О вере из "Словаря библейского богословия"

ВЕРА

По Библии В. является источником и центром всей религиозной жизни. Ч-к должен отвечать верою на замысел, осуществляемый во времени Богом. Вслед за Авраамом, «отцом всех верующих (Рим 4.11), выдающиеся люди ВЗ жили и умирали в вере (Евр 11), «Совершитель» к-рой есть Иисус (12.2). Ученики Христовы, — это «уверовавшие» (Деян 2.44) и «верующие» (1 Фес 1.7).

Разнообразие возможностей выразить понятие «вера» в древнеевр. языке отражает всю сложность духовной установки верующего. Два корня являются преобладающими: аман (ср *аминь), вызывающий представл. о твердости и уверенности и батах — об обеспеченности и *доверии. Греч. словарь еще более разнообразен. Можно сказать, что греч. религия не оставляла никакого места для В. Поэтому переводчики (LXX) не располагали соответствующими терминами для передачи смысла евр. слов и переводили на ощупь. Корню батах соответствуют главным обр. ελπίς, έλπίζω, πέποιθα (Вульг: spes, sperare, confido); корню аман — πίστας, πιστεύω, άλήθεια (Вульг: fides, credere, veritas). В НЗ последние греч. слова, относящиеся к области познания, становятся определенно преобладающими. Изучение словарного состава уже открывает, что В., по Библии, имеет как бы два полюса: доверие по отношению к личности «верной», к-рое охватывает всего ч?ка, а с другой стороны, — действие ума, к-рому слово или *знамения помогают постичь реальность невидимого (Евр 11.1).

Авраам, отец верующих. — Ягве призывает *Авраама, отец к-рого служил иным богам в Халдее (Ис Нав 24.2; ср Иф 5.6 слл), и обещает ему *землю и многочисленное потомство (Быт 12.1 сл.). Вопреки всякой вероятности (Рим 4.19) Авраам «верит Богу» (Быт 15.6) и слову Его; он повинуется этому *призванию и доверяет Богу свою дальнейшую судьбу, полагаясь на это *обетование. В день *испытания В. его была так тверда, что он готов был принести в жертву собственного сына, в лице к-рого уже осуществляется обетование (Быт 22), ибо для веры *Слово Божие еще более истинно, чем плоды его: Бог *верен (ср Евр 11.11) и *всемогущ (Рим 4.21).

Отныне Авраам — прообраз и олицетворение верующего (Сир 44.20). Он предвозвещает тех, к-рые обретут истинного Бога (Пс 46.10; ср Гал 3.8) или Сына Его (Ин 8.31–41, 56) и к-рые доверяются для своего спасения одному Богу и Его Слову (1 Макк 2.52–64; Евр 11.8–19). Настал день, когда обетование исполнилось в воскресении Иисуса, семени Авраамова (Гал 3.16; Рим 4. 18–25). Авраам стал тогда «отцом множества народов» (Рим 4.17 сл.; Быт 17.5): всех тех, к-рых В. соединяет с Иисусом.

ВЗ

Бог Авраама *посетил угнетенный народ Свой в Египте (Исх 3.16). Он призвал Моисея, открылся ему и обещал «быть с ним», «чтобы вести Израиля в его *3 емлю» (Исх 3.1–15). «Как бы *видя Невидимого», Моисей ответил верою на это откр. Божие, В., к-рая пребудет твердой (Евр 11.23–29), несмотря на возможные слабости (Числ 20.1–12; Пс 105.32 сл.). Как *Посредник Моисей сообщает народу замысел Божий, в то время как его Чудеса указывают, каково происхождение порученной ему *миссии. Т. обр. Израиль призван «поверить Богу и Моисею, пророку Его» (Исх 14.31; Евр 11.29) с абсолютным доверием (Числ 14.11; Исх 19.9).

*Завет—Союз закрепляет это вхождение Бога в историю Израиля, а Израиля призывает повиноваться слову Божию (Исх 19.3–9). *«Слушать Ягве» значит, в основном, «верить Ему» (Втор 9.23; Пс 105.24 сл.). Итак, Завет—Союз требует веры (ср Пс 77.37). Отныне жизнь и смерть Израиля будут зависеть от свободной Черности (Втор 30.15–20; 28; Евр 11.33), с к-рой он будет поддерживать «*Аминь» веры (ср Втор 27.9–26) и к-рая сделала его *народом Божиим. Несмотря на бесчисленные случаи неверности, к-рыми наполнена история странствований по пустыне, завоевания Земли обетованной и заселения Ханаана, эту эпопею возможно вкратце выразить так: «верою пали стены Иерихона… и недостает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, о Иеффае, о Давиде» (Евр 11.30 слл).

Согласно обетованиям Завета—Союза (Втор 7, 17- 42; 31.3–8), всемогущая верность Ягве всегда проявлялась в пользу Израиля, когда Израиль имел веру в нее. Т. обр. провозглашать чудеса прошлого, в особенности Исхода, как действие Самого Бога невидимого, значило для Израиля *исповедовать В. (Втор 26.5–9; Пс 77; 105), к-рая передавалась из поколения в поколение, в частности по случаю больших ежегодных *праздников (Исх 12.26; 13.8; Втор 6.20). Т. обр. народ хранил память о любви своего Бога (Пс 135).

Трудности существования Израиля до его *пленения были суровым *испытанием для его В. Пророки изобличали его *идолопоклонство (Ос 2.7–15; Иер 2.5–13), подменяющее В. в Ягве, формализм в богослужении (Ам 5.21; Иер 7.22 сл.), мертвяще суживавший требования Ягве и искание спасения *силой оружия (Ос 1.7; Ис 31.1 слл).

Исаия был наиболее выдающимся из этих глашатаев В. (Ис 30.15). Он призывал Ахаза оставить страх и спокойно *довериться Ягве (Ис 7.4–9; 8.5–8), К-рый исполнит Свои обетования дому Давидову (2 Цар 7; Пс 88.21–38). Он внушил Езекии В., благодаря к-рой Ягве спас Иерусалим (4 Цар 18–20). И в В. он обнаружил парадоксальную Премудрость Божию (Ис 19.11–15; 29.13–30.6; ср 1 Кор 1.19 сл.).

Тяжкое испытание постигло В. Израиля по взятии Иерусалима и во время *пленения. «Бедный и нищий» (Ис 41.47) Израиль подвергался искушению объяснить свою судьбу бессилием Ягве и обратиться к богам Вавилона победителя. Пророки провозгласили тогда всемогущество Бога Израилева (Иер 32.27; Иез 37.14), Творца вселенной (Ис 40.28 сл.; ср Быт 1), Владыки истории (Ис 41.1–7; 44.24 сл.), *Скалы Своего народа (44.8; 50.10). *Идолы — ничто (Ис 44.9–20). «Кроме Ягве, нет бога» (Ис 44.6 слл; 43.8–12; ср Пс 113.11–15): в противоположность всякой внешней видимости на Него всегда можно положиться (Ис 40.31; 49.23).

1. Вера, грядущая реальность. — Израиль, в своей совокупности, не внял призыву пророков относительно В. (Иер 29.19). Чтобы услышать его, надо было сначала поверить пророкам (Тов 14.4), как некогда Моисею (Исх 14.31). Но на пути Израиля лежало двойное препятствие. Во–первых — существование лжепророков (Иер 28.15; 29.31): как отличить истинных пророков от ложных (23.9–32; Втор 13. 2–6; 18.9–22)? Во–вторых, — сама В. в силу ее парадоксальных перспектив и строгих практических требований.

Бог *верен и Он не мог не исполнить Своих *обетований. Но в пределах Союза—Завета это исполнение зависело от В., а В. отсутствовала в историческом Израиле. Т. обр. В. стала для пророков грядущей реальностью, к-рая будет дарована Богом Израилю НЗ. Придет день, когда Бог обновит сердца (Иер 32.39 сл.; Иез 36.26), к-рые от *ожесточения (Ис 6.9 сл.) смогут перейти к В. (Рим 10.9 сл.; ср Ин 12.37–43); Он вложит в них *знание (Иер 31.33 сл.) и *послушание (Иез 36.27), источник к-рых Вера.

2. Вера, связь будущего Израиля. — По примеру *Авраама и *Моисея пророки в основу своей жизни ставили В. в Ягве, в свое *призвание и *миссию (Евр 11.33–40). Эта В. часто была с самого начала непоколебима (Ис 6; 8.17; 12.2; 30.18). Иногда у пророков бывали колебания, когда надо было идти путем В. в *испытании слишком требовательного призыва (Иер 1; ср Исх 3.10 слл; 4.1–17) или кажущегося отсутствия Бога (1 Цар 19; Иер 15.10–21; 20.7–18), прежде чем их В. окончательно утвердилась (Иер 26; 37–38).

Эта В. пророков оказывала, однако, влияние на более или менее многочисленную группу учеников (ср Ис 8.16; Иер 45) и слушателей. Она все более походила на ответственное решение и личную жизненную установку, спасающие уже *Остаток, возвещенный пророками.

Будущий Израиль предносился их взорам в образе этих небольших общин. Объединенный В-ю в таинственный *камень Сиона (Ис 28.16; ср 1 Петр 2.6 сл.) он будет *народом *бедных, к-рых сблизит В. в Бога (Мих 5.6 сл.; Соф 3.12–18). Только «праведный жив будет своею верностью» (LXX: своею верою — Авв 2.4). Итак, пророки прозревают уже не народ, спасенный как народ, но *Церковь, общину бедных, соединенных личной В. Для этого народа верующих *Раб Ягве будет ведущим образом. Подверженный *испытанию, становящемуся *смертельной опасностью (Ис 50.6; 53), Он «держит лицо Свое, как кремень» с непоколебимой В. в Бога (Ис 50.7 слл; ср Лк 9.51), к-рая в будущем будет оправдана (53.10 слл; ср Пс 22).

3. Вера языческих народов. — Миссия Раба распространяется и на *языческие народы (Ис 42.4; 49.6). Именно потому, что грядущий Израиль будет объединен прежде всего В-ю, он сможет принять в число своих языческие народы. И они В-ю обретут единого Бога (43.10), будут Его исповедовать как Бога истинного (45.14; 52.15 сл.; ср Рим 10.16; 56.1–8) и ожидать спасения только от мышцы Его (51.5 сл.).

В послепленный период, на протяжении веков иудейская община стремилась принять облик будущего Израиля, возвещенного пророками, но все- таки не могла достичь того, чтобы жить как истинная «община верующих» (1 Макк 3.13).

1. Вера мудрых, бедных и мучеников. — Как и пророки, мудрые Израиля давно знали, что могут полагаться только на Ягве, чтобы быть «спасенными» (Притч 20.22). Когда всякая надежда на спасение исчезала в области видимой, *мудрость требовала полного упования на Бога (Иов 19.25 сл.), с верою, к-рая «знает», что Бог остается всемогущим (Иов 42.2). Здесь мудрые весьма близки к *бедным, воспевавшим свое упование в Псалмах.

Вся Псалтирь провозглашает веру Израиля в Ягве, Бога единого (Пс 17.32; 113.9–26), Творца (8; 103) всемогущего (28), Господа верного (89) и милостивого (135) к народу Своему (104), Царя будущей вселенной (46; 95–98). Многие Псалмы выражают упование Израиля на Ягве (43; 73; 124), но наивысшими свидетельствами В. являются *молитвы, в к-рых В. Израиля расцветает как редкой силы проявление личного доверия к Богу. В. преследуемого праведника в Бога, К-рый спасет его рано или поздно (7; 11; 26; 30; 61), упование грешника на милость Божию (39.13–18; 50; 129), спокойная уверенность в Боге (4; 22; 120; 130), к-рая сильнее смерти (15; 48; 72) — такова молитва бедных, объединенных уверенностью, что, за пределами всякого рода испытаний (21), Бог готовит им благую весть (Ис 61.1; ср Лк 4.18) и они наследуют землю (Пс 36. 11; ср Мф 5.4).

Вероятно впервые за свое историческое существование (ср Дан 3) Израиль становится, после пленения, жертвой кровавого религиозного *гонения (1 Макк 1.62 слл; 2.29–38; ср Евр 11.37 сл.). *Мученики умирают не только несмотря на свою веру, но именно за нее. Встретившись с этим как будто наивысшим отсутствием Бога, В. мучеников однако не слабеет (1 Макк 1.62); она даже углубляется и достигает уже такой высокой степени, что надеется по милости Божией на *воскресение (2 Макк 7; Дан 12.2 сл.) и бессмертие (Прем 2.19 сл.; 3.1–9). Т. обр., утверждаясь все более, личная В. собирает понемногу *Остаток, являющийся наследником обетований (Рим 11.5).

2. Вера обращенных язычников. — В ту же эпоху в Израиле возникло миссионерское движение. Как некогда Нееман (4 Цар 5), так теперь многие язычники уверовали в Бога Авраамова (ср Пс 46.10). В то же время была написана история Ниневитян, к-рых, ко стыду Израиля, проповедь одного только пророка привела к «вере в Бога» (Ион 3.4 сл.; ср Мф 12.41), а также история обращения Навуходоносора (Дан 3–4) или Ахиора, к-рый «верит и входит в дом Израиля» (Иф 14.10; ср 5.5–21); Бог оставляет *народам время уверовать в Него (Прем 12.2; ср Сир 36.4).

3. Несовершенство веры у Израиля. — Гонение порождает мучеников, но также и бойцов, отказывающихся умереть без сопротивления (1 Макк 2.39 слл) за свободу Израиля (2.11). В неравном бою они уповали на Бога, чтобы Он обеспечил им *победу (2.49–70; ср Иф 9.11–14). Такая В. сама по себе достойна признания (ср Евр 11.34, 39), но она сосуществует наряду с нек–рой переоценкой *силы ч-ской.

Для В. Израиля представляло опасность и другое несовершенство. Мученики и бойцы умерли за верность Богу и *Закону (1 Макк 1.52–64). Израиль наконец понял, что В. включает *послушание требованиям Союза—Завета. В этом направлении ей угрожала опасность, перед к-рой не устояли *фарисеи: формализм, придерживающийся более обрядовых предписаний, чем религиозных и нравственных призывов *Писания (Мф 23.13–30); *гордость, полагающаяся больше на ч?ка и *дела его, чем на одного Бога, чтобы быть оправданным (Лк 18.9–14).

Следовательно, упование Израиля на Бога не было чистым, отчасти потому, что некая завеса оставалась между его В-ю и замыслом Божиим, возвещенным в Писании (2 Кор 3.14). Притом, подлинная В. была обещана лишь будущему Израилю. С другой стороны, язычники могли с трудом разделять В-y, к-рая взывала прежде всего к *надежде национального свойства и налагала весьма обременительные обрядовые предписания. Кроме того, что бы это им принесло (Мф 23.23)? Иметь доступ к В. бедных — не могло сделать язычников участниками спасения, являвшегося только надеждой. Израиль, как и языческие народы, мог только пребывать в ожидании Того, Кто приведет В-y к совершенству (Евр 12.2; ср 11.39 сл.) и примет «обещанного» Духа Св. (Деян 2.33).

НЗ

1. Приготовление. — В. *бедных (ср Лк 1.46–55) принимает первую весть о спасении. Эта В. еще колеблется у Захарии (1.18 слл; ср Быт 15.8), но достигает совершенства у Марии (Лк 1.35 слл, 45; ср Быт 18.14) и разделяется мало–помалу другими (Лк 1–2 п); внешняя скромная обстановка не скрывает от В. проявление Божия благоизволения. И уверовавшие в миссию Иоанна Крестителя — также бедняки, сознающие свой грех, а не гордые *фарисеи (Мф 21.23–32). Эта В., незаметно для них самих, объединяет их вокруг Иисуса, пришедшего к ним (3.11–17 п), и направляет их к В. в Него (Деян 19.4; ср Ин 1.7).

2. Вера в Иисуса и Его слово. — Все могли «слышать и видеть» (Мф 13.13 п) *слово и *чудеса Иисуса, возвещающие пришествие Царства (11.3–6 п; 13.16- 17 п). Но *«слушать слово» (11.15 п; 13.19–23 п) и «исполнять» его (7.24–27 п; ср Втор 5.27), *видеть воистину, одним словом, верить (Мк 1.15; Лк 8.12; ср Втор 9.23) — было свойственно только *ученикам (Лк 8.20 п). С другой стороны, слова и чудеса ставили вопрос: «Кто же сей»? (Мк 4.41; 6.1–6, 14 сл п). Этот вопрос был *испытанием для *Иоанна Крестителя (Мф 11.2 сл.) и *соблазном для фарисеев (12.22–28 п; 21.23 п). В., необходимая для совершения чудес (Лк 7.50; 8.48), отвечала на этот вопрос лишь отчасти, признавая всемогущество Иисуса (Мф 8.2; Мк 9.22 сл.). Петр дает истинный ответ: «Ты — Христос» (Мф 16.13–16 п). Отныне эта В. в Иисуса соединяет учеников с Ним и объединяет друг с другом, делая их причастными тайне Его личности (16.18–20 п).

Вокруг Иисуса, К-рый Сам беден (11.29) и обратился к *бедным (5.2–10 п; 11.5 п), образовалась т. обр община бедных, «малых» (10.42), связь к-рых, что драгоценнее всего, есть В. в Него, в Его слово (18.6–10 п). В. эта от Бога (11.25 п; 16.17), и настанет день, когда она будет уделом *народов (8.5–13 п; 12.38–42 п). Пророчества исполняются.

3. Совершенство веры. — Когда Иисус, *Раб Ягве, направился в Иерусалим, чтобы стать *послушным до *смерти (Флп 2.7 сл.), Он «сделал лицо Свое твердым как кремень» (греч Лк 9.51; ср Ис 50, 7). Перед лицом смерти Он стал «Совершителем веры» (Евр 12.2) бедных (Лк 23.46 = Пс 30.6; Мф 27.36 п = Пс 21), проявляя абсолютное доверие к «Могущему спасти Его от смерти» (Евр 5.7) через воскресение.

Несмотря на знание *таин Царства (Мф 13.11 п), ученики с трудом стали на путь, по к-рому они должны были В-ю *следовать за *Сыном Ч-ским (16.21–23 п). Доверие, исключающее всякую *заботу и всякий *страх (Лк 12.22–32 п), не было для них обычным (Мк 4.35–41; Мф 16.5–12 п). Поэтому *испытание во время Страстей Спасителя (Мф 26.41) было для них *соблазном (26.33). То, что они увидели тогда, требовало очень большой В. (ср Мк 15. 31 сл.). В. самого Петра, хотя и не исчезла, — ибо Иисус молился о ней (Лк 22.32), — не была достаточно мужественной, чтобы проявиться бесстрашно (22.54–62 п). В. учеников должна была сделать еще один решительный шаг, чтобы стать верой Церкви.

1. Вера в Воскресение. — Этот шаг был сделан, когда ученики, после многих колебаний в период *явлений Иисуса (Мф 28.17; Мк 16.11–14; Лк 24.11), уверовали в Его *Воскресение. Как *свидетели всего того, чему учил Иисус и что Он творил (Деян 10.39), они провозгласили Его «Господом и Христом», в К-ром невидимо исполнились обетования (2.33–36).

В. их была теперь способна устоять «до крови» (ср Евр 12.4). Они призывали своих слушателей разделить ее, дабы стать наследниками обетования, получив прощение своих грехов (Деян 2.38 сл.; 10.43). Так родилась В. Церкви.

2. Вера Слову. — Уверовать — значит прежде всего принять *проповедь свидетелей, *Евангелие (Деян 15.7; 1 Кор 15.2), *Слово (Деян 2.41; Рим 10.17; 1 Петр 2.8), *исповедуя Иисуса как *Господа (1 Кор 12.3; Рим 10, 9; ср 1 Ин 2.22). Эта первоначальная весть, переданная как *предание (1 Кор 15.1–3), обогатившись и уточнившись, стала *учением (1 Тим 4.6; 2 Тим 4.1–5): это слово ч-ское всегда будет для В. словом Самого Бога (1 Фес 2.13). Принять его — значит для язычников отвратиться от *идолов и обратиться к *Богу живому и истинному (1.8 слл), и для всех значит — признать, что *Господь Иисус исполняет замысел Божий (Деян 5.14; 13.27–37; ср I Ин 2.24), и через принятие *крещения *исповедать Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28.19).

В. эта, как свидетельствует Павел, открывает разуму «сокровища *премудрости и *ведения», сокрытые во Христе (Кол 2.3): саму премудрость Божию, открытую Духом (1 Кор 2), столь отличную от мудрости ч-ской (1 Кор 1.17–31; ср Иак 2.1–5; 3.13–18; ср Ис 29.14), и познание Христа и Его любви (Флп 3.8; Еф 3.19; ср 1 Ин 3.16).

3. Вера и жизнь принявшего крещение. — Поверивший Слову, приходит через В. к *крещению и *возложению рук, благодаря к-рым он полностью становится членом Церкви и приобщается к ее учению, духу и священнодействиям (литургической жизни) (Деян 2.41–46). Ибо через Церковь Бог осуществляет Свой *замысел, совершая спасение верующих (2.47; 1 Кор 1.18): В. расцветает в *послушании этому замыслу (Деян 6.7; 2 Фес 1.8). Она развивается в действиях (1 Фес 1.3; Иак 1.21 сл.) нравственной жизни, верной *закону Христову (Гал 6.2; Рим 8.2; Иак 1.25; 2.12); она действует из *любви к братьям (Гал 5.6; Иак 2.14–26). Она поддерживается *верностью, готовой пойти навстречу смерти по примеру Христа (Евр 12; Деян 7.55–60) в полном *уповании на Того, «в К-рого она уверовала» (2 Тим 1.12; 4.17 сл.). В. в Слово, послушание с упованием — такова В. Церкви, отделяющая погибающих — напр., *еретиков (Тит 3.10) — от спасаемых (2 Фес 1.3–10; 1 Петр 2.7 сл.; Мк 16.16).

Для зарождающейся Церкви, как и для Иисуса, В. была даром Божиим (Деян 11.21 слл; 16.14; ср 1 Кор 12.3). Когда язычники обращались, Сам Бог «очищал сердце их верою» (Деян 11.18; 14.27; 15.7 слл). «Уверовав», они получали Того же Духа, что и верующие Иудеи (11.17). Т. обр. они были приняты в Церковь.

1. Вера и иудейский Закон. — Но скоро возник вопрос: нужно ли подвергать их *обрезанию и подчинять *Закону иудейскому (Деян 15.5; Гал 2.4)? В согласии с теми, к-рые почитались столпами (Деян 15; Гал 2.3–6), Павел считал бессмысленным принуждать язычников «иудействовать», тогда как самих Иудеев спасла В. в Христа (Деян 15.11; Гал 2.15 сл.). Когда в Галатии решили обязать пасомых им христиан к обрезанию (5.2; 6.12), Павел сразу понял, что это то же, что возвещать некое иное *Евангелие (1.6–9). Этот новый кризис оказался для него поводом к углубленным размышлениям о значении *Закона и В. в истории спасения.

Начиная с Адама (Рим 5.12–21), все люди, и язычники и Иудеи, виновны перед Богом (1.18–3.20). Данный для жизни, Закон сам по себе породил лишь *грех и *смерть (7.7–10; Гал 3.10–14, 19–22). Пришествие в этот мир Христа (Гал 4.4 сл.) и Его смерть положили конец этому положению явлением *правды Божией (Рим 3.21–26; Гал 2.19 слл), к-рая принимается через В. (Гал 2.16; Рим 3.22; 5.2). Стало быть, роль Закона закончена (Гал 3.23–4.11). Домостроительство *обетования, теперь исполненное в Иисусе (Гал 3.15–18), опять входит в силу: подобно Аврааму хр–не оправдываются В-ю, независимо от Закона (Рим 4; Гал 3.6–9; ср Быт 15.6; 17.11). Ведь и согласно пророкам праведный должен жить верою (Авв 2.4 = Гал 3.11; Рим 1.17), и *Остаток Израиля (Рим 11.1–6) спасется только своей В. в *Камень, положенный Богом (Ис 28.16 = Рим 9.33; 10.11), что позволяет ему открыться *народам (Рим 10.14–21; 1 Петр 2.4–10).

2. Вера и благодать. — «Ч-к оправдывается В-ю независимо от *дел Закона» (Рим 3.28; Гал 2.16). Это утверждение Павла провозглашает бесполезность исполнения предписаний Закона при руководстве В-ю; но в еще более глубоком смысле оно означает, что спасение никогда не есть что–то должное, а *благодать Божия, принимаемая В-ю (Рим 4.4–8). Павел, конечно, знает, что В. должна «действовать» (Гал 5.6; ср Иак 2.14–16), руководимая Духом Св., принятым при крещении (Гал 5.13–26; Рим 6; 8.1–13). Но он настойчиво подчеркивает, что верующий не должен ни «хвалиться» (*гордость) «своею праведностью», ни опираться на свои дела, как это делал фарисей Савл (Флп 3.4, 9; 2 Кор 11.16–12.4). Хотя он «ничего не знает за собою» пред Богом (1 Кор 4.4), он полагается на Бога одного, К-рый «производит в нем и хотение и действие» (Флп 2.13). Потому–то он и совершает спасение свое «со страхом и трепетом» (Флп 2.12), но также и с радостной надеждой (Рим 5.1–11; 8.14–39): его В. убеждает его в любви Божией, к-рая открылась во Христе Иисусе (Рим 8.38 сл.; Еф 3.19). Благодаря Павлу В. в Воскресение, к-рою жила первохр–ская община, была ясно осознана. Она освободилась от примесей и ограничений, присущих В-е Израиля. Она поистине есть В. Церкви.

Когда заканчивался период НЗ-го откр., В. Церкви в лице ап. Иоанна размышляла о своих истоках. Она вернулась к Тому, Кто ей дал совершенство, чтобы лучше подготовиться к встрече будущего. В., о к-рой говорит ап. Иоанн, та же, что и В. синоптиков. Она объединяет общину учеников вокруг Иисуса (Ин 10.26 сл.; ср 17.8). Направленность была дана ей Иоанном Крестителем (1.33 сл.; 5.33 сл.), а в Кане ей открылась слава Иисуса (2.11). Она «принимает Его слова» (12.46 сл.) и «слушает Его голос» (10.26 сл.; ср Втор 4.30). Она утверждается устами Петра в Капернауме (6.68). Страсти Господа для нее — испытание (14.1, 28 сл.; ср 3.14 сл.), а Воскресение Его — решающий факт (20.8, 25–29).

Четвертое Евангелие, еще более чем синоптические, есть Еванг. веры. Прежде всего В. в нем определенно сосредоточена на личности Иисуса и на Его божественной *Славе. Нужно верить в Иисуса (4.39; 6.35) и в Его *Имя (1.12; 2.23). Верить в Бога и в Иисуса — одно и то же (12.44; 14.1; ср 8.24 = Исх 3.14), ибо Иисус и Отец — одно (10.30; 17.21); уже само это *единство есть предмет веры (14.10 сл.). В. должна достичь невидимой реальности славы Иисуса без того, чтобы *видеть многочисленные *знамения, являющие ее (2.11 сл.; 4.48; 20.29). Но если она на деле нуждается в том, чтобы видеть (2.23; 11.45) и осязать (20.27), она тем не менее призвана к расцвету в *познании (6.69; 8.28) и созерцании (1.14; 11.40) невидимого.

Кроме того, Иоанн особенно подчеркивает всегда действенный характер невидимых следствий В-ы. Для верующего не будет *суда (5.24). Он уже воскрес (11.25 сл.; ср 6.40), ходит в свете (12.46) и имеет жизнь вечную (3.16; 6.47). Напротив, «неверующий уже осужден» (3.18). Т. обр. В. облекается в судьбоносное величие неотложного выбора между смертью и жизнью, между *светом и тьмою, выбора тем более трудного, что он зависит от нравственного поведения того, кому она предлагается (3.19–21).

Настойчивость, с к-рой Иоанн говорит о В., о ее специфическом объекте, о ее важности, объясняется самой целью его Евангелия: привести читателей к тому, чтобы они разделили его В-y, уверовав, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» (20.31), и стали детьми Божиими через В. в Слово, ставшее плотью (1.9–14). Для В. выбор остается возможным в свете непосредственного *свидетельства Иоанна (1 Ин 1.2 сл.). В. эта — традиционная В. Церкви: верная принятому учению, она исповедует Иисуса как *Сына (1 Ин 2.23–27; 5.1) и должна расцвести в жизни без греха (3.9 сл.), одушевляемая братской любовью (4.10 слл; 5.1–5). Как и Павел (Рим 8.31–39; Еф 3.19), Иоанн считает, что она приводит к познанию любви Божией к людям (1 Ин 4.16).

Перед лицом грядущих браней Иоанн увещает верующих к *«терпению и вере святых» (Откр 13.10) даже до смерти. Источником этой верности продолжает оставаться В. в Воскресение Могущего сказать: «Я был мертв и вот жив во веки веков» (1.18), в Логос Божий, победоносно устанавливающий Свое *Царство (19.11–16; ср Деян 4.24–30).

И в тот *День, когда прекратится В., «мы узрим Бога, как Он есть» (1 Ин 3.2) и В. Пасхи (в Воскресение) будет вновь возвещена: «победа, победившая мир: вера наша» (5.4).

JDu

—> Авраам I 1.2, II 3.4 — аминь — бедные ВЗ III — верность ВЗ 2, НЗ 2 — видеть ВЗ II, НЗ I 2 — воздаяние II 3 г — дела НЗ II 1.2 — доверие — Евангелие II 3 — ересь — заботы 2 — Закон B III 1.3 — знамение — знать НЗ 3 — Иисус (имя) III — Иисус Христос I 2.3 — имя НЗ З а — искать II — исповедовать ВЗ 1, НЗ 1 — испытание ВЗ I 1 — истина НЗ 2 а. 3 — крещение IV 3 — Мария IV — Мессия НЗ II — мудрость ВЗ I 3 — надежда — неверие — Ной 3 — обетование — оправдание I, III — освобождение III 1 — Петр 3 6 — плодовитость III 2 — покаяние НЗ III 1 — помазание III 6 — послушание II, IV — правда Б I — радость НЗ II 1 — спасение ВЗ II 1, НЗ I 1 а.2 а, II 2 — новое рождение 3 а — сердце II 2 б — следовать 1.2 г — свидетельство НЗ 3 — Слово Божие ВЗ III 2, НЗ I 2, II 2, III 2 — слушать 0, 1 — совет 2 а — спасение ВЗ II 1, НЗ I 1 а.2 а, II 2 — страх Божий II — чудо I 3, II 3, III 1, 2 б, 3 б

https://predanie.ru/book/217381-slovar-bibleyskogo-bogosloviya/