.

Кто занимается молитвой без наставника или не доверяет духовнику, впадает в прелесть

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.

Но, конечно, новоначальному нужен руководитель, потому что до благодати Святого Духа душа имеет великую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесет ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа, Кто вкусил Святого Духа, тот по вкусу распознает благодать.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой, и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника, и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво, и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

* * *
Некоторые говорят, что от молитвы приходит прелесть. Это ошибка. Прелесть приходит от самочиния, а не от молитвы. Все святые много молились и других призывают к молитве. Молитва есть лучшее дело для души. Молитвою приходят к Богу; молитвою испрашивается смирение, терпение и всякое благо. Кто говорит против молитвы, тот, очевидно, никогда не вкушал, как благ Господь, и как много Он нас любит. От Бога зла не бывает. Все святые непрестанно молились; они и одной секунды не оставались без молитвы.

Господь исцелил монаха по молитвам Пахомия Великого

Евергетин (Благолюбие). Том 3.

2. Из жития святого Пахомия

Преподобный Пахомий вызвал к себе брата, который не хотел знать правильного пути, но следовал собственной воле и сказал ему наедине:

- Брат! Господь сказал: Я сошел с небес не волю Свою сотворить, но волю пославшего Меня Отца. И ты будь мне послушен. Я вижу, что тебе завидует враг и многими способами похищает плоды твоего тяжкого труда.

Соблюдай монастырский устав, - продолжал святой. - Тебя зовут на трапезу не затем, чтобы ты на ней ничего не ел. Приходи и вместе с братьями вкушай в меру, как и они, и хлеб, и вареные овощи, которые дают тебе. Только не насыщай чрево: тогда тело твое взбодрится, и ты уставать не будешь от истощения чрезмерным постом. Лучше поработи себя необходимости поддерживать тело, пока не победишь беса превозношения. Он слишком на тебя насел.

Брат, услышав эти слова, сначала подчинился совету. Но потом вновь впал в заблуждение. «Разве это так? - спрашивал он сам себя. - Где написано, что нельзя поститься и совершать подвиг?» Так брат опять стал следовать собственным побуждениям, и враг совершенно им овладел.

Пахомий Великий вызвал Феодора и сказал:
- Ты знаешь, как я опечален тем, что происходит с нашим братом? Сходи к нему и узнай, чем он сейчас занимается.
Федор пошел к брату и увидел, что он вроде и молится, но непонятно, какими молитвами. Он пошел и рассказал об этом святому.

Федор сразу понял, что это было действие врага, и рассудил, как многообразны дьявольские нападения на людей. Он очень был поражен и напуган, когда представил, какого же трезвения должен достичь монах, чтобы противостать злонамеренным козням врага. Когда святой пришел и помолился за брата, всемилостивый Господь исцелил его. И брат, уцеломудрившись, впредь хранил себя, забывая задняя и простираясь вперед (Флп 3,14).

Дьявол убеждает никого не слушаться

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Старец Иосиф Исихаст

Как страшна прелесть ума! И как труднопостижима!

Напишу вам немного о ней, чтобы вы знали. Поскольку был я очень отважен в этом и вошел во все образы молитвы. Попробовал все. Ибо когда благодать приближается к человеку, тогда ум — бесстыдная птица, как его называет авва Исаак, — хочет проникнуть во все, попробовать все. Начинает от создания Адама и заканчивает на глубинах и высотах, так что если Бог ему не положит преград, он не возвращается назад.

Так вот, этот образ сердечной молитвы — это образ делания, который мы применяем, чтобы удержать ум в сердце. И когда умножится благодать, она восхищает ум в созерцание, и пылает сердце от божественной любви, и горит весь человек от любви. Тогда ум оказывается совершенно соединившимся с Богом. Пресуществляется и тает, как тает воск, когда приближается к огню, или как железо уподобляется огню. И естество железа не изменяется, но сколько пребывает в огне, столько остается одно с огнем, а когда накал уменьшится, возвращается снова в свою естественную жесткость.

Это называется созерцанием. И царствует в уме тишина. И умиротворяется все тело. Тогда словами и произвольными молитвами молится молящийся и восходит в созерцание, не затворяя ум в сердце.

Ибо умная молитва совершается для того, чтобы пришла благодать.

Когда есть благодать, ум не рассеивается. А когда ум стоит, он применяет все виды молитвы, пробует все.
Так вот, способ, который применяют те, о ком ты мне рассказала, — это не прелесть, однако легко переходит в прелесть. Ибо ум их прост, неочищен и принимает представления за созерцание.

Подробнее: Дьявол убеждает никого не слушаться

Как выйти из прелести?

Вопрос зрителя телеканала Союз.

Архиепископ Викентий (Морарь)

– Поступил звонок из Воронежа: «Владыка, как выйти из прелести? Можно ли из нее выйти? И что нужно сделать для этого?»

На вопросы отвечает Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

– Лучше не попадать в прелесть, чем выходить из нее. Конечно, из прелести выходить очень сложно. Это тяжелая духовная болезнь. И мы знаем, что попавшие в состояние прелести некоторые подвижники в монастырях подвизались молитвой и воздержанием, строгим постом. Они попадали в прелесть, и чтобы вывести их из этого состояния, нужен был очень большой молитвенный труд целого монастыря, всех насельников, чтобы Господь помог выйти из прелести. Поэтому святые отцы предостерегают нас, чтобы мы были внимательны к себе, дабы не попасть в эту тяжелую болезнь духовную. Что такое прелесть? Это лесть, обман высшей степени – когда мы обмануты своим сознанием или бесовскими наваждениями, будто находимся на правильном пути, что ведем правильный образ жизни и правильную духовную жизнь. Поэтому нам нужно всегда быть самокритичными, всегда сознавать и видеть свои ошибки. Есть слова некоторых святых отцов, что мы должны видеть, замечать свои грехи, как песок на морском берегу. Вот когда мы сознаем себя грешниками и видим свои грехи, замечаем постоянно – это признак, что мы на правильном пути, не в прелести. А когда мы этого не замечаем, а только хвалим себя, что мы великие подвижники, правильно поступаем и делаем все правильно, – это гордость. А гордость есть причина всех наших духовных болезней; и самая страшная болезнь – лести, превосходной лести, которая приносит нам гибель духовную. Поэтому надо быть очень осторожными в своей духовной жизни, чтобы не попасть в сети вражьи.

Апрель 2009 года

http://www.tv-soyuz.ru/faq/21-cat22/2104-quest104

Доверие помыслу - начало прелести

 

Старец Паисий Святогорец. "Слова". Tом III. Духовная борьба

— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать.

— А почему ты не можешь себя удержать?

— Потому что верю своему помыслу.

— Ну, раз так, то у тебя свое собственное "верую", собственный "символ веры"! Все дело в эгоизме. Не оправдывай своего помысла. Выбрасывай дурацкий помысл сама, не принимай его.

— А как я могу понять, что помысл "дурацкий"?

— Э, раз ты этого не понимаешь, тогда открывай его матушке-игуменье. И выбрасывай помысл одним махом — слушаясь ее во всем, что она тебе скажет. Если духовный человек доверяет своему помыслу, это начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и он может впасть в прелесть. Уж лучше ему тогда повредиться в рассудке, потому что в этом случае он будет иметь смягчающие вину обстоятельства.

Подробнее: Доверие помыслу - начало прелести

Не верь себе, пока не ляжешь в гроб

Как уберечься от прелести?

Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск):

– Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься. Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины. В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом? Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям. Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя.

Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно.

Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный. Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении. Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось.

Подробнее: Не верь себе, пока не ляжешь в гроб

О причинах прелести

Святой Григорий Синаит. "Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве".

132. Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь. – Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная, – предание сатане за грех, – часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов). Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Прелесть - от скрытности и самочиния

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честной Твоею Кровию". Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь.

Исцеление через болезнь

Епископ Еленопольский Палладий. "Лавсаик".

Был у меня сосед Эрон, родом из Александрии, благовоспитанный юноша, с прекрасными умственными дарованиями и неукоризненной жизни. И он тоже, после великих трудов, доблестных подвигов и весьма добродетельной жизни, поднявшись на мечтательную высоту безумного надмения, низвергся оттуда жалким для всех падением и погубил себя.

Подробнее: Исцеление через болезнь

Обращение из прелести возможно только через особое Божие воздействие

Преподобный Никодим Святогорец. "Невидимая брань".

Но если ты, возлюбленный во Христе читатель мой, желаешь достигнуть такой высоты, надобно тебе наперед узнать, в чем состоит христианское совершенство. Ибо, не узнавши этого, можешь уклониться с настоящего пути и, думая, что течешь к совершенству, направляться совсем в другую сторону.

Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.

Подробнее: Обращение из прелести возможно только через особое Божие воздействие

Предостережение желающим проходить умную молитву

Преподобный старец Макарий Оптинский. "Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву"

Преподобный Макарий Оптинский

Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей.

Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой»,«созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.

Подробнее: Предостережение желающим проходить умную молитву

Самоукорение парализует прелесть

Священномученик Арсений (Жадановский). "Духовный дневник".

Священномученик Арсений (Жадановский)

Как приобретается чистота сердца? Большое значение для достижения этого — есть постоянное укорение себя в своих немощах и недостатках. Укорение дает возможность распознать себя, свою греховность, оно парализует всякую гордость, духовную прелесть, которая так часто тормозит наш духовный рост. Укорение приводит нас к смирению — этой основе для всякого нравственного преуспеяния.

Но укорения мало. Бывают у нас такие душевные язвы, которые и укорением не исцеляются. Нужно более сильное средство, чем укорение, и это — обнаружение, открытие внутренней нашей язвы пред духовником, старцем, или просто другом. Один брат страдал от дурных помыслов и чувств; много он в этом себя укорял, но это не помогало, он продолжал страдать. Он тогда пошел к одному старцу и, несмотря на весь стыд и внутренний тормоз, с Божьей помощью открылся в грехе и, как только он это сделал, — вся нечистота, одолевшая его, пропала у него. Укорение и открытие помыслов — это, так сказать, личная работа над самим собою для выработки чистоты сердца. Но над нами Господь Бог. Ему мы повинны в своих грехах, и вот далее, что мы должны делать для очищения сердца, — это постоянно каяться Господу Богу в своих грехах, ища примирения со своею совестью и молясь, чтобы Господь простил нам грехи. И милостивый Господь всегда готов принять наше покаяние и помиловать нас.

Подробнее: Самоукорение парализует прелесть

От самомнения отсупает благодать

Святитель Феофан Затворник. "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?"

Поопаситесь самомнения, оно - первый враг. Исправность наша пред Богом, еще только преднамеренная, уже порождает мысль о некоей особенности нашей пред другими и даже пред собою - прошедшим, тем паче когда успеем сделать что-либо на сем пути. Как только немного постоим мы в сей исправности, она кажется чем-то дивным, и мы начинаем мечтать о себе как о лицах совершенных, совершающих дивные дела. А это враг подущает, чтобы возбудить самомнение. Кто поддастся и впадет в сие самомнение, от того тотчас отходит благодать и оставляет его одного. Тогда враг схватывает его как беспомощную добычу

Как не впасть в прелесть

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Послушай, чадо, и о другой прелести. Бывают еще иные монахи, которые трудятся над всеми этими добродетелями и уповают на свои труды. И когда они молятся и просят чего-нибудь у Бога, то просят не со смирением, а с дерзостью и требованием, как будто обязали Бога своими трудами и Он у них в долгу. А когда остаются неуслышанными, и Господь не исполняет их волю, они приходят в смятение и очень огорчаются. А враг бес, когда увидит их в этом неведении, нападает на них и внушает извращенные помыслы, говоря: "Видишь? Ты так понуждаешь себя даже до смерти потрудиться Ему, а Он тебя не слышит! Так что же ты Ему работаешь?" И понуждает его, чтобы тот похулил имя Божие, а бес потом вошел бы в него и его связали бы цепями.

Подробнее: Как не впасть в прелесть

Исцеление через низкие послушания

Cвященномученик архимандрит Кронид (Любимов). "Троицкие цветки с луга духовного".

Священномученик Кронид (Любимов)

"В 1889 году к нам в Троице-Сергиеву Лавру, - вспоминал отец Кронид, - на послушание прибыл очень красивый молодой человек, брюнет со жгучими черными глазами, звали его Александр Дружинин. Он был москвич. Я представил его отцу наместнику, и его приняли в число братии. Послушание ему было дано в трапезной: служить странникам. Каждый день я его видел в Троицком соборе на братском молебне в два часа ночи. Время от времени спрашивал его: "Как поживаешь, привыкаешь ли?" Он отвечал, иногда и со слезами умиления: "Живу как в раю". Я в таких случаях невольно благодарил Бога за его душевное устроение.

Прошло полгода. Александру Дружинину было дано новое послушание - заведовать овощными подвалами и дана келлия, в которой он стал жить один. Как-то прихожу к нему и замечаю, что мой знакомый в каком-то экстазе. Видимо, он совершал усиленный подвиг молитвы. Прошло еще несколько месяцев. Однажды при посещении я спрашиваю его: "Брат Александр, ты за всеми монастырскими службами бываешь?" Он смиренно отвечает: "За всеми". - "И за братскими правилами бываешь?" "Бываю, - произнес он и добавил, - я ежедневно в храме Зосимы и Савватия бываю за всенощной и стою'утром раннюю и позднюю литургии".

Подробнее: Исцеление через низкие послушания

Бойтесь прелести

Святитель Феофан Затворник. "Письма".

Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. - Коренная прелесть есть - думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей - первым врагом своим. - Не давайте ему засесть внутри, - иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.

Исцеление через послушание преданиям Святых отец

Письма преподобного Льва Оптинского

Преподобный Лев Оптинский

Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти. Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!